Авторские колонки

12 августа 2005, 22:34

Павел Руднев: Fuck your life story

Театр - зеркало общества. Театральные тенденции возникают не потому, что их придумали какие-то влиятельные авангардисты, заставив весь мир уважать и копировать новую моду. Просто приходит время той или иной модели миропонимания.

Время, его ритм, вечно меняющиеся ценности - главное действующее лицо в театральной фактуре.

Иногда безмозглая, агрессивная реклама объясняет поступки современного человека быстрей, чем любые философские доктрины. Здесь все просто, наглядно, обнажено до кости.

В поезде Москва - Хельсинки, который вез меня на очень крупный театральный фестиваль в Тампере, внимание привлек молодой человек. На его майке было изображено многокрактное повторение слов «blah blah blah» и, ниже, убийственная фраза: «Fuck your life story, show me your tits».

Переводится примерно как «Завязывай рассказывать мне про свою жизнь, лучше покажи мне свои сиськи». В лозунге содержится не только эротическая агрессия. Мессидж слогана более глубок. Он о том, что телесный, эротический, а значит витальный, жизнеутверждающий способ общения нам объяснит больше, чем все слова на свете.

Телесный, эротический, а значит витальный, жизнеутверждающий способ общения нам объяснит больше, чем все слова на свете

Общение через тело, физический контакт сообщает нашему сознанию больше информации, чем вербальная ложь. Тело не может солгать, будь то пожатие руки, дружеские объятия, мизансцены коротких встреч или сексуальный контакт.

Наше время буквально умоляет усвоить эту истину без морали. Хотя бы потому, что история человечества доказывает: люди никогда не могут договориться, не могут держать свое слово, но всегда спасаются силой жизни, силой любви, заключенной в физиологии.

Фраза «Fuck your life story, show me your tits» напомнила мне вечный театральный спор, который великий реформатор сцены Станиславский назвал спором «школы представления» и «школы переживания».

Вслед за преобразованиями Московского Художественного театра весь театральный XX век пошел за «школой переживания», взял чеховское направление с его богатством слов, богатством чувственных интонаций, актерской «переживательностью», серьезностью театрального высказывания и правилами «жизни человеческого духа» на сцене. Все то, что называют «русским психологическим театром», и все то, что начало истощаться в конце XX века.

Словосочетание «русский психологический театр» без иронии теперь не произносят, и мы даже недавно придумали для него аббревиатуру РПТ, что при известных ассоциациях с РПЦ (Русской православной церковью) означает мир косный и патриархальный, агрессивно непримиримый и не желающий меняться в условиях мимикрирующего времени.

Современный театр сегодня уводит, клонит в сторону «школы представления», в сторону аттракционной режиссуры, репризного способа актерской игры, шоуменства на сцене, к большим громкостям и сценографическим мощностям. К насилию над публикой в зрительном зале, будь то некомфортная атмосфера шока и скандала на сцене или же агрессия режиссерской концепции, не позволяющей зрителю интерпретировать информацию, идущую со сцены, в своем ключе.

На поле приращения смысла, звучащего авторского слова работает только современная пьеса. В России существующая сегодня словно бы в некотором загоне, сама в себе, как субкультура.

Театр официальный и традиционный, театр больших форм занят деконструкцией классических текстов в той самой аттракционной форме подачи, а не восстановлением смысла и образа современности.

Новая пьеса остается уделом малых сцен и малобюджетного эксперимента. Но завет Станиславского, если его правильно понимать, состоит в синтезе школ. И если иронизировать, в синтезе «life story» и «tits». А если не иронизировать вообще, то в синтезе зрелища и культуры.

Сцена из спектакля «Три сестры»

Главным событием театрального фестиваля в Тампере стал национальный спектакль - «Три сестры» Кристиана Смедса, сделанный в театре маленького провинциального городка Каяни. Здесь этот синтез ощутим настолько, что, кажется, мы сталкиваемся с титанической культурной работой постановщика-изобретателя.

Кристиан Смедс (самый многообещающий финский режиссер сегодня) выглядит как «сибирский валенок». С густой бородой и расплывающимся от счастья лицом. По дождливому Тампере он ходит в мятой футболке, алых шароварах и полусапожках. Его радушный люмпенский облик не может свидетельствовать об истинных намерениях культур-героя, способного вдохновить провинциальную труппу на хулиганский подвиг разрушить и снова создать великую чеховскую пьесу.

Демонтажем истории о трех сестрах занялся сам режиссер, перекроивший текст до неузнаваемости, переписавший его для финской действительности.

Перед нами современная семья из Каяни по фамилии Ромпайнен. Имена сохранили только Ирина, Маша, Ольга, Андрей и Наташа. Остальным придумали не только чужие прозвища, но и другие специальности. Вершинин стал мэром города, присланным из Хельсинки, Соленый - рок-музыкантом, Тузенбах - почтальоном.

С первой секунды мы попадаем в шумный дом трех сестер на именины Ирины, который напоминает цыганский хаос из фильмов Эмира Кустурицы. Сестры поют веселые шансоны под живой аккомпанемент оркестра, Ирина демонстрирует чудеса акробатики, платит за все цыганский барон Протопопов в дымчатых очках и с золотыми цепями на шее.

Во главе стола добрейшая и мудрейшая цыганская бабушка, у которой каждый найдет утешение и одобрение. Сперва кажется, что это неприметная у Чехова нянька Анфиса, чуть позже ты понимаешь, что это умершая мать Ромпайненов.

Весь первый акт на сцене царит беспрерывный кавардак, театральные гэги, музыкальная вечеринка и царство самой беспечной пародии.

Нужно обладать невероятно взрывным темпераментом, чтобы найти, как это сделал Смедс, оправдание этой двухчасовой удалой феерии с минимумом чеховского смысла. Режиссура свадеб и похорон – вот как можно было бы вслед Кустурице назвать этот способ Смедса ощущать жизнь только в ее крайних проявлениях.

Три пятых спектакля идут в пространстве видео. Оператор в онлайн-режиме бегает за героями по всему театру (помимо сцены, где в этот момент для зрителей отражается на экране вся внесценическая жизнь трех сестер) и следит за проявлениями их неутомимой энергии.

Важнейшим элементом этой видеоигры является красное слово live в правом нижнем крае экрана - обозначение прямого эфира, но и страшный диагноз для искусства театра.

Смедс иронизирует по поводу всей структуры традиционной сцены с многовековыми традициями, которую очень легко разломать видеоагрессией. Зритель воочию видит, насколько более «живыми», более «live» оказываются актрисы в видеорежиме, чем это было на сцене.

Парадокс современных информационных технологий: снятый на видео в прямом режиме человек кажется нам более естественным, чем актер на театральных подмостках. Точно так же новость, сообщенная нам тележурналистом и подкрепленная записью, кажется более эмоциональной, чем если бы мы сами стали свидетелями этого экстраординарного приключения.

Эта надпись live на самом деле – кровавый приговор театру и тому пути, куда он в последнее время уходит от нас, от меняющегося ежесекундно времени, от потребностей зрителя, искушаемого телевидением, кино и Интернетом.

Где и когда – Смедс нас заставляет вспоминать об этом своей красной надписью, режущей глаз, - мы видели последний раз «живых» трех сестер?!

Где и когда?!

Сцена из спектакля «Три сестры»

Но еще большее потрясение нас ждет во втором акте, где, не меняя видеопринципа, Смедс полностью опрокидывает интонацию спектакля, основывая игру на крупных видеопланах и подлинно чеховской атмосфере отчаяния, отчуждения, душевной муки. Вторая часть «Трех сестер» - с расставаниями, смертью, разрушением иллюзий, надежд и любви - осталась и в текстовом отношении почти не тронутой.

Смедс чувствует себя не в силах продолжать весь этот цыганский табор и аттракционную режиссуру там, где речь идет о бесконечном человеческом страдании.

Как Розанов в Сергиевом Посаде пришел к выводу, что критикуемое им христианство на самом деле дает человеку важнейшую терапию – спасает от страха смерти, оно рядом с тобой, когда ты умираешь, это религия соборования. Так и Кристиан Смедс оказался бессильным к деконструкции чеховского текста и смысла в момент наивысшего страдания своих героев.

Этот спектакль, который мы готовы назвать шедевром, завершается почти нереальной по точности сценой прощания сестер. Выйдя из видеопространства на цирковой коврик, сестры, как маленькие аккуратные девочки, садятся, обнявшись, к зрителю спинами.

На экране мудрая цыганская мама читает им их же финальный монолог («Будем жить, милые сестры», «Музыка играет так весело, так счастливо») с интонацией доброй сказки на ночь. И по спинам утомившихся сестер мы видим, как успокаиваются под эту сказочную колыбельную их мятежные души.

Сестры выносят трехсвечник на голую сцену, свечи плавятся и траурно плачут, а сестры скорбно уходят за видеоэкран и там вдруг, резко дернувшись, в последний раз весело подпрыгнув и заверещав, показывают нам знак «Victory» - знак победы.

Вам может быть интересно

Путин поговорил по телефону с двумя командирами с передовой
Темы дня

Россия открыла путь к последним «крепостям» ВСУ в Донбассе

Российская армия взяла в ходе СВО очередной значимый рубеж – освобожден город Северск, и тем самым открылась прямая дорога на Славянск и Краматорск. Как была проведена эта операция, за что Владимир Путин лично поблагодарил командующего Южной группировкой российских войск и почему происходящее имеет не только военное, но и политическое значение?

США стали пиратами Карибского моря

Американские военные захватили танкер у побережья Венесуэлы. В администрации Дональда Трампа заявили, что судно причастно к незаконной сети транспортировки нефти. Почему на самом деле Вашингтон пошел на такой отчаянный шаг, как это скажется на мировых ценах на нефть и какие угрозы акт пиратства со стороны США создает для России?

Медведев назвал идею референдума Зеленского «средним пальцем» в адрес США

ЕС начал процедуру долгосрочного замораживания российских активов

Долину потребовали вырезать из новогоднего фильма «Невероятные приключения Шурика»

Новости

МОК рекомендовал допустить к турнирам юных спортсменов из России с флагом и гимном

Исполнительный комитет Международного олимпийского комитета (МОК) рекомендовал федерациям допускать российских и белорусских спортсменов к юношеским соревнованиям с флагом и гимном.

Bloomberg: Украинские дроны атаковали нефтеплатформу «Лукойла» на Каспии

Украинские беспилотники атаковали нефтедобывающую платформу «Лукойла» на месторождении имени Филановского в Каспийском море, сообщает Bloomberg со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.

Зеленский допустил вариант голосования по вопросу о будущем Донбасса

Глава киевского режима Владимир Зеленский не исключил возможность организации общенационального голосования, в рамках которого украинцам могут предложить ответить на территориальные вопросы.

Герасимов сообщил о ведении уличных боев за Гуляйполе

Начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил о штурме Гуляйполя и освобождении ряда населенных пунктов, включая Кучеровку и Куриловку, российскими военными.

Эксперт: Освобождение Северска подчеркнуло печальное положение ВСУ

Освобождение Северска подтверждает правильность избранной армией России тактики и открывает возможности для ее дальнейшего продвижения вглубь Донбасса. Регулярные совещания президента с военными, участие в них командиров с передовой и их подробные доклады дают России важное преимущество, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Павел Данилин. В четверг Владимир Путин провел совещание о ситуации в зоне спецоперации.

Адмирала США допросили в Конгрессе про убийство выживших в море лодочников

Адмирал Фрэнк Брэдли, командующий операцией ВМС США, оказался в центре скандала после того, как дал приказ уничтожить двух выживших на лодке, подвергшейся атаке американских сил вблизи Тринидада. Он был вызван в Конгресс, где сейчас изучается его дело – действия адмирала вызывают вопросы о соблюдении международного права.

Путин: Планы ВСУ сдержать наступление России в Северске провалились

Президент России Владимир Путин на совещании о ситуации в зоне спецоперации заявил, что украинские военные попытались создать укрепленный район в районе Северска для сдерживания наступления российских войск, однако их расчеты не оправдались.

Риелтор Долиной оказался экспертом по мошенничеству с жильем

Риелтор, участвовавший в продаже квартиры Ларисы Долиной Полине Лурье, ранее выступал в СМИ как эксперт по мошенническим схемам рынка недвижимости, сообщает RT.

Грузия предложила Туркменистану свою территорию для транзита газа

Грузия готова содействовать Туркменистану в поставках газа через свою территорию, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Белоусов поздравил российских бойцов с освобождением Северска

Министр обороны Андрей Белоусов поздравил личный состав 6-й и 123-й отдельных гвардейских мотострелковых бригад с освобождением населенного пункта Северск в Донецкой народной республике, сообщило Минобороны.

Победитель «Евровидения-2024» отказался от трофея из-за участия Израиля

Победитель конкурса «Евровидение-2024» Nemo из Швейцарии отказался от своей награды из-за допуска Израиля к участию в состязании.

Захарова обвинила Зеленского и его супругу в преступлениях против детей

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге рассказала о фактах насилия и нарушений в отношении украинских детей, включая акции фонда Елены Зеленской.
Мнения

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов