В мире

19 июля 2022, 17:05

Когда Украине придется принять требования России

Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

«Будет мир. На наших условиях. А отнюдь не на тех, о которых верещат в Европе и за океаном растерявшиеся политические импотенты». Такими словами замглавы Совета безопасности России Дмитрий Медведев комментирует абсурдные требования, которые выставляет Киев Москве. При каких обстоятельствах и когда Украина больше не сможет отвергать российские мирные предложения?

С момента начала российской специальной военной операции на Украине прошло уже почти пять месяцев. Российская армия и союзники планомерно освобождают бывшие украинские территории от власти киевского режима. А в это время на Западе требуют от Киева вести боевые действия «до полной победы Украины».

У России, однако, свой взгляд на происходящее. «Россия добьется всех поставленных целей. И будет мир. На наших условиях. А отнюдь не на тех, о которых верещат в Европе и за океаном растерявшиеся политические импотенты», – сказал замглавы Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Вопрос в том, какие будут эти условия? О них на днях рассказал помощник Владимира Путина по внешней политике Юрий Ушаков, когда комментировал перспективы мирных переговоров с Украиной. «Они были прерваны после принципиальной договоренности относительно стамбульских договоренностей. После этого украинская делегация с нами не поддерживала и не поддерживает никаких контактов. Так что если сейчас переговоры будут возобновляться, то, может быть, уже условия для них (будут) совершенно иные». И в данной ситуации «совершенно иные» – вполне четкий, конкретный термин.

Мы привыкли к тому, что конкретика – это четкие формулировки условий мира. Полный текст стамбульских договоренностей так и не был опубликован, однако, судя по утечкам, речь шла о де-факто признании Украиной новых статусов Крыма и Донбасса, а также принятия ею нейтрального статуса под международно-правовыми гарантиями.

Но это были условия на конец марта 2022 года. С того момента ситуация «на земле» изменилась – причем отнюдь не в пользу Киева. Так, в частности, эксперты сомневаются, что Причерноморье вернется в состав Украины.

«Россия уже много месяцев контролирует Херсонскую и Запорожскую области, и в нынешних условиях ставить вопрос о возвращении их под украинский контроль абсолютно безумно – ведь если это произойдет, то Украина там просто устроит резню. Да и как вообще можно ставить вопрос о возвращении территорий, когда там готовится референдум о самоопределении и, скорее всего, присоединении к России?» – поясняет газете ВЗГЛЯД замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов.

Более того, к осени ситуация может измениться еще больше. И опять же не в пользу Киева. Заявления Владимира Путина о том, что «мы-то по большому счету всерьез пока ничего и не начинали», а также недавние визиты министра обороны Сергея Шойгу на фронт позволили некоторым экспертам говорить о том, что скоро «всерьез» начнем. И не исключено, что в ходе летней кампании российской армии удастся освободить новые территории (в частности, закончить освобождение Харьковской области) – которые под контроль киевского режима опять-таки точно не вернутся.

«В этой ситуации крайне важно донести до Украины и до Запада четкое правило. Каждый раз, когда они отказываются от переговоров и от российских предложений, когда они делают выбор в пользу продолжения войны – каждый раз они теряют все больше. На каждом следующем этапе российская позиция становится все жестче. Киев и его покровители должны понимать, что им гораздо легче согласиться на то, что Россия предлагает сейчас, чем ждать какого-то следующего этапа, надеясь на свою победу, которая не произойдет», – продолжает Дмитрий Суслов.

Именно это пытался донести украинским и западным элитам Юрий Ушаков – как и до него глава МИД Сергей Лавров. «Как в любой ситуации, когда применяются вооруженные силы, конечно же, все закончится договором, но параметры этого договора будут определяться той стадией военных действий, на которой этот договор станет реальностью», – пояснял министр. И вот в этом заключается российская конкретика. Другой Москва Киеву и Западу предлагать не хочет.

По сути, возникает некий аналог парадокса Зенона об Ахиллесе и черепахе. Для заключения мирного договора готовность Украины и Запада должна «догнать» ситуацию на земле. Однако пока что готовность отнюдь не напоминает Ахиллеса – она серьезно отстает от изменения ситуации.

Судя по официальным заявлениям, у Киева такой готовности нет. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба говорит о том, что переговоры начнутся только после того, как Россия проиграет. «Все понимают, что переговоры напрямую привязаны к ситуации на фронте. Я всем партнерам говорю простую вещь: «За стол переговоров Россия должна сесть после поражения на поле битвы. Иначе это будет снова язык ультиматумов», – рассказывает он. А советник офиса президента Михаил Подоляк уже написал условия мира – куда входят «репарации» со стороны России.

Да, не исключено, что через несколько месяцев ситуация изменится. «Киев примет условия Москвы не раньше, чем окончательно лишится поддержки со стороны Лондона и Вашингтона и столкнется с массой проблем в ходе отопительного сезона. Утрата поддержки со стороны США и Великобритании – глубокая осень этого года, когда в США пройдут выборы, а в Великобритании окончательно сменят Бориса Джонсона.

Если к тому времени Киев не продемонстрирует хотя бы локального успеха на поле боя или утратит Левобережье/Причерноморье, его шансы на дальнейшее получение поддержки резко сократятся. Плюс у США/ЕС/Великобритании осталось не так уж много оружия. Пик проблем с отоплением придется на конец декабря – начало января, – поясняет газете ВЗГЛЯД глава аналитического бюро проекта СОНАР-2050 Иван Лизан. – Кроме того, подтолкнуть Киев к капитуляции могут разгром группировки ВСУ и освобождение Донбасса, а также потеря контроля над Харьковской и Полтавской областями – основными нефтегазоносными регионами страны. Не говоря уже о потере всего Левобережья как индустриального сердца Украины».

Не исключено, что в конце 2022 года – начале 2023-го Киев может быть готов принимать те «совершенно иные» условия, которые ему выставит на тот момент Москва.

Однако с пониманием со стороны Запада все сложнее. «Он пока не признает никакие российские условия. Ни в том виде, в котором они были сформулированы в марте, ни в том, в котором могут быть сформулированы в обозримом будущем, – поясняет Дмитрий Суслов. – Позиция нынешних властей Запада заключается в том, что любое регулирование на основе российской победы неприемлемо. Даже если гипотетически представить, что украинские власти этот план принимают. Все равно Запад будет против и соответственно не отменит антироссийские санкции, не откажется от военного сотрудничества с Украиной». А без снятия санкций и без признания нейтрального статуса Украины любое мирное соглашение между Москвой и Киевом не имеет смысла.

В итоге получается, что у России остается два варианта. Первый – не думать ни о каком мирном соглашении и продолжать специальную военную операцию до победного конца, то есть до освобождения всей территории Украины военным путем с одновременным обустройством освобождаемых территорий.

«До начала отопительного сезона осталось три месяца. За это время необходимо освободить ДНР, провести в ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской (возможно, и части Харьковской области) референдумы о вхождении в состав России и занять удобные позиции для обороны на холодный период года. Возможно, останется месяц-полтора для рывка в каком-то направлении (юг – к ПМР через Николаевскую и Одесскую области, север – на Харьков, центр – на Запорожье/Днепропетровск)», – рассуждает Иван Лизан.

Второй вариант – пойти по пути восточноазиатских соседей. «В ближайшие годы наиболее вероятным сценарием является заморозка данного конфликта по, условно, корейскому сценарию. Сценарию, когда мы де-юре будем оставаться в рамках военного конфликта, но при этом интенсивность боевых действий снизится», – говорит Дмитрий Суслов.

При любом из двух вариантов компромиссное политико-дипломатическое решение украинского вопроса возможно лишь в отдаленном будущем. «Запад условия России может и не принять вовсе – там острый дефицит здравого смысла и крайне высокая заидеологизированность. Поэтому прежде чем там что-либо изменится, ЕС должен будет пройти через целую череду кризисов и обновление элит. Следовательно, России нужно быть готовой к тому, что ЕС наши территориальные приобретения в ближайшие 10-20 лет не признает», – говорит Иван Лизан.

«В сторону политического урегулирования данная ситуация может измениться только в случае радикальной смены элит в западных странах. Когда просто в силу внутреннего истощения и кризиса на Западе придут к власти новые элиты, которых сегодня называют популистами и которые признают реальность. И пойдут на политическое урегулирование конфликта на тех условиях, которые сейчас выдвигает Россия», – соглашается с ним Дмитрий Суслов.

Москва, в принципе, готова подождать – мы уже восемь лет живем с непризнанным Крымом. Вопрос в том, готова ли подождать Украина? Да и доживет ли она до этого момента?

Текст: Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?