На многонациональных военных учениях «Чистое небо», которые проходят на Украине, произошло сразу два воздушных ЧП. Первый инцидент случился во вторник и привел к трагическому исходу – гибели двух пилотов.
Неподалеку от поселка Уланов Хмельникского района Винницкой области разбился истребитель Су-27УБ. Два человека, находившиеся на борту учебного самолета, погибли. Причем генштаб вооруженных сил Украины сразу было признался, что один из погибших – американец. Однако позднее это сообщение вдруг пропало с сайта генштаба. Генштаб передал лишь, что найдены два тела и что «обстоятельства инцидента выясняются».
Но вскоре пресс-служба ВВС США подтвердила, что «военнослужащий США был участником этого инцидента», не приводя, правда, никаких подробностей. Впрочем, телеканал «Фокс ньюс» со ссылкой на официальных лиц уже твердо сообщил о гибели американца.
Вскоре винницкий портал «20 хвилин» опубликовал видео из окрестностей села Уланов, где разбился Су-27. «Самолет крутился, когда падал. Крутить его начало над селом. Пилоты отводили самолет в поле», – сообщили очевидцы порталу. Жительница села отметила, что сначала услышала гул и свист, а потом увидела дым за селом в поле.
«Туда наши пожарные уехали сразу. Люди начали говорить, что это упал самолет-истребитель. Затем к месту, откуда был виден дым, поехала еще одна машина спасателей. Без сирены. За ними полиция», – рассказала девушка.
Власти предупредили, что на борту могли остаться боеприпасы, передает УНН. В полиции сообщили, что на месте катастрофы около 100 полицейских и 20 следователей осматривают «каждый сантиметр».
Американец, находившийся в кабине разбившегося Су-27, изучал на примере украинских пилотов психологию вероятного противника в рамках учений НАТО «Чистое небо», предположил бывший депутат Верховной рады Украины Спиридон Килинкаров.
По его мнению, на маневрах летчики США изучают характеристики советской военной техники. «Эти воздушные ролевые игры связаны с тем, какими методами ведения воздушного боя обладают украинские летчики. Они мало чем отличаются от российских, начиная от ментальности и заканчивая тем, что они обучались в одних училищах», – сказал бывший депутат телеканалу «Россия 1».
Одновременно достоянием гласности стал и второй инцидент, который произошел еще 12 октября на аэродроме Староконстантинов, когда на тех же самых учениях проводился «день прессы». В его рамках зарубежных журналистов позвали прокатиться на боевых самолетах в качестве вторых пилотов. Правда, самолет на этот раз был американский, однако, предположительно, за штурвалом сидел украинец: по сценарию учений, летчики стран НАТО и Украины должны меняться, садясь за штурвалы чужих машин.
Фоторепортер Фрэнк Кребас (США) рассказал, что в момент полета на борту истребителя F-15D Eagle fighter, на котором он летел, вдруг начали отказывать бортовые системы. Самолет с трудом, но удалось посадить.
Всего в учениях «Чистое небо – 2018» принимают участие девять стран: Бельгия, Дания, Британия, Эстония, Нидерланды, Польша, Румыния, США и, естественно, Украина. Запланированное время учений – с 8 по 19 октября, а их главная цель – отработка совместных для украинских вооруженных сил и НАТО воздушных операций.
Всего в них задействованы 950 военных, что, в общем, немало для такого рода мероприятий. Однако техника, представленная на учениях, не впечатляет. Так, главным событием стал учебный бой между американским F-15D Eagle fighter и украинским Су-27УБ. Бой прошел, украинец победил. Тем не менее, на самом деле оба самолета были устаревшими.
Су-27УБ – самолет еще советского производства и предназначен для учебных целей. Что касается F-15D Eagle fighter, то его активно использовали еще в 1970-х. В 1985 году он был снят с производства и сейчас используется только в Национальной гвардии США – и тоже как тренировочный. То есть, по существу, обе аварии на маневрах произошли со старыми учебными машинами.
Редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков считает, что одним из вероятных объяснений аварии Су-27УБ может быть техническая неисправность, обусловленная возрастом самолета.
«Возникает вопрос, почему не сработала система катапультирования, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Эта система должна срабатывать в любых ситуациях, она позволяет катапультировать летчиков, даже если самолет находится на стоянке».
Леонков напомнил, что качество обслуживания авиационной военной техники на Украине в последние годы вынужденно ухудшается. Ведь собственными силами, без сотрудничества с нашей страной, вместе с которой эта техника и создавалась, проводить такое обслуживание Киев не в состоянии.
«Вся техника, которая стоит на вооружении ВС Украины, – только советского производства,
– сказал эксперт. – После разрыва кооперации с нами по эксплуатации и обслуживанию этой техники, думаю, ее техническое состояние с каждым годом приходило в упадок».
Показательно: даже просто факт ремонта самолета для вооруженных сил становится уже из ряда вон выходящим событием. Не далее как в субботу президент Петр Порошенко во время поездки в Запорожскую область лично провел церемонию возвращения ВВС двух отремонтированных Су-27, которые, как сообщается, были модернизированы в соответствии со стандартами НАТО.
Президент даже принял участие в испытательном полете на Су-27 на месте второго пилота. Кстати, самолет, переданный Порошенко военным летчикам, ремонтировался целых пять лет.
Все же, если верить открытым данным на 2017 год, на Украине есть 30 самолетов «Су»: 16 Су-27, семь Су-27П и семь Су-27УБ. С этого времени как минимум одна «сушка» была то ли продана, то ли отдана на время в США – для тренировок. Там она год назад и погибла на учениях в штате Невада, причем очень похожим образом.
Это произошло в сентябре прошлого года на секретной авиабазе ВВС США «Зона 51», причем официальная информация была скудна. Как сообщала «Газета.ру», за штурвалом был очень опытный пилот – подполковник Эрик Шульц, который «изображал русских». Военные отрабатывали бой с самолетами ВКС России. Шульц погиб. Предположительно, причиной падения стала ошибка пилота.
Эксперты также считают, что причиной новой катастрофы украинского «Су» мог опять стать и человеческий фактор. «Учения являются показателем высшего мастерства летчиков. Обычно они проводятся с максимальным напряжением сил и средств и техники и личного состава, – сказал газете ВЗГЛЯД бывший заместитель главнокомандующего ВВС России Айтеч Бижев. – А летчики украинских ВВС имеют крайне низкий налет».
Он затронул застарелую проблему украинской авиации: нехватку топлива. Даже с нынешним увеличением финансирования вооруженных сил денег на регулярные полеты не хватает. В результате система подготовки летного состава разрушается. По его мнению, печальные следствия низкой подготовки, недостаточный налет, не достигающий минимальных 50 часов в год, проявляются на учениях. Ведь здесь летчикам приходится не просто подниматься в воздух, а выполнять непростые задания, которые им в результате оказываются просто не по плечу.
«Если нет последовательности при подготовке, от простого к сложному, пилот, когда попадает в трудную ситуацию, бывающую на учениях, теряется и совершает ошибку», – говорит Бижев. Он проводит параллели между современным состоянием украинских ВВС и ВВС России 90-х годов, когда в войсках тоже был хронический дефицит топлива. «У нас тоже тогда отсутствовал керосин, пытались летчиков быстрее натаскать. В результате были аварии, летчики падали», – сетует Бижев.
Впрочем, эксперты оговариваются: до обнаружения черных ящиков любые версии – дело умозрительное.
Политологи же уверены, что гибель американского офицера вряд ли отравит отношения Вашингтона и Киева, такие вещи в Пентагоне простят.
«Человек находился на учениях, а, к сожалению, учения всегда чреваты подобными вещами, практически ни одни крупные учения не обходятся без этого, – сказал газете ВЗГЛЯД киевский политолог Руслан Бортник. – Так что гибель американского военного на территории Украины кардинально не скажется на американо-украинских отношениях».
Тем не менее, гибель заокеанского гостя на «Чистом небе» уже превратилась в скорбный символ учений, которые должны были знаменовать боевой союз Украины и НАТО. На самом деле дружба с натовцами пока не помогла ВСУ подтянуть свою авиатехнику хотя бы до такого уровня, чтобы она не падала вместе с американскими офицерами на борту. Интересно, что скажут об итогах маневров их участники.