«Да, мы знаем: такой наша промышленность, наша экономика строилась еще в советские времена. Но знать этого – абсолютно недостаточно».
(В. Путин)
«Скромность и трезвость самооценки не повредят амбициям, наоборот, сделают их реалистичнее и честнее».
(В. Сурков)
1. «Энергетическая держава» vs «сырьевой придаток»
Как энергетика может стать базой, локомотивом развития и диверсификации экономики - не за счет снижения объемов поставок энергоносителей, а за счет увеличения других отраслей, в первую очередь смежных
За 2005 год экспорт минеральных продуктов России оставил 64,6% от общего экспорта, продукция химической промышленности – 5,9%, экспорт машин, оборудования и транспортных средств – 5,6%. За тот же 2005 год, например, в Белоруссии экспорт машин, оборудования и транспортных средств Белоруссии - 20,3%. Очевидно, что наш экспорт традиционно имеет сырьевую направленность. Эта ситуация не является новой для России уже на протяжении пары сотен лет: зерно, масло, лес, нефть и т. д. В 1901 году доля России в мировой добыче нефти составляла 53%, а до 1904 года русский керосин обеспечивал около половины потребностей Англии. В 1924 году мы экспортировали зерна на 37,8%, лес и лесоматериалы на 13%, нефть и нефтепродукты на 11%, а в 1985 году общая доля экспорта сырья и продуктов первичной переработки приближалась к 70%. Современная структура экспорта во многом является наследницей советской.
При этом в 1970 году экспорт машин и оборудования из СССР составлял 21,5%. Безусловно, большая его часть шла в страны СЭВ и третьего мира и во многом была мотивирована политическими причинами, но «из песни слова не выкинешь». Сейчас многие из этих рынков для машин, оборудования, готовой продукции потеряны.
При этом роль России в поставках энергоносителей на мировой рынок только увеличивается. Именно эта роль во многом определяет ее геополитическое влияние, является инструментом проведения внутренней и внешней политики. От этой роли нельзя и невозможно отказаться. Но именно энергетика, включая атомную, может стать базой и локомотивом развития и диверсификации экономики, которая должна идти не за счет снижения объемов поставок энергоносителей, а за счет увеличения других отраслей, в первую очередь смежных.
Однако и диверсификация, и развитие экономики России пойдут только в том случае, если будут развиваться связанные с энергетикой отрасли энергомашиностроения, в том числе атомного, энергосбережения, в широком смысле использоваться сохранившиеся конкурентные преимущества в промышленной инфраструктуре. Произойдет это только в том случае, если эти отрасли будут развиваться с опорой на российские конструкторские бюро и научные институты, сохранившиеся кадры, научный потенциал и заделы в материаловедении, физике, ядерных технологиях, химии, металлургии, развитие которых и требует соответствующих инвестиций, продиктованных конкретными проектами. Нам не только не стоит бояться новых технологических и прорывных решений, а напротив, именно их и необходимо реализовывать в первую очередь. При этом с конструкторскими бюро и инновационными структурами можно делить и риски, и прибыль.
Не секрет, что на внешних рынках наша продукция не всегда проигрывает из-за плохого качества, а часто за счет недостаточной разработанности финансовых и кредитных схем, недостаточной поддержки государства. Существенным плюсом России является то, что качественная продукция нашего энергомашиностроения будет гарантированно иметь сбыт на внутреннем рынке, что, в свою очередь, позволит достичь оптимальной себестоимости при выходе на внешний рынок.
Важным и конкретным направлением энергомашиностроения, в котором мы двигаемся, является переход к серийному производству энергетических систем – атомных станций, платформ, танкеров. Это не только возможно, но, в иной форме, уже было нами сделано ранее. Например, за время своего существования предприятие «Севмаш» имеет уникальный опыт строительства 128 подводных лодок с ядерной энергетической установкой. Именно на нем сейчас заканчивается строительство нефтедобывающей платформы для месторождения Приразломное в Баренцевом море с общей стоимостью до миллиарда долларов и первой в мире плавучей атомной станции. Рынок для последних систем, в особенности с учетом задач опреснения воды, – огромен.
Иначе говоря, «главнейшая задача – диверсифицировать нашу экономику, сделать ее современной, развивающейся на новейших технологиях» (В. Путин), и «могущественная энергетическая держава (до которой пока далеко) возникнет не в результате гипертрофии сырьевого сектора, а в борьбе за обладание высокими технологиями связи и информации, энергомашиностроения и энергосбережения, производства принципиально новых видов топлива» (В. Сурков).
2. Борьба за «центр прибыли» – российская реальность
Роль России в поставках энергоносителей на мировой рынок только увеличивается |
Несмотря на то, что в наше время рынки и разделение труда имеют глобальный характер, транснациональные компании часто имеют свое собственное мнение, отличающееся от мнения правительств государств, где живут их владельцы, а идеи свободной и либеральной торговли стали практически частью пакета «атлантических ценностей», поддержка национального бизнеса и экономики остается одной из основных задач любого государства.
Еще в XIX веке комплекс мер протекционистской политики США назывался «Американской программой». Сейчас большинство их отраслей экономики не требуют поддержки государства, в отношении этих рынков американское правительство говорит о ценностях свободной торговли; в отношении же тех, что требуют такой защиты, используется старый подход в виде протекционистских тарифов и прямой государственной поддержки национальной промышленности. В области сельского хозяйства – государственные займы, компенсационные выплаты, приобретение продукции по фиксированным ценам на государственные средства, отдельно финансирующиеся программы по ирригации и водоснабжению - в итоге сельскохозяйственная продукция в общей доле экспорта США превышает 9%. Не менее хорошо известна протекционистская политика по защите сталелитейной промышленности.
Все это является официальной американской политикой - в Национальной стратегии безопасности США от 2002 года, несколько нелогичной по форме, но ясной по смыслу, записано: «Для продвижения свободной торговли США разработали детальную стратегию… помощь отечественной промышленности и трудящимся в адаптации… меры, которые мы использовали для сектора сельского хозяйства и помощи американской сталелитейной промышленности. Выгоды от свободной торговли не должны быть за счет американских трудящихся». Кстати, в этом же документе говорится о готовности увеличить расходы на разработку новых энергосберегающих технологий до 4,5 миллиардов долларов.
Достаточно показательна и история с фактическим запретом продажи американской нефтяной компании Unocal, когда китайская Chinese National Offshore Oil Co (CNOOC) была вынуждена отозвать свое предложение в 2005 году. Unocal была продана американской компании Chevron за 16,5 миллиардов долларов, несмотря на то, что первоначальное предложение китайской стороны составляло 18,5 миллиардов долларов и обязательства не увольнять «практически всех» работников компании. При этом еще до отказа китайцев участвовать в сделке компания Chevron не стала увеличивать свое предложение, чувствуя поддержку государства и будучи уверенной в конечном результате.
Недопустима аналогичная проекту «Сахалин-2» ситуация, когда большая часть финансирования на технологии, разработки и производства была оставлена за рубежом |
Нерешенной проблемой является излишний и дублирующий характер контроля бизнеса со стороны государства – то, что было разумно пять лет назад, стало ограничивающим развитие сегодня. Важнейшая составляющая помощи национальному энергетическому бизнесу – поддержка средних негосударственных компаний, которые могут эффективно взять на себя освоение и эксплуатацию небольших или старых месторождений, которые малоинтересны для крупных компаний. Для этого им необходимо предоставить не только возможности доступа к трубопроводам, но и возможность участия в строительстве новых, с гарантированными объемами прокачки и контрольным пакетом государства. Нерешенной проблемой является установление критериев между международной экспансией российского бизнеса и уводом бизнеса за границу.
Основной же задачей является необходимость развития с соблюдением основного критерия: «центр прибыли от международных проектов использования российских ресурсов должен закрепиться в России. Так же, как и центр власти над ее настоящим и будущим» (В. Сурков).
«Новая энергетическая политика (НЭП)» - продолжение следует.