Российская одиссея по вступлению в ВТО растянулась на долгих 14 лет и наряду со вступлением Китая по продолжительности и напряженности переговорного процесса является беспрецедентной в истории данной организации.
После долгих лет скитаний в поисках своего места под солнцем в мировой экономике Россия наконец-то обретает возможность полноправно участвовать в мировом хозяйстве и активизировать создание альянсов как на постсоветском пространстве, так и со странами дальнего зарубежья.
Официальную заявку о вступлении во Всемирную торговую организацию Россия подала в 1993 году. Однако в течение почти семи лет переговорный процесс со странами – членами данной организации продвигался чрезвычайно медленно. Лишь в конце 2000 года президент Путин провозгласил вступление страны в ВТО основным внешнеэкономическим приоритетом России.
С тех пор началась активная фаза переговоров, в рамках которой велись напряженные переговоры с ключевыми торговыми партнерами России, такими как США и ЕС. После шести лет переговоров на прошлой неделе российское Министерство экономического развития и торговли официально объявило о достижении договоренности с США относительно условий вступления России в ВТО, что снимает фактически последнее серьезное препятствие на пути России в ВТО.
Лишь в конце 2000 года президент Путин провозгласил вступление страны в ВТО основным внешнеэкономическим приоритетом России
На протяжении всего периода вступления России в ВТО ключевым ориентиром российской стороны было качество, а не сроки вступления в ВТО. Данный принцип был во многом соблюден в долгом переговорном процессе с ЕС. В условиях прорыва в переговорном процессе с США многие сегодня задаются вопросом о том, насколько высоким было качество соглашения, достигнутого российской стороной с американцами. На данный момент наиболее детальное изложение договоренностей, достигнутых между Россией и США, содержится в публикации Российско-американского делового совета (US-Russia Business Council), краткое содержание которой приводится ниже.
- Снижение тарифов. Россия снизит тарифы на целый ряд промышленных и сельскохозяйственных продуктов. Средний тариф на основные статьи американского экспорта (продукция химической и авиационной промышленности, высокотехнологичная продукция, медицинское, строительное и сельскохозяйственное оборудование) составит 6,5%.
- Защита прав интеллектуальной собственности. Стороны планируют заключить соглашение о защите прав интеллектуальной собственности, в котором будут прописаны конкретные даты вступления в силу законов о защите фармакологической информации, борьбе с нарушением авторских прав и интернет-пиратством, а также будет предусматриваться закрытие нелегальных предприятий, введение уголовной ответственности за преступления в сфере интеллектуальной собственности и обеспечение полного соответствия действующего законодательства, включая часть IV Гражданского кодекса РФ, требованиям Соглашений по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS).
- Сельское хозяйство. В ходе выездных инспекций американских сельскохозяйственных предприятий российские специалисты подтвердили соответствие американской говядины и свинины международным санитарным и ветеринарным нормам. В связи с этим Россия даст согласие на импорт из США замороженной свинины и вновь откроет свой рынок для американской говядины.
- Гражданское авиастроение и комплектующие. Таможенные тарифы на продукцию гражданского авиастроения США постепенно снизятся с нынешних 20 до менее 10%. Также будут снижены тарифы на авиалайнеры, приобретаемые на условиях лизинга. Тариф на ввоз комплектующих для гражданских самолетов снизится в среднем до 5%.
- Высокие технологии. Россия согласилась подписать действующее в ВТО многостороннее Соглашение по информационным технологиям (ITA), направленное на отмену ввозных тарифов в сфере высоких технологий.
Российской стороне удалось сохранить право на существенный рост субсидирования отечественного сельского хозяйства (фото: ИТАР-ТАСС) |
Данные соглашения означают, что обе стороны пошли на компромисс для заключения двустороннего соглашения. Россия согласилась на ужесточение борьбы с нарушениями прав на интеллектуальную собственность, а также пошла на снижение нетарифных барьеров для американской сельхозпродукции. Более масштабной также будет либерализация в финансовом секторе российской экономики, в особенности в страховании. В то же время Россия не уступила по наиболее принципиальному вопросу о допуске филиалов иностранных банков. Помимо этого, как отметил президент Путин, российской стороне удалось сохранить за Россией право на существенный рост субсидирования отечественного сельского хозяйства. Учитывая, что процесс двусторонних переговоров близок к завершению, можно констатировать, что российским переговорщикам в целом удалось отстоять приемлемые для российской экономики условия присоединения нашей страны к ВТО.
В этих условиях вступление России в ВТО должно благоприятно сказаться на динамизме экономики в целом. Снижение тарифов на импортную продукцию будет способствовать повышению покупательной способности российских потребителей. Прирост потребления в среднесрочной перспективе, обусловленный вступлением в ВТО, оценивается Всемирным банком в 19 млрд. долларов. Увеличение прямых иностранных инвестиций: вступление в ВТО улучшит инвестиционный климат, поскольку Россия должна будет действовать в рамках установленных в ВТО правил, что сделает более последовательной и предсказуемой политику российских властей.
Кроме того, согласно самому последнему исследованию, проведенному Минэкономразвития, потери России от политики протекционизма, проводимой иностранными государствами, оцениваются в 2 млрд. долларов. Россия сможет бороться с этим в рамках ВТО. Импорт должен увеличиться по причине снижения импортных пошлин (ожидается, что после семилетнего переходного периода они снизятся с нынешних 11–12 примерно до 8%), хотя укрепление рубля, скорее всего, будет более важным фактором роста импорта, чем торговая либерализация. Больше всего от вступления России в ВТО должны выиграть сталелитейная и химическая промышленность.
Президент России Владимир Путин (фото: ИТАР-ТАСС) |
В то же время необходимо отметить, что в современных условиях успех экономического развития определяется не столько масштабами внешнеторговой либерализации, а оптимизацией качественных составляющих данного процесса. Получение доступа к многосторонней либерализации дает странам свободу маневра в выборе приоритетного направления регионализма. Некоторые региональные группировки и страны для максимизации своих возможностей заключают по возможности больше соглашений с другими региональными группировками, что в некоторой степени аналогично стратегии диверсификации рисков для снижения экономической зависимости от конъюнктуры какого-либо одного региона. Ярким примером такого рода стратегии является Мексика, которая, будучи членом НАФТА, заключила торговые соглашения с интеграционными группировками в Азии, ЕС, а также Южной Америке. Другим примером являются страны МЕРКОСУР, которые наряду с интеграцией на южноамериканском континенте (с андской группой) преследуют также цель создания зоны свободной торговли с НАФТА и ЕС.
Для того чтобы войти в сеть этих торговых альянсов, России нужен своего рода пароль, который призван засвидетельствовать равноправный доступ России к интеграционным процессам в мировой экономике. Для России сегодня пароль для вхождения в сеть двусторонних и региональных альянсов – это ВТО. Пока Россия остается вне ВТО и продолжает испытывать дискриминацию со стороны остальных стран, стимулы других интеграционных блоков по построению альянсов с нашей страной будут ограниченны.
Ответ на вопрос о том, сумеет ли Россия успешно провести модернизацию экономики в ближайшие 5–10 лет, во многом определит региональную и геополитическую роль России в мировом хозяйстве. Как показывает зарубежный опыт, успешная модернизация экономики – единственный способ активизировать интеграционные процессы на региональном уровне, а также двусторонние торговые соглашения. Соответственно, чем выше будет экономический рост в России, тем больший импульс будет придаваться интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Это в свою очередь является ключом к трансформации СНГ в региональный центр интенсивного экономического развития в рамках мирового хозяйства. Наконец, по мере роста экономической мощи всего региона СНГ будут расти возможности для стран Евразийского региона по построению стратегических альянсов с другими региональными группировками в мировом хозяйстве. Таким образом, строится цепочка от укрепления экономики России за счет экономической модернизации к трансформации ее роли в международных экономических отношениях.