Президент США Дональд Трамп на саммите НАТО в среду поставил перед членами альянса практически ультиматум – и резко пересмотрел свои прежние требования. И касается это прежде всего уровня расходов членов НАТО на оборону (в процентах от ВВП). «Президент Трамп поднял вопрос не только до 2%, но и установил новую цель – 4%», – сообщил после заседания лидер Болгарии Румен Радев, которого цитирует Bloomberg. Не без раздражения Радев добавил, что НАТО – это не биржа, на которой можно «купить безопасность».
Позже пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс подтвердила слова Радева. При этом неясно, было ли это просто устное пожелание или Трамп будет добиваться его формального закрепления в документах НАТО.
Сразу после заседания Трамп уже публично потребовал от всех стран НАТО довести свои оборонные расходы до 2% ВВП немедленно (ранее он был согласен немного подождать). «США платят за защиту Европы, а затем теряют миллиарды [долларов] в сфере торговли. [Страны НАТО] обязаны платить 2% от ВВП немедленно, а не к 2025 году», – написал он в «Твиттере».
Премьер-министр Испании Педро Санчес первым из участников саммита публично ответил Трампу, напомнив, что его страна уже увеличивает расходы на оборону. А генсек военного блока Йенс Столтенберг объявил: на саммите утверждены национальные планы по увеличению военных расходов стран в целом на 266 млрд долларов к 2024 году. Это означает рекордный рост расходов.
Другие лидеры хранили молчание. Только гость саммита, премьер-министр Швеции Стефан Левен заявил, что его страна не обязана столько платить, ведь королевство – всего лишь партнер НАТО. «Нет утверждений, что страны-партнеры также должны тратить 2%. С другой стороны, мы увеличиваем в течение ряда лет – почти на 17% до 2020 года. Это рост более чем на 20 млрд крон (2 млрд евро)», – цитирует премьера ТАСС.
Соединенные Штаты тратят почти 4% (если быть точным, 3,58%) от своего ВВП на оборонные нужды, напомнил газете ВЗГЛЯД бывший начальник международно-договорного управления Минобороны России генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский. «Логика понятна: почему США должны тратить 4%, а, например, Германия – 1,5 или даже 2%? Но Германия ведь и 2% не готова платить до 2024 года. Максимум, на что они готовы пойти, – 1,7%», – отметил Бужинский.
Эксперт выразил удивление недавними данными агентства Associated Press, из которых следует, что США вносят лишь 22% бюджета НАТО. Достаточно обратиться к опубликованному 10 июля официальном отчету НАТО, чтобы убедиться, что это не так. Бюджет альянса на этот год – 1,013 трлн долларов. Из них 706 млрд, или 70% – вклад США. «Это значит, что альянс – это США, которые все тянут на себе, плюс 28 остальных стран», – заметил Бужинский.
Вклад США в любом случае не может снизиться до уровня вклада Канады, Франции или той же Германии, уверен собеседник, просто из-за разницы самого ВВП. «Даже если Соединенные Штаты урежут расходы до 2%, их ВВП несопоставим с ВВП Германии, Италии или Франции. США были, есть и останутся основным плательщиком. Никуда они не денутся, будут платить, иначе НАТО просто прекратит свое существование, – подчеркивает Бужинский. – Без США Североатлантический альянс – это пустой звук, фикция».
Поэтому европейские партнеры вряд ли всерьез отнесутся к призывам Трампа взвалить на себя бремя ответственности за альянс. США не пойдут на «обнищание» и ослабление НАТО, они не будут действовать во вред своим геополитическим интересам. А те же немцы не пойдут на повышение военных расходов, зная, что американцам волей-неволей придется их прикрывать. Следовательно, расклад останется прежним, а требование Трампа, скорее всего, рассчитано на внутриамериканскую аудиторию. Очевидно, что в ближайшее время Трамп не добьется от союзников повышения взносов не то что до 4%, а даже до 2%.
«Переговорная тактика Трампа общеизвестна: сначала эскалация требований, потом – заключение соглашения с ошеломленным партнером на выгодных для себя условиях», – заявил газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Василий Кашин.
Понятно, что 4% оборонных расходов для европейцев – это совершенно невозможная величина, замечает эксперт. «Но если Трамп в итоге добьется от Европы такого повышения оборонных расходов, то он сможет, во-первых, высвободить значительные американские военные силы из Европы. Во-вторых, он получит значительную прибыль, поскольку существенная часть этих дополнительных расходов будет пущена европейцами на закупки американского оружия», – указывает Кашин.
«Мы не знаем, какая у него конечная цель и насколько она реалистична», – замечает Кашин. Он полагает: вполне возможно, что у Трампа срабатывает память о временах холодной войны. «В ту эпоху для европейских стран, таких как Франция, было совершенно нормальным на протяжении длительного времени поддерживать уровень военных расходов в 3,5 и даже те же 4%». Но ясно, что с тех пор времена изменились, европейцы изрядно поистратились.
«Трамп может их «трясти» сколько угодно, но никуда не девается важнейшая проблема стран Евросоюза: высокий уровень госдолга в соотношении с ВВП», – отмечает Кашин. Чисто с экономической точки зрения резервы для наращивания любых видов расходов у ЕС довольно ограничены.
«Можно на них орать и что-то до бесконечности требовать, но непонятно, как они исполнят требуемое»,
– отмечает собеседник. Кашин полагает: пока нет признаков того, что Трампу удается психологически сломать контрагентов из Старого Света.
Похоже, сам Трамп тоже понимает, что его претензии на заседании не привели к ссоре и лидеры расстались достаточно миролюбиво. Президент США, по данным агентства «Рейтер», передал коллегам по НАТО «достаточно позитивный и конструктивный сигнал». Как заявил источник в окружении президента Франции Эммануэля Макрона, «разрыва между Америкой и Европой нет». Соединенные Штаты и их европейские союзники по НАТО вовсе не находятся на пороге разрыва дружеских отношений. Источник добавил, что двусторонняя встреча Макрона и Трампа на полях саммита прошла в «дружественной и спокойной атмосфере».
В итоговой декларации встречи в верхах указывается, что целевой показатель в 2% должен быть достигнут к 2024 году.