В последнее время белорусские спецслужбы демонстрируют чудеса профессионализма – пусть даже этот профессионализм и выражается в грамотном копировании чужих операций. Так, сначала они скопировали операцию советских чекистов «Трест» – спровоцировали противников Лукашенко на организацию госпереворота, задокументировали подготовку, вскрыли скрытые ячейки путчистов и взяли всех. Теперь же они показали украинским соседям мастер-класс в плане того, как нужно проводить захват нужных людей на летящем через территорию страны самолете (Киев летом 2020 года хотел таким образом захватить три десятка россиян, среди которых были люди, воевавшие в Донбассе).
Присаживайтесь
23 мая поступило сообщение о том, что на борту ирландского дискаунтера Ryanаir, летевшего из Афин в Вильнюс, заложена бомба. В этот момент самолет пролетал над территорией Белоруссии и, согласно штатным инструкциям, запросил экстренную посадку. По просьбе экипажа борт посадили в минском аэропорту, причем до посадки его сопровождал белорусский истребитель МиГ-29.
Решение о сопровождении принималось согласно штатным инструкциям. По словам первого заместителя командующего ВВС и войсками ПВО Андрея Гурцевича, «для того, чтобы оценить обстановку и в дальнейшем принять правильное решение». В переводе на русский язык – на случай, если самолет будет захвачен террористами и использован для атаки на какой-нибудь объект.
После посадки в Минске бомбы на борту не нашли, но среди пассажиров борта оказался Роман Протасевич. Бывший главный редактор Telegram-канала Nexta (одного из главных информационных ресурсов координаторов протестов в Белоруссии после президентских выборов в августе 2020 года). Пан Протасевич еще в ноябре 2020 года был внесен белорусским КГБ в список террористов и объявлен в международный розыск. А Telegram-канал Nexta был еще давно внесен в список экстремистских.
В Европе возмутились произошедшим. Германия и Австрия потребовали расследования. Польша – нового ввода санкций. Брюссель в лице главы Евросовета Шарля Мишеля, как обычно, «выражает озабоченность». Литва (претендующая на статус проводника политики ЕС в белорусском вопросе и главного получателя денег на поддержку тамошней оппозиции) назвала действия белорусских властей «отвратительной акцией, за которой стоит белорусский режим», и потребовала немедленного освобождения Протасевича.
Им вторят белорусские оппозиционеры. «Это еще раз подтверждает, что в Беларуси нарушается международное право, подвергаются опасности жизни иностранных и белорусских граждан», – заявил Павел Латушко (которого тоже ждут в гости в Минском СИЗО). По его мнению, Белоруссию нужно наказать закрытием белорусского неба для авиасообщения и/или отказом от транзитных полетов через ее территорию. А самопровозглашенный лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская потребовала исключить Белоруссию из Международной организации гражданской авиации (ICAO).
Все по закону
С формальной точки зрения белорусы поступали по закону. Борт действовал согласно инструкции и после получения сообщения о минировании запросил посадку. Да, до Вильнюса, судя по карте полета, было лететь ближе, но экипаж по какой-то причине запросил посадку именно в Минске. Все вопросы – к экипажу (в России уже шутят, что командиром корабля и вторым пилотом были, наверное, небезызвестные Петров и Боширов).
Да, в «Новой газете» со ссылкой на Ryanаir написали, что команду на посадку в Минске давали белорусские диспетчеры (в зоне которых находился самолет), и летчик, по сути, всего лишь выполнил их приказ. Однако, как заявили газете ВЗГЛЯД сразу несколько действующих летчиков гражданской авиации, в экстренной ситуации финальное решение, согласно штатным протоколам, всегда остается за командиром судна. И если бы он хотел лететь в Вильнюс, то полетел бы в Вильнюс.
Приняли борт на земле по полной программе в рамках имеющихся протоколов – с вереницей машин скорой помощи, спецслужб, пожарных, саперов и т. п. Пассажиров вывели на полный досмотр, а среди них оказался разыскиваемый в Белоруссии гражданин. Поскольку он покинул экстерриториальную зону (каковой является борт самолета), то оказался на территории Белоруссии, где местные чекисты взяли его под стражу.
Если противникам Батьки удастся доказать, что сообщивший о попытке минирования говорил с характерным лукашенковским акцентом или же представился Николаем Александровичем, то можно будет заявить о том, что имела место провокация белорусских спецслужб. А так – лишь хайли лайкли.
Стоит вспомнить, что технологию посадки борта с интересным персонажем разработали и опробовали впервые не в Минске и даже не в Киеве. В 2013 году американские разведчики посадили в Вене самолет тогдашнего президента Боливии Эво Моралеса – только из-за подозрения о том, что на борту находится Эдвард Сноуден. При этом не выдумывались никакие сказки о минировании – его банально посадили под угрозой применения силы, с перекрытием всех воздушных коридоров. И никто после этого воздушное пространство Австрии не закрывал.
В лучшем случае сторонникам санкций может удастся продавить отказ отдельных авиакомпаний летать через белорусскую территорию, однако это чревато серьезными потерями для операторов (как минимум из-за увеличения расхода топлива и времени полета). На авиарынке ситуация и без того не очень хорошая (большой привет коронавирусу) и вряд ли много компаний решится на такой шаг.
В итоге на выходе получается, что негативные последствия от этой операции для Белоруссии минимальны. А вот выигрыш для официального Минска от нее колоссальный.
Во-первых, Роман Протасевич является ценнейшим источником информации. Как бывший главред Nexta, он может обладать данными о каналах финансирования этого канала, кадровом составе и – самое главное – источниках в белорусских органах власти, которые сливали различный компромат. Так что, расколов Протасевича, белорусские спецслужбы вскроют агентурную сеть в своей стране. Во-вторых, операция стала демонстрацией возможностей этих самых спецслужб.
Один известный белорусский депутат в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказал мнение, что лавры за проведенную операцию заслужили как белорусские, так и российские спецслужбы. Да, Минск провел завершающий этап захвата – но до этого он должен был каким-то образом получить информацию о том, что Протасевич купил билет и сел на самолет ирландской компании. Не исключено, что тут белорусским спецслужбам помогли российские коллеги, у которых возможностей для отслеживания перемещения за рубежом тех или иных лиц существенно больше.