Как праздник, как счастье, как чудо
Идет Доброта по земле...
Юлия Друнина
Добру, победоносным шагом идущему по Украине под барабанную дробь ее «истинных» патриотов, благоволит даже погода: каждый день последней декады января просто «чудесный!» – «мороз и солнце» нон-стоп. Но уж «колокол звонит» – понятно, что по мне, – и наступает та «глухая полночь», о которой Д. Багрецов писал в своем варианте «Добра с кулаками» еще в 2002 году:
Попытка высказать свое мнение, отличное от «знания» подавляющего большинства, вызывает в лучшем случае недоумение, а в худшем – агрессию
Ты слышишь – вот оно шагает,
С клыков на землю яд стекает,
Хвост гневно хлещет по бокам.
Поскольку время «Ч» уже настало и в любой момент может исчезнуть интернет, хочу напоследок коротко обозначить факторы, обуславливающие мое «приподнятое» настроение, с которым я пишу этот текст.
Свой опус построю по типу судебного решения: причина и предмет «спора», мотивировочная и резолютивная части. Итак.
Смысл опуса: остаться собой – человеком
Наверное, эта ситуация как раз и нужна была нам, чтобы «зерна» отделились от «плевел»: привычная человеческая «норма» потерпела аварию, и мало кто из нас сейчас отличает черное от белого, а многие уверены как раз в обратном.
Попытка высказать свое мнение, отличное от «знания» подавляющего (увы!) большинства, вызывает в лучшем случае недоумение, а в худшем – агрессию.
Но я попробую – по крайней мере теперь «убить меня уже есть за что» (А. Трушкин): «лучше ужасный конец, чем ужас без конца», проходили уже: гнусно – больше не хочется.
Так что позитив есть: как минимум мне уже не придется слушать речи патриотов. И тем паче участвовать в их «играх». Им же в свою очередь не так вкусно и благостно будет меня скушать.
Ну и, конечно, «Боже мой, да разве это не то единственное, на что я всегда только и был способен – выстрелить в зеркальный шар этого фальшивого мира из авторучки?» (В. Пелевин «Чапаев и Пустота», 1996 г.).
Картина нашего «мира» в целом: авария нормы
Это моя «мотивировочная» часть, где нужно кратко описать обстоятельства дела и попытаться ответить на вопрос: «Почему это произошло с нами?»
Если что-то не успею – не взыщите: «Что поделать... – так уж устроен этот мир, что на все вопросы приходится отвечать посреди горящего дома» (В. Пелевин «Чапаев и Пустота», 1996 г.).
Начну с начала – нашего с вами «развода» в 90-х. Неравнодушный к судьбе украинского народа читатель мог заметить, как последовательно с этого момента переписывалась история «независимой» Украины и как менялись (точнее, подменялись) наши ценности и герои: «всем» стали те, кто раньше был «ничем».
Как пел М. Бернес, «с картинки в твоем букваре». Учебники давно переписаны, история или забыта, или мифологизирована, авторитет учителя (преподавателя) давно сведен на «нет», ну а мировые бренды с успехом заменили любые «картинки».
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ...
Незабвенные слова стихотворения «Сеятелям» Н.А. Некрасова, которыми он обращается к «сеятелям знанья на ниву народную», сегодня обретают новое, не менее актуальное значение. И особую роль тут могут сыграть памятники как символы эпохи и ее переломных исторических событий.
Например, мне искренне хотелось бы, чтобы вместо низвергнутого В.И. Ленина евромайдан поставил памятник М. Тэтчер и выгравировал золотом ее заветы насчет русских вообще (всех нас вместе должно остаться не более 15 млн) и украинцев в частности (на удобрение в свой плодородный чернозем).
А еще б лучше (вот прям бальзам на душу – точно в поэтике Некрасова) – памятник «честным сеятелям добра» в лице В. Нуланд, щедрой рукой разбрасывающей печенюшки.
Такая почва добрая –
Душа народа русского...
О сеятель, приди!
Эти слова Некрасова можно, конечно, трансформировать на украинский лад, но лучше, по-моему, подойдут все-таки слова Тэтчер в оригинале: «Никто бы и не помнил о «добром самаритянине», если бы у него были только благие намерения. Но у него также были и деньги» (6 января 1980 г.).
Но вернемся к истокам Родины:
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе...
У меня мало друзей, но зато это «качество»: всех нас объединяет пережитое – наши беды и горести, а главное – как мы их пережили. Но они, увы, не в «соседнем дворе». Три года назад, выскочив на подоконник горящего дома и увидев внизу толпу, радостно снимающую чужую беду на камеру, я поняла, что звать на помощь бесполезно, и стала помогать себе сама. Тогда получилось.
Впрочем, я просто о соседях, а точнее о нас и нашей психологии вне Майдана, которая прекрасно проявляется в бытовых ситуациях. Например, у нас в доме был старый лифт, а на даче – разбитая дорога. Итог: и там, и там часто приходилось ходить пешком. Мы собирались много раз, обсуждали эту тему, но любые наши предложения разрулить проблему натыкались на разгромную критику всем недовольного большинства. И так было годами. И вот почти одновременно и в доме, и на даче нашлись люди, которые вложили свои (большие) деньги, соответственно, заменив лифт и заасфальтировав аварийный участок дороги.
Там и там нам предоставили смету, и ее сумму разделили поровну на всех, предложив каждому компенсировать свою часть.
Те, кто такое проходил, знают, что было дальше. Вместо благодарности большинство отнюдь не бедных людей резко обиделись и разгневались: «Нас не спросили, с нами не посоветовались, а теперь хотите нас на «бабки» развести?» При этом они ездят на лифте, сразу нацарапав свои «мысли» на его новых стенах, и возят по новой дороге стройматериал на дачу, разбивая ее кранами и тракторами.
Это граждане? Так у нас этого термина и в Гражданском кодексе нет! А Закон «О гражданстве Украины» прямо связывает это понятие с местом проживания (регистрации) и его продолжительностью. Какие уж там права и обязанности?
Поэтому я с осторожностью отношусь к пафосным словосочетаниям типа «гражданское общество», «единый народ», «гражданское самосознание» – это терминология НКО, рассчитанная на психологию группы, которую она курирует, «позволяя» своим подопечным гордо сдавать интересы своего государства.
«Некурируемому» народу еще проще: можно «шалить» и «прикалываться», вообще никого не спрашивая.
Оглянувшись вокруг, каждый из нас может посчитать, сколько халявщиков приходится на одного ответственного человека. И кого они потом выберут? Этому виден конец?
Так что вполне возможно, что она (Родина)
...начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца...
По поводу «запевки». Вы когда-нибудь жили по соседству с настоящим патриотом? Я прожила под таким 10 лет. Поэтому рекламный блок наших слабо- и сильноалкогольных продуктов, где молодчики: «Будьмо, будьмо, гей, гей! Слава Украине!» и кружками по столу – «заменял» мне сон целое десятилетие.
Так что я в этом смысле не патриот.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Тут, конечно, отдельно нужно сказать о нашем информационном поле и его «производителях»: ОБС и других «СМИ».
ОБС («одна баба сказала») традиционно у нас является самым эффективным «СМИ», «правдивость» которого презюмируется изначально (не ставится под сомнение).
Так же, как и в 2004 году, соседка или сотрудник полушепотом говорит вам: «Какой он умный!» Когда искренне пытаешься себя в этом убедить и просишь привести цитаты «гиганта мысли» или какие-либо примеры его «разумной» деятельности – тишина... То есть на скепсис это не рассчитано.
По такому же принципу работают наши «независимые» СМИ, поделенные между украинскими олигархами. Среди них есть ответственные: надо признать компетентность и аккуратность в освещении событий журналистов «Интера». Зато «5-й» канал – вакханалия «доброго и вечного» патриотизма, рассеиваемая нашим бисквитно-шоколадным королем, продукция которого вызывала такие сомнения у Г. Онищенко.
Обычная картинка: кто-то («простая украинская мать» или «отец нации» типа Ляшко или Луценко) бьется в конвульсиях и кричит «катують» или «убивают». «Информационный посыл» усиливается гневной речевкой диктора за кадром, призывающего немедленно прекратить «катування» и «покарать преступный режим».
Также все эти «инсталляции» и «перфомансы» (кто-то с пеной на губах катается по асфальту и кричит: «Милиция, не бей нас!», факельное шествие а-ля Лени Рифеншталь: «С новым счастьем! С новым роком! С президентом Тягнибоком!», голые патриоты в стиле Femen) сопровождаются откровенно агрессивной риторикой против тех, кто «не с нами».
Даже в «мирное» время смотреть это было невозможно, так как «иконы стиля» тут лепились из одного «продукта»: «Ты спрашиваешь, как здесь дела. Если коротко, надежда на то, что обступившее со всех сторон коричневое море состоит из шоколада, тает даже у самых закаленных оптимистов. Причем, как остроумно замечает реклама, тает не в руках, а во рту» (В. Пелевин «Священная книга оборотня»).
«Диагноз» и перспективы: прокляты и слиты
Этот «диагноз» можно было поставить всем нам: «Добро» победило, и наш «Гарант» щедрой рукой раздал ключевые должности (причем своих самых преданных подданных) «тритушкам», которые пока не определились, чего еще взять и кого еще «заказать».
Справедливости ради стоит сказать, что для этого его «пытали»: «Эту полукапитуляцию Януковича у него выломала, выкручивая руки, делегация ЕС во главе с Фюле», – С. Марков (понимаю, что это «фигура речи», но на фоне реальных событий воспринимается как сарказм).
Помнится, перед этим самого Фюле, очевидно, «пытала» Руслана, которая сначала пообещала себя сжечь, тут же получив титул «наша Жанна д'Арк», а потом поехала «жечь» в Брюссель...
Пока шел весь этот карнавал, который мы в массе своей смотрели по ТВ (а многие вообще продолжали «клубиться» и скупаться в ТЦ), наш покой ценой своей жизни охраняли мальчики из «Беркута», которых реально жгли и пытали. А при этом еще проклинали и обливали грязью в СМИ, но они все равно продолжают исполнять свой долг, не давая нашему блестящему миру окончательно скатиться в ад.
Но теперь мы все равны: нас «слили» всех вместе.
Так что следующая мировая новость для меня звучит пророчески: «По приказу высшего руководителя КНДР Ким Чен Ына массовой казни подверглись все члены семьи Чан Сон Тхэка, включая младенцев», – сообщает источник, осведомленный о ситуации в Северной Корее (РИА «Новости»).
А ведь основную базу «вечных ценностей» – пресловутое «разумное, доброе, вечное» – ему засеяли в лучших европейских вузах. Вот они – европейские ценности! И тетя Вика с дядей Джонни что-то помалкивают, с печеньками в КНДР не спешат что-то...
Зато, наверное, приедут к нам с мешками попкорна для своих «голубей мира», когда на майдане начнется перфоманс «москаляку – на гилляку». А «голуби», жуя попкорн, будут снимать свои «снафы» для «Евроньюс». «Думали прогреметь в новостях. Вот и прогремели – даже, наверно, раскатистей, чем хотелось» (Виктор Пелевин «S.N.U.F.F.», 2011 г.).
Так что надо спешить. Подобно герою романа-утопии Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.», решившего погибнуть вместе со старым миром, понимая, что не найдет места в новом («Все, что я любил в этом мире, уже в прошлом – так зачем мне будущее?»), я пытаюсь успеть записать свои ответы на общие вопросы – может, они тоже помогут кому-то не превратиться в «мирскую свинку». «И зачем Маниту пожелал, чтобы нам было больно, когда о нас гасят окурки? Увы, ответов нет. Вернее, они есть – но такие, что возникает еще больше загадок. Впрочем, ответ – это мы сами. Мы сами – и то, что мы делаем с жизнью, своей и чужой».
***
Мне всегда не нравилась даже сама идея экранизации творчества Виктора Пелевина, но на этот раз его роман «S.N.U.F.F.» на Украине поставила сама жизнь. Почему? Так об этом он предупредил еще лет 20 назад, указав нам на первые «маячки» реванша от «побежденных»: «Осталось сказать несколько слов о результатах применения оружия возмездия против СССР. Впрочем, можно обойтись и без слов, тем более что они горьки и не новы. Пусть любопытный сам поставит небольшой опыт. Например, такой: пусть он встанет рано утром, подойдет на цыпочках к окну и, осторожно отведя штору, выглянет наружу...» (Виктор Пелевин: «Оружие возмездия»).