«С чего Армения и Израиль могут начать совместное движение к будущему, охватывающему в первую очередь двусторонние межгосударственные отношения? Не вижу альтернативы гуманитарным контактам и проектам, выступающим в качестве движущей силы и катализатора для обеспечения устойчивого, необратимого, продуктивного и многостороннего сотрудничества между странами и народами в ХХI веке». Эти слова посла Армении в Израиле Армена Смбатяна были сказаны 18 сентября, на торжественной церемонии открытия армянского посольства в Тель-Авиве (хоть страны и установили дипотношения еще в 1992 году, но посольствами с тех пор так и не обменялись).
Однако армянский посол двигался в указанном направлении всего две недели – 1 октября Ереван официально отозвал его для консультаций. Причиной стали масштабные поставки израильского вооружения азербайджанской армии (которая, как известно, воюет в Карабахе и теряет много техники, разбиваясь о волнорезы армянских оборонных позиций).
По данным арабской прессы, в последних числах сентября Израиль отправил Азербайджану два борта, заполненных оружием. Кроме того, «азербайджанские самолеты, ни от кого не скрываясь, садятся на наших военных базах в пустыне Негев», – пишет израильская газета Haaretz.
Армения же расценила эти поставки как враждебный шаг. «По дипломатическим каналам мы многократно сообщали об этом израильским коллегам и отмечали, что это особенно прискорбно в то время, когда Азербайджан при поддержке Турции осуществляет широкомасштабную агрессию против Арцаха (так армяне называют Нагорный Карабах – прим. ВЗГЛЯД) и Армении», – заявила представительница армянского МИДа Анна Нагдалян.
Кому-то реакция Еревана покажется чрезмерной. Азербайджанско-израильское оборонное сотрудничество началось не вчера – еврейское государство является одним из крупнейших поставщиков вооружений в азербайджанскую армию. Тель-Авив продает Баку БПЛА, ракетные системы залпового огня, минометы, средства связи и множество другой техники на сотни миллионов долларов. И израильтяне имеют полное право продолжать поставлять оружие – они в этом плане не нарушают никаких обязательств и не имеют никаких ограничений.
Поэтому обиду официального Еревана в Тель-Авиве воспримут в лучшем случае как какую-то безосновательную претензию, а в худшем – как намеренный саботаж двусторонних отношений, к нормализации которых стороны шли долгие годы.
Иран в уме
Однако демарш Еревана поднимает другой вопрос: что делает Израиль в списке стран – союзниц Азербайджана? Конечно, у израильских экспертов есть логичный ответ. И дело тут не только в том, что Баку поставляет в Тель-Авив 40% потребляемой израильтянами нефти. Бывший министр обороны и министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман пояснял, что «Азербайджан находится на перекрестке трех империй – Персидской, Оттоманской и Российской», и Израилю важно «иметь дружественное государство в этом регионе – мусульманское, современное и секулярное государство».
По факту же для Израиля стратегическая важность Азербайджана объясняется наличием у него границы с Ираном – причем границы, которая (в силу близости к столице и к Каспию) является наиболее уязвимым иранским рубежом.
Прекрасно зная о сложных азербайджанско-иранских отношениях (в Иране не забыли о претензиях азербайджанского руководства на создание Большого Азербайджана, включающего в себя в том числе и Иранский Азербайджан, а в Баку помнят о попытках аятолл исламизировать население закавказской страны), Израиль вооружал Азербайджан для возможной войны – не против Армении, а против Ирана.
Какое-то время даже ходили слухи о том, что Азербайджан может стать одним из плацдармов для американо-израильской операции против Исламской Республики. Баку, конечно, отрицает наличие таких разговоров, говорит о невмешательстве в конфликт между Тегераном и Тель-Авивом – однако ситуация на Ближнем Востоке еще и не настолько накалена, чтобы глава Азербайджана Ильхам Алиев вынужден был делать окончательный выбор между Ираном с одной стороны и Израилем с США с другой. Иранцы ставить ультиматумы азербайджанскому руководству тоже пока не спешат. Тегеран сейчас не в таком положении, чтобы превращать формально нейтральное государство у своих границ в нового врага.
Близкое далеко
Проблема израильской логики «мы поддерживаем азербайджанцев против Ирана» в том, что по факту они поддерживают не столько Баку, сколько Анкару. Ту самую Турцию, которая на сегодняшний день является одним из наиболее яростных противников Государства Израиль.
Последний демонстративный конфликт между ними произошел 23 сентября в ООН. Израильский представитель тогда покинул заседание Генассамблеи ООН, где Эрдоган в тот момент рассказывал о «грязной руке, удерживающей Иерусалим, где находятся священные для трех мировых религий места» – руке, которая «совсем обнаглела». И стычек подобного рода ожидается множество – ведь отношения между странами будут идти по нисходящей.
Серия мирных соглашений Израиля со странами Залива (начавшаяся с подписания договора с ОАЭ и Бахрейном) обостряет палестино-израильские отношения и сближает Тель-Авив с монархиями Залива. А значит, ведет к еще большему накалу страстей в отношениях между Израилем и Эрдоганом. Турция будет финансировать ХАМАС, оказывать моральную и материальную помощь палестинскому сопротивлению. Возможно, даже отправит на помощь палестинцам часть своих «башибузуков» – сирийских террористов, которые воюют за турецкие интересы в Сирии, Ливии, а теперь еще и в Карабахе.
Кавказскую политику Турции нельзя рассматривать в отрыве от общей линии Эрдогана – напористой и агрессивной, в том числе и на всем Ближнем Востоке. Французы, например, это поняли – поэтому сейчас формируется франко-российская линия, в которой Париж защищает не Карабах (при всем влиянии армянской общины во Франции), а Грецию в ее конфликтах с Турцией.