Авторские колонки

21 декабря 2005, 21:05

Дмитрий Бавильский: Рассказы от члена жюри

Премия за лучший рассказ года имени Юрия Казакова - одна из самых заметных и важных. Присуждается журналом «Новый мир», спонсируется Благотворительным резервным фондом (президент фонда депутат Александр Лебедев является постоянным членом жюри).

Рассказ – жанр странной судьбы. Рассказ ведь очень похож на стихотворение принципами своего построения: его задача на минимальном пространстве выдать как можно больше смыслов. Так что тут возрастает значение каждого слова, каждой синтаксической фигуры.

Схема присуждения «Казаковки» привычная: сначала лонг-лист (в этом году издатели и критики выдвинули около четырех десятков рассказов), затем шорт-лист из шести финалистов (в этом году их пять, так как Ильдар Абузяров вышел в финал сразу с двумя своими текстами). Приятной случайностью оказалось то, что четверо из пяти финалистов (Сергей Солоух, выходящий в финал уже третий год подряд, упомянутый уже Абузяров, казанский авангардист Денис Осокин и метареалист Александр Иличевский) являются постоянными авторами сетевого журнала «Топос» (www.topos.ru), который я редактирую вот уже несколько лет подряд. Так что с творчеством финалистов знаком не понаслышке.

Состав претендентов достаточно предсказуем. Премия имени Казакова – толстожурнальная: проводится самым толстым журналом («Новый мир») и подавляющее большинство заявок на выдвижение собирает среди коллег. Это и понятно – а где еще обитать столь странному и не коммерческому жанру?

Однако пробраться с рассказом в блатной журнал дано не каждому. Здесь привечают имена-бренды

Хотя в последнее время получил распространение и, можно сказать, вторую жизнь именно что коммерческий рассказ (внятная сюжетная новелла) – огромное количество глянцевых журналов с претензией мирволят появлению десятков мастерски написанных текстов. Возьмем ли мы домохозяечный «Ридер Дайджест», где из номера в номер окопался Глеб Шульпяков, или самый интеллигентный глянцевый «Эсквайр», где помимо американских классиков печатаются Лев Рубинштейн и Сергей Болмат. Много для популяризации жанра сделал почивший в бозе «Новый очевидец», весь прошлый год из номера в номер продвигавший качественную короткую прозу.

Однако пробраться с рассказом в блатной журнал дано не каждому. Здесь привечают имена-бренды, коммерчески успешных звезд отечественной прозы. Лидирует в этом жанре Людмила Улицкая , чья книга «Люди нашего царя», вышедшая в середине лета и состоящая сплошь из новых рассказов, сильных, точных, емких, оставляет ощущение прорыва в этом непростом и тонком (не для каждого) жанре.

В премии имени Казакова участвуют другие авторы и совершенно другие тексты. Даже если сюжеты заземлены и двумя ногами стоят на земле, главное в них – явная демонстрация душевных усилий их авторов, та самая пресловутая и неизбывная «духовка», что движет литературное солнце и не менее литературные малые светила.

Вот почему участвовать в жюри – это в первую очередь значит получить груду журналов и распечаток, увидеть, что «Знамя» и «Октябрь» в очередной раз сменили дизайн обложек и верстку (в новом оформлении «Знамени» имена авторов текстов в заголовочном комплексе пишутся едва ли не самым мелким шрифтом, почти прописью, да еще и курсивом – что, автор совсем уже неважен?).

Писатель Евгений Шкловский (www.vavilon.ru)

Толстожурнальный рассказ находится в постоянном поиске выразительных средств, хотя лидера и здесь можно определить без труда – изысканные тексты Евгения Шкловского, сюжетно выстроенные как расходящиеся круги точно направленных ассоциаций, хрупкие и одновременно четко исполненные. Очень жаль, что в этом году рассказы Шкловского были проигнорированы номинаторами.

Но и без рассказов Улицкой и Шкловского нынешняя пятерка финалистов выглядит достаточно интересной. Она составлена так, чтобы, с одной стороны, отметить традиционное, реалистическое письмо («Последний возраст» Юрия Горюхина) и стилистические эксперименты, расширяющие границы жанра (ведь ритмические волхования Дениса Осокина в «Новых ботинках» можно назвать «рассказом» достаточно условно). Маститый Сергей Солоух сочиняет свои рассказы ( «Окисление»), учитывая опыт модернистской прозы эпохи джаза, а дважды финалист Ильдар Абузяров выказывает себя талантливым учеником латиноамериканского «магического реализма». Рассказ Александра Иличевского «Воробей» про ужасы эпохи коллективизации уже получил премию «Нового мира» по итогам года. Тем не менее жюри посчитало возможным отметить его и другой премией тоже (что обычно в премиальном движении не приветствуется – достаточно вспомнить розыгрыш последнего «Букера», когда главной причиной невключения романа Михаила Шишкина в короткий список называлось получение им премии «Национальный бестселлер»).

Так что шорт-лист «Казаковки» в этом году обычный (что выросло, то выросло) и необычный тоже. Ведь два рассказа одного автора в шорт-листе – случай для этой премии небывалый. Возможно, эта особенность и вызвала аналитические отклики один смешнее другого . Пока зоилы привычно льют воду, жюри думает о победителе, который будет объявлен сразу же после новогодних и рождественских каникул.

*

В качестве бонуса – впечатления члена жюри от некоторых рассказов, участвующих в конкурсе (расставлены в порядке прочтения).

Андрей из рассказа нынешнего лауреата «Букера» Дениса Гуцко везет гроб с телом своего хозяина. Всемогущий и всесильный покойник завещал похоронить себя в родной деревне («Орлы над трупами»).

Сергей Солоух проводит параллели между явлениями жизни и химическими законами (цикл «Естественные науки»).

Афанасий Мамедов рассказывает историю вынужденного обрезания своего товарища, совпавшую с его личными обстоятельствами («Обрезание Британника»).

Лауреат «Букера» Денис Гуцко

Юрий Петкевич делится зарисовками из жизни «бедных людей», обделенных подростков, мающихся после смерти матери («Пяточка»).

Маргарита Хемлин рассказывает грустные анекдоты про еврейское счастье, которое, как известно, немыслимо без оглушительных потерь («Прощание еврейки»).

Казанский вундеркинд Денис Осокин предлагает эксперименты по ритмической и внесюжетной прозе, которые имеют опосредованное отношение к жанру рассказа, впрочем, как и ко всем прочим существующим жанрам («Новые ботинки»).

Ольга Елагина пунктиром рассказывает историю запутанной дружбы трех подруг, повязанных любовью к одному актеру («Цикорий»).

С. Иванов пытается поженить латиноамериканский магический реализм и постмодернистский абсурд («Экзистенциальные странствия»).

Р. Перельштейн в петрушевском стиле описывает странные отношения между родственниками и друзьями («Друг семьи»).

У Ирины Налиухиной история начинается с того, что на добропорядочное семейство самым загадочным образом начинают сыпаться мыши с потолка («Случай с инженером»).

Поэтическая стилизация Ильдара Абузярова пропитана любовью к японской культуре, осенней природе и медленному безумию («Почта»). В другом рассказе Абузяров иллюстрирует тезис о том, что жизнь – это сон, историей азартного студента, научившегося обманывать игровые аппараты («Мавр»).

Жизнь крестьянки, описанная Владимиром Феневым, многочисленными диалектизмами отсылает к словарю Даля, а пафосом – к ранним рассказам А. Солженицына («Федосьины сутки»).

Персонаж рассказа Михаила Бутова излагает свои взгляды по решению чеченской проблемы. Однако файл, в котором он работает, пропадает в недрах компьютера («Цена»).

Олег Зоберн на четырех страницах раскручивает спираль конспирологической фантасмагории («Предел ласточки»).

Стариковские горести (болезни и смерти, вера и одиночество) проходят сквозным мотивом сквозь рассказы А. Смирнова («Жизнь прекрасна»), Юрия Некрасова («Волки») и Татьяны Гоголевич («Монастырь»).

Малолетний вор Витек из рассказа Андрея Геласимова возвращается из колонии вместе со своим честным дядькой Егором. Чья правда перетянет – воровская или лоховская «правда жизни» («Обещание»)?

Писатель Михаил Бутов (www.vavilon.ru)

Два друга из рассказа Дмитрия Новикова снимают в ресторане женщину, одну на двоих («Вожделение»). Рассказ «Кло» того же автора повествует о девочке, которую никто никогда не любил, а «Предвкушение» рассказывает о маленьком мальчике, увлеченном маленькой девочкой и вкушающем кислый виноград.

Изысканный Антон Уткин рассуждает о курящих женщинах («Дым»), а печальный Алексей Варламов описывает судьбу учительницы математики, ставшей директором школы («Дискриминант»).

Нина Звягина превращает рассказ о солдате, вернувшемся с войны в притчу («Что-то есть»), а заметку о маршале Ворошилове – в некролог незаметной библиотекарше («Ворошилов»).

Анна Яблонская в изящном эссе рассуждает о Набокове, чуме и каннибализме («Пыль»).

Юрий Горюхин показывает, как живет ментовский начальник, – закупает продукты, выезжает на вызовы и пишет никому не нужный рассказ («Мостик капитана»). Другой его рассказ, выполненный в той же «рваной» манере – про старость, которая никак не хочет осознать себя дряхлостью («Переходный возраст»).

Валерий Панюшкин, «золотое перо» «Коммерсанта», участвует в конкурсе с безымянной историей про больного шизофренией, который перед смертью приходит в сознание.

Кинокритик Виктория Никифорова придумала фантасмагорию, в которую попал журналист из глянцевого журнала, отправившийся описывать подвиг советского офицера, а попавший в самый что ни на есть 1941 год («Подвиг»).

Метаметафорист Александр Иличевский создал достаточно прозрачную притчу про голод 1933 года, про Ивана и воробья, которому в первом же абзаце скручивают шею («Воробей»).

А реалист Илья Кочергин меланхолично описывает поездку на Север, которая помогла справиться ему с кризисом средних лет («Сон-остров»).

В. Пшеничников рассказывает о трогательных отношениях отставного журналиста со своим автомобилем («Жужик»).

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?