С тех пор не устаю примеривать ее на разные явления – рынок, демократия, свобода слова, фашизм, космополитизм… Список всякий волен продолжать в меру своей испорченности.
Ну а вот политкорректность: подходит к нашему климату – или нет?
Политкорректность – довольно рафинированный продукт демократии. Еще лет 15-20 назад этого продукта не было даже в американских политических супермаркетах. Но проблема заключается в том, что, как и во многих других вопросах, у России нет времени ждать, когда органически вырастет гражданское общество, а из него, на высоком этапе развития, проклюнется и росток-другой политкорректности. Это было бы естественное развитие, слов нет. Беда лишь в том, что к тому времени самый вульгарный национализм просто угробил бы Россию. Для нас сегодня политкорректность – не «модная приправа», а истинно хлеб насущный.
Национализм русский («великодержавный») – национализм в республиках, входящих в состав РФ, а в близкой перспективе – национализм мигрантов (как только набирается критическая масса компактно проживающих людей одной национальности). Столкновения хотя бы этих трех национализмов (столкновение, которое часто начинается с попытки ответить на жизненно важный вопрос «кто первый начал?!») вполне достаточно, чтобы сделать жизнь в России невыносимой. Причем масштаб таких конфликтов может быть совсем не европейским! Вот что уж точно не для нашего климата – так это французские «игры в революцию». Русские (не только русские, а все нации, живущие в РФ) медленно запрягают, но быстро ездят. И «если начнется», то поджогами автомобилей и балетом «на краю пропасти», как в парижских предместьях, дело не ограничится. Тут в дело пойдут не рапиры «острого галльского смысла», а «дубина народной войны».
Не подписали пакт КПРФ, «Родина» и «Яблоко». И это очень характерно
Между тем после того как в обществе возникла массовая идиосинкразия к либерально-западным ценностям, живых идеологий в стране осталось, в общем, две: «государственный патриотизм» – и «уличный национализм с желваками». Только эти две идеи (иногда недурно пересекающиеся, но на самом деле глубоко различные) сегодня способны как-то овладеть широкими массами. Комбинация столь же опасная, сколь и известная. Известная под именем «веймарский синдром».
Вот в этих условиях и возник так называемый Антифашистский пакт, который предложила «Единая Россия» и который был торжественно подписан представителями 12 партий 20 февраля.
Суть пакта, как известно, очень проста. В России есть ворох законов о противодействии экстремизму, национализму и т. д. Проблема только в том, что они не действуют. Отчасти их саботируют чиновники (очевидно, что многие в той же милиции, скажем, сами заражены этими идеями), но еще гораздо чаще «факт национализма» невозможно точно и строго доказать юридически. В самом деле, если вы не напишете «Я разжигаю национальную рознь, я – нацист, я призываю убивать жидов, хачей, чурок – или, соответственно, «русских свиней», – для суда, для бесчисленных экспертов нет твердых и неопровержимых доказательств вашего экстремизма. (Кстати, некоторые ровно так и пишут, например, Б. Миронов, бывший министр печати и лидер бывшей Национал-державной партии, прямо называл себя «русским фашистом», – но такие законопослушные граждане, все делающие для удобства правосудия, все же крайне редки).
Так что в любом солидном магазине, где не стоит «Майн кампф», вы найдете гору профашистской, антисемитской и т. д. литературы – просто пересказ своими словами все той же «Майн кампф» или «Протоколов сионских мудрецов». И осудить авторов и издателей не за что – даже плагиат не докажешь…
«Административный антифашизм» действует слабо. Нужны методы политического противодействия – к ним и призывает Антифашистский пакт. Те партии, которые подписали этот пакт, обязаны, без строгих юридических доказательств, просто подвергать эту публику остракизму, «посылать в игнор», как пишут на интернетовских сайтах (самый густой в России рассадник ксенофобии, как все знают, – как раз среди образованных и «продвинутых» посетителей Интернета: на форумах, как полагается на заборе, они пишут все, что душе угодно. А душе угодно все то же – нацистский идеологический мат).
Не принимать в партии людей с нацистскими взглядами. Не публиковаться в пронацистских СМИ. Не участвовать в соответствующих демонстрациях. Словом – не взаимодействовать, не давать им трибуны, не легитимизировать их, например, в форме «демократической дискуссии» с ними. Перевести нацистов в «политически опущенных» – и обходить их, чтобы «не зачушкариться».
Вячеслав Володин (фото: Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД) |
Казалось бы – абсолютно разумная, бесспорная идея.
Но против нее сразу формулируется масса возражений. В основном, как ни смешно, со стороны либеральной интеллигенции.
Антифашистский пакт предложен ЕР – этого достаточно, чтобы на него глядели с изначальным подозрением. Это напоминает известный рассказ про Бродского, который якобы сказал: «Если Евтушенко против колхозов, то я – «за».
Ведь ЕР представляет власть, Администрацию? Значит, пакт выношен в коридорах власти! Значит, мы, либеральные интеллигенты, обязаны быть против! По этой логике надо быть и против пожарной команды – ведь МЧС возглавляет один из лидеров ЕР, Шойгу! Лучше уж сгореть, но не поддаться пожарным-от-власти…
Создавая этот пакт власть преследует свои политические цели! – таково главное обвинение. Не вполне ясно, в чем, собственно, «криминал». Разумеется, власть всегда преследует свои цели – ну и что? Вопрос в другом: разумны эти цели или нет ? В данном случае, очевидно, разумны: похоже, что власть все-таки осознает опасность националистического раздрая России…
Но даже если пакт останется только «пиар-мероприятием для галочки» (а такая вероятность, конечно, велика) – это все равно небесполезно! Все-таки что-то останется, что-то отложится в сознании общества, хоть лишний раз напомнят, что национализм – «бяка». И это уже неплохо…
Хотя, конечно, это – программа минимум. Настоящий эффект от пакта возможен только в том случае, если его подписанты делом покажут, как выполняют свой пакт.
Ну а теперь посмотрим, как практически разворачивалась вся история с пактом.
Итак, его подписали 12 партий. Кроме ЕР из крупных партий можно отметить ЛДПР и СПС.
Конечно, «соколы Жириновского» ровно такие же «антифашисты», как и «либеральные демократы». Например, в думской фракции ЛДПР блистает некто депутат Курьянович, который считается «крышей» скинхедов и не скрывает это. При этом понятно, что никому и в голову не пришло задать ЛДПР хотя бы один неприятный вопрос: как согласуется членство Курьяновича в партии с подписанным пактом? Впрочем, какие там еще вопросы – все и так понятно… Да и сам Владимир Вольфович, «защитник русских и бедных», с своими вечными разговорами о «южной мафии», с его оригинальными высказываниями по еврейскому вопросу (притом, что в его фракции чуть не половина «русских/бедных» – кавказцы или евреи… начиная с самого «вождя») – разумеется, образцовый антифашист.
Владимир Жириновский (фото: Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД) |
Есть вопросы и к СПС – хотя, разумеется, совсем другого порядка.
Конечно, в отличие от ЛДПР, СПС постоянно говорит об опасности фашизма, участвует в антифашистских митингах и т. д. Но вот неприятный факт – на недавнем молодежном форуме в Перми, столкнувшись лицом к лицу с «незапланированными» нацистами, представители СПС… как минимум растерялись, не дали прямым фашистам должного отпора. Но, может быть, теперь, вспоминая подписанный ими пакт, они будут в минуты жизни трудные вести себя решительней и тверже.
Не подписали пакт КПРФ, «Родина» и «Яблоко».
Это тоже очень характерно.
КПРФ объяснила свой отказ давними обидами – и текст пакта с ними не согласовывали, и на само подписание не пригласили. Возможно. Странно другое. Других, не формальных препятствий к подписанию пакта партия «пролетарских интернационалистов», разумеется, не видит. Но ведь в составе фракции КПРФ в Думе блистают Макашов и Кондратенко, знаменитые далеко за пределами России своими прямо погромными речами. Что же партия собиралась с ними делать, если бы подписала «пакт»? Исключить из «рядов»? Заставить публично покаяться? Хотя бы публично осудить?
Риторические вопросы! Ясно, что никто ни слова бы «старым бойцам» не сказал – даже и в голову бы это никому не пришло.
Так что это замечательно, что КПРФ не подписала пакт. Главное – чтоб и дальше не подписывала, чтоб те, кто уже подписал, просто не пустили в свои ряды КПРФ, не получив хоть каких-то объяснений по поводу тех же «борцов с сионизмом».
На самом деле Рогозину остается только посочувствовать (фото: ИТАР-ТАСС) |
Но, пожалуй, главное достижение – что пакт все-таки не подписала «Родина». Если бы это произошло, то пакт, действительно, превратился бы в натуральный фарс.
Надо иметь в виду, что в нынешней, сильно поредевшей, фракции «Родины» из 29 депутатов (в 2003-м, сразу после выборов, во фракции было 39 членов) 11, т. е. почти 40%, подписали в январе 2005 года знаменитое письмо депутатов Думы в прокуратуру с предложением «закрыть еврейские организации».
Одной рукой пописывать антисемитские письма, а другой (или той же самой?) подписывать пакты о борьбе с ксенофобией! Слава богу, этого не произошло. Впрочем, на своем сайте «Родина» без тени краски (коричневой?) на лице утверждает, что хоть они и не подписали этот пакт, но все его положения полностью разделяют! Но тогда надо исключить как минимум 11 депутатов из 29 членов фракции «Родина»! Э нет… Это они тоже «разделяют» – «антифашизм» отдельно, антисемитизм – отдельно. Зачем путать!
На самом деле Рогозину остается только посочувствовать. После ухода из его фракции (по разным причинам) таких людей, как В. Геращенко, А. Лебедев, М. Лебедева, Г. Шпак и др., атмосфера стала еще более душной. Я считал и по-прежнему считаю, что политик-прагматик Рогозин сам лично вполне далек от замшелого, мрачно-насупленного «подзаборного» антисемитизма того знаменитого письма, как далек и от сочинений о «расовом смысле русской идеи» своего коллеги по фракции г-на Савельева. Да-да, для Рогозина все это, конечно же, «только бизнес – ничего личного» (в отличие от Савельева, Крутова и Ко). Но есть бизнес и бизнес, есть торговля подтяжками – а есть наркоторговля…
По мере того как портятся отношения Рогозина с Кремлем, надежда сделать «Родину» серьезной партией теряется. Что же тогда остается «в сухом остатке»? Безусловные инстинкты ксенофобии. Да, на этот товар спрос всегда есть – но, увы, спрос формирует предложение. Если главная ставка делается «на это», то тем самым партия, действительно, выталкивает себя на ту самую сугубо грязную обочину политики. Дорога туда – путь наименьшего сопротивления. А вот выбраться оттуда уже значительно труднее. За вход в националистически-маргинальную компанию, известно, – рубль, за выход – сто. А где их взять бедной «Родине»? Вот сегодня: исключить добрую половину депутатов-ксенофобов – значит, ликвидировать фракцию, но и оставить их – значит… тоже, фактически, ликвидировать «Родину»!
И в этой ситуации пакт – хотели того его авторы или нет – оказывается чертой, отделяющей «Родину» от легитимной политики, пакт оказывается линией «красных флажков», за которые загнана «Родина», а на самом деле – за которые она себя сама загнала.
То, что пакт не подписали КПРФ и «Родина», – безусловно на пользу пакту, это дает хотя бы шанс, что пакт, действительно, может разделить политические партии на «рукопожатые» и «нерукопожатые».
Тем более странно, что пакт не подписало «Яблоко». Объясняется ли это обычным «скверным характером» неуступчивых яблочников? Или все-таки дело в попытках вести какую-то «свою игру» с Лимоновым, которому пакт бьет не в бровь, а в глаз? Или демонстрация своей непримиримости к Кремлю? Не самый удачный повод для такой демонстрации…
* * *
Как бы то ни было, но Антифашистский пакт подписан. Ясно, что здесь много пиара, много игры, интриги, – на то и политика. Но взрослого человека это не может смущать – безупречных и бескорыстных политических действий в природе не бывает. Если «антифашизм» станет чем-то большим, чем пиар-компания, если реально удастся хотя бы чуть-чуть маргинализировать националистическую идеологию в России – это было бы действительно великим делом.