Авторские колонки

23 сентября 2005, 10:24

Игорь Манцов: Занимательная кулинария

Будьте внимательнее. Не проходите мимо. Улица учит жизни не хуже, чем душеспасительная литература. Две бабушки на скамейке. Первая, перелистывая бульварный еженедельник: «…Неужели? Пугачева хорошо готовит? Так вот почему она полненькая!»

Кто бы мог подумать. Восхитительная логическая цепочка. Лично я сделал бы из посылки «Пугачева хорошо готовит» совершенно иные выводы. Например, предположил бы, что вкусные самопальные блюда достаются не самой примадонне, а ее близким и гостям. Сам я готовлю плохо и неохотно, испытываю потребность в том, чтобы меня хотя бы изредка кормили. Желательно – изобретательно, вкусненько, от души. Посему, услыхав бабушкину реплику, я мигом идентифицировался с неупомянутыми удачливыми другими, которых умелая повариха и радушная хозяйка усаживает за стол, насыщая заоблачного качества яствами.

В отличие от меня бабушка со скамейки имеет много лишнего времени и гастрономического мастерства, зато с гостями и близкими у нее проблема. Судя по всему, ей редко приходится кормить кого бы то ни было, кроме самой себя. В ее фантазме никаких других нет. Бабуля отождествляется с персонажем светской хроники, с виртуозной поварихой-любительницей Аллой Пугачевой. Дескать, кухня - территория, где исчезает дистанция между звездой и обывательницей. Дескать, у плиты и одна, и вторая - равновеликие «бабы», - умелые, но невостребованные.

Хорошо, пускай так. Но даже этот расклад мы с бабушкой представляем по-разному. Моя внеположная сознанию поварихи соображалка выдает микросюжет в духе сюрреализма: кухня, женщина, похожая на примадонну. Сама готовит, сама же и ест. Лакеи приносят очередную гору продуктов: сырых, упакованных, разных. Снова много готовит, опять хорошо ест. Веселый беспардонный гротеск в стиле группы «Монти Пайтон». Сумасшедший темп, вакханалия, рок-н-ролл. Фарс.

Но бабушка-то вообразила принципиально иное! Бабушка осмысляла бульварную заметку, заселившись вовнутрь поварихи. Получилась мелодрама про одиночество. Медленные психологические кружева, сентиментальные паузы. Муж, любовник, дети и даже внуки сбежали. В ближнее зарубежье. На худой конец, в ближайшую кафешку. Одинокая бабуля нервно кушает остывающую стряпню под закадровую песню Валентины Толкуновой. Непременные слезы, надрыв. Устыдившись собственного цинизма, оголтелые парни из «Монти Пайтона» отдыхают в соседнем съемочном павильоне, не участвуют.

В отличие от меня бабушка со скамейки имеет много лишнего времени и гастрономического мастерства, зато с гостями и близкими у нее проблема

Я про то, что даже самый скромный, самый затюканный человек вынужден, осмысляя поступающую извне информацию, назначать себя главным героем, протагонистом. Он бессознательно размещает свою персону в центре мироздания и организует это мироздание по законам собственного «Я». К подобному эгоцентризму человека принуждают грамматические правила и речевые клише: «Я думаю», «Мне кажется», «Пошел вон!». Не случайно говорят: каждый человек – вселенная; сколько людей - столько миров и т.п. В конечном счете, все мы режиссируем, превращая ограниченный набор повседневных сюжетов в россыпь непохожих, спорящих друг с другом жанровых картинок. После, в процессе социокультурного обмена, индивидуальные сюжеты с картинками каким-то загадочным образом подгоняются к общему знаменателю, унифицируются. Так созидается коллективная мифология.

Наилучший пример анонимного коллективного творчества - анекдоты. В анекдоты уплотнена не народная мудрость, а социальное воображаемое, которое бывает разным. Глупым в том числе. Но даже будучи «глупым», воображаемое не становится менее влиятельным. Не следует преувеличивать значимость рационального метода. По большей части человечество живет аффектами и страстями, а не умом. Анекдоты состоят из базовых вещей, из первоэлементов. Посему анекдоты - не для одного только смеха, но еще и для анализа. Анекдоты не проще и не абсурднее так называемой жизни. Сейчас я покажу, как лучшая картина Андрея Тарковского - «Сталкер» сводится к двум-трем первоэлементам и как ее подлинный смысл выводится из анекдотов. А не из претенциозной диссидентской философии позднесоветского разлива, ни в коем случае!

Кстати, замечу: кино - не литература, не музыка. В кино, которое делают много самых разных людей, невозможен полный контроль постановщика над текстом. Мне все равно, что имели в виду Стругацкие и Тарковский. Точнее, я готов учитывать их намерения, но лишь после того, как посмотрю конечный продукт независимым непредубежденным взглядом. Их намерения - лишь один из элементов картины, и не самый значимый. Автор кинофильма - часть природы, допустим, северо-западный ветерок. Согласен, случаются постановщики-ураганы. Но даже они не способны изменить рельеф местности и строение земной коры, пускай не выпендриваются. Пускай заискивают, интересуются мнением Критика: «Извините, Вы не подскажете, чего я там понаснимал? Виноват, не пойму». А скоро так и будет! Как в Голливуде, по-взрослому.

Первым делом необходимо выяснить: «Кто говорит?» В смысле, кому из персонажей принадлежит этот фантазм, то есть фильм? Чьими желаниями пронизана фильмическая ткань? Чей интерес обусловливает стиль поведения всех без исключения героев? Кино - это всегда чья-то персональная греза, чье-то оправдание. Алиби. Отпущение грехов. Будемте внимательнее.

Итак, смотрю отчетную картину во второй раз - но впервые за последние четверть века. Сразу удивление. На картонной коробке значится: «Александр Кайдановский в фильме «Сталкер». Волюнтаризм издателей, чушь. Ведь авторские титры открывают список исполнителей никаким не Кайдановским, но Алисой Фрейндлих. Только не говорите мне, что это заурядная вежливость! Тут же высокое искусство, не профанация. Мы не в троллейбусе, не в метро, чтобы по гендерному признаку уступать место второстепенным персонажам - фигурантам, а не прародителям фантазма. Такие титры - достаточное основание для того, чтобы смотреть картину с позиции сталкеровой Жены! Однако ниже будет и другое доказательство ее первенства - убойное. Очевидное.

Итак, раннее утро, часов шесть. Жена делает вид, что спит. Сталкер трусливо выжидает. Едва этот хитрован-злоумышленник натягивает одежду и выскальзывает на кухню, всклокоченная супруга возникает в дверях, тормозит: «Куда собрался?», «Снова загремишь за решетку!», «Ну пожалей хотя бы дочь!» В первом попавшемся сборнике анекдотов нахожу вот эту самую классическую схему: жена отслеживает бузотера-супруга.

«Муж – жене:

- Дорогая, я пошел на скачки.

И так каждый вечер.

Но однажды она ему говорит:

- Дорогой, сегодня скачек не будет. Я переломала твоей кобыле ноги».

Или: «Муж возвращается домой в шесть утра. Разувается в прихожей, крадется в спальню. Жена, поднимая голову:

- Ты откуда так поздно?

Он:

- Не откуда, а куда. Не видишь - собираюсь на работу».

Александр Кайдановский в фильме «Сталкер»
Однако наш Сталкер вроде бы не ловелас, наоборот? Допустим. Но тогда он - юродивый, поборник духовности без берегов? Только не рассказывайте эти сказки ей, сталкеровой Жене! У нее на этот счет противоположное мнение.

«На приеме у нарколога:

- Пьете?

- Как посмотреть. Я считаю - нет. Жена полагает - да».

Вот именно. Сталкер отправляется в замызганную пристанционную забегаловку, где вместе с первыми попавшимися «Писателем» и «Ученым» разыгрывает классический сюжет «на троих». Сталкер упорно изображает трезвенника («Я считаю - нет!»), и при этом регулярно устраивает потасовки то с одним малознакомым приятелем, то с другим. То из-за бутылки вина, а то из-за бомбы. Жена устала от мужниных ролевых игр, от его наивной веры в эффективность собственной бытовой лжи. Она как никто другой знает и его привычку оправдываться, и его манеру куролесить («Жена полагает – да!»).

Путешествие в Зону по железной дороге: длинный эпизод, статичные ракурсы троицы. Ракурсы сходны с теми, которые уже запомнились нам по сцене в забегаловке. Процесс, что называется, пошел. И никто никуда не путешествовал. Много пили, это да, было. Наконец приехали.

«Три алкаша ползут по рельсам. Один:

- Что-то ступеньки высокие.

Второй:

- Нет, перила низкие.

А третий увидел поезд и говорит:

- Глядите, едет лифт».

Едва очутились на месте, мир стал цветным. Сталкер: «Ну вот мы и дома! Тихо-то как. Это самое тихое место на свете». Реплики демонстрируют всю меру неодобрения Жены. Реплики эти, как и все, происходящее в Зоне, пропущены через ее сознание, замаркированы ее требовательной, ее оскорбленной натурой. Жене обидно, что супруг почитает за Дом не их уютную квартирку, а забегаловку, позволяющую ему совершать регулярные путешествия по ментальному пространству, в просторечии именуемому Зоной.

Опять внимание! Хочу быть правильно понятым. Я не стремлюсь опустить великое кино. Скорее пытаюсь его модернизировать, уничтожив идеологические коннотации, элиминировав пропагандистское измерение, то есть рудиментарное советское. Я надеюсь возвратить фильму тот базовый культурный слой, ту кровь и ту почву, ту универсальную повседневную мифологию, без которых он существует в интеллигентском сознании вот уже четверть века, ежегодно теряя при этом в весе и стремительно опускаясь до внеэстетической категории «заунывное антисоветское нытье». Я спасаю «Сталкера», и я его спасу! Я вытравлю из него как советское, так и антисоветское. Потомки и даже некоторые современники скажут спасибо, зацелуют.

Писатель: «Все это чья-то идиотская выдумка! Какая разница, чья». Большая разница! Писатель не прав. Тут выдумка женщины, Жены. Сказочное путешествие героических мужчин в некий волшебный лес, к некоей заветной Комнате, где исполняются желания, - да это же архетипическая женская фантазия. Заземленной на кухню и на плиту, как молью поеденной бытом, женщине воображение предлагает приключение трех богатырей, трех аристократов духа, трех мужчин. Женщина приписывает богатырям способность к непрерывным квазифилософским диалогам. Женщина покупается на претенциозную болтовню. Женщину завораживают эти, в сущности, беспредметные дискуссии, эти разговоры ни о чем, эта книжная чепуха: Лао-Цзы пополам с кухонным диссидентством.

Именно с подачи Жены Сталкер транслирует заботу о семье: «…А что? Взять жену, Мартышку и перебраться в Зону. Никого здесь нет, никто их не обидит!» Ей бы очень хотелось и такой заботы, и такой безопасной территории. Повторюсь, все его монологи - это стилизованная женская речь, женская надежда. Ее речь и ее надежда.

Однако надежду сменяет отчаяние. Сталкер возвращается из мужского мира (условно говоря, из запоя), и Жена в очередной раз понимает, что рассчитывать на его помощь нельзя. Сталкер: «Никто не верит, не только эти двое. Кого же мне водить туда? Никому не нужна эта комната и все мои усилия ни к чему. Не пойду туда больше ни с кем!» Жуть.

Алиса Фрейндлих

Ключевой эпизод картины - предфинальный монолог Алисы Фрейндлих прямо на камеру. Здесь начала и концы. Одним гениальным жестом Тарковский перекодировал всю картину. Монолог выполнен в режиме телевизионного интервью. Резко снимается эстетическая дистанция - дискредитируется навязчивый маньеризм предшествующих картинок. Интервью воспринимается нами как безусловно подлинное и даже тривиальное событие - именно так «простой человек» рассказывает о своей повседневной жизни в новостных программах, в слезоточивых телешоу. Интервью переводит путешествие по Зоне в разряд неподлинных событий, фантазмов. Интервью требует от зрителя опознать весь фильм в качестве женского потока сознания.

«Вы знаете, мама была очень против…»

«Вы ведь, наверное, уже поняли - он блаженный…»

«Над ним вся округа смеялась. А он был растяпа, жалкий такой…»

Фрейндлих играет совершенно в другом режиме, нежели мужчины: подчеркнуто театрально, не настаивая на жизнеподобии. Жизнеподобие в полной мере гарантируется режимом прямой речи: «Вы знаете… Вы уже поняли…». Глаза в глаза.

Таким образом, смыслообразующая пластическая оппозиция фильма: это противоречие между фронтальной манерой Жены и ускользающей манерой мужчин. В самом деле, Тарковский все время показывает траченных жизнью чудо-богатырей с затылка! И Сталкер, и двое других норовят отвернуться, ускользнуть!!

Ситуацию комментирует последний эпизод: больная дочка Сталкера, мутантка Мартышка, не имеющая никаких шансов реализоваться в качестве женщины и Жены, читает тем не менее эротические стихи Тютчева. Мартышка символизирует предельную женскую неудачу. «Угрюмый, тусклый огнь желанья» - это необеспеченные реальным смыслом надежды, несбывшиеся мечты и неподходящие мужчины. Приходится сублимировать страсть в парапсихологическую энергию, передвигая взглядом стаканы. Те самые стаканы, в которых давно утонули чудо-богатыри.

Как никакое другое советское кино, «Сталкер» предсказал будущие десятилетия нашей социальной истории: крах ответственного мужского начала и сопутствующий этому краху разгул стихии, то бишь начала женского. Общество, понимаемое как совокупность взаимозависимых индивидов, больше не существует. Пугачева полненькая, Манцов худой, бабушка недалекая - все эти различия несущественны. Много важнее то, что каждый готовит для себя. Сам готовит и сам же ест. Жанр непонятен. Финал неутешителен.

Но потом неизбежно начнется новое кино. Про контакты. Про брачные и внебрачные связи. Про душевное здоровье. «Винни Пух идет в гости», «День рождения ослика Иа», «Еще раз про любовь», «Мистер и миссис Смит», то бишь «Господин и госпожа Ивановы». Обрыдаемся.

Вам может быть интересно

На аэродроме Остафьево в Москве подожгли вертолет
Темы дня

Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану

В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю?

Почему рост экономики мешает Банку России снижать ставку

Центробанк третий раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, чем одновременно раздражает бизнес и сдерживает инфляцию. Однако ситуация такова, что долгожданного снижения ставки в этом году можно так и не дождаться. В худшем случае может потребоваться даже повышение ставки. Что мешает Банку России смягчиться?

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине

Россия уничтожает переданное Киеву вооружение НАТО еще до попадания на фронт

Новости

Перечислены самые популярные города у туристов для майских выходных

Сервис RUSSPASS составил рейтинг самых популярных туристических направлений на майские праздники.

Импортозамещенный Superjet-100 начали готовить к летным испытаниям

Опытный образец импортозамещенного ближнемагистрального самолета Superjet-100 завершил программу заводских доводочных испытаний и прибыл в подмосковный Жуковский.

Россиян и белорусов пытаются вербовать на границе с Латвией и Литвой

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы на пограничных пунктах пропуска пытаются завербовать граждан России и Беларуси. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов.

Путин наградил певца Стаса Михайлова орденом

Певец Стас Михайлов награжден орденом «За заслуги в культуре и искусстве», соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.

Bloomberg: Россия ударами по тылу Украины мешает поставкам оружия из США

Россия наносит удары по военным объектам и логистическим маршрутам на Украине, чтобы затруднить доставку американского оружия украинским войскам, пишет Bloomberg.

Ужесточение мобилизации на Украине призвано помочь Байдену на выборах

Белый дом перед выборами решил сделать ставку на успехи во внешней политике, поэтому он сильно нуждается в успехах Украины. Вашингтон решил, что слабым звеном является личный состав ВСУ, отсюда и требование усилить мобилизацию, сказал газете ВЗГЛЯД американист Владимир Васильев. Ранее газета The New York Times узнала о давлении США на Украину для ужесточения мобилизации.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

В США студенты колледжа выступили против участия Байдена в выпускном

Некоторые преподаватели и студенты американского колледжа Морхауз в штате Джорджия призвали руководство учебного заведения отказаться от приглашения президента США Джо Байдена для традиционного выступления на выпускной церемонии, сообщили местные СМИ.

США ужесточили экспорт оружия в Казахстан, Киргизию и Таджикистан

США ужесточают экспорт огнестрельного оружия и боеприпасов в страны «повышенного риска», среди которых Киргизия, Казахстан и Таджикистан, говорится в заявлении американского министерства торговли.

Уважение к традиционым ценностям станет условием для въезда иностранцев в РФ

В Государственную думу внесен на рассмотрение законопроект, нацеленный на повышение эффективности федерального госконтроля в миграционной сфере.

В Ровно снесли монумент в честь победы в Великой Отечественной войне

В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам, который был установлен на холме Славы.

Экс-пилот США предсказала F-16 проблемы на Украине

Истребители F-16, которые страны Запада планируют предоставить Киеву, столкнутся в зоне спецоперации с высококлассной российской техникой, заявила бывшая летчица ВМС США Бринн Таннехилл.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там острее.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?