Министр обороны Сербии Александр Вулин в ходе визита в Афины подписал вербальную ноту о присоединении к боевой тактической группе (БТГ) Евросоюза «Хелброк», фактически завершив ее укомплектование. Таким образом, сербские военные окончательно присоединились к коллегам из Греции, Болгарии, Румынии, Кипра и с Украины, также принимающим участие в БТГ.
«Это событие имеет двойное значение. С одной стороны, это региональное сплочение для эффективной защиты наших стран, а с другой – оно укрепляет взаимосвязь Сербии с событиями в области европейской обороны», – заявил министр национальной обороны Греции Панос Камменос.
Разберемся, о чем идет речь. Евросоюз еще с 90-х годов задумывался о большей самостоятельности в сфере обороны и безопасности от НАТО. В результате к 2004 году была создана концепция сил быстрого реагирования ЕС – боевых тактических групп (БТГ), а к 2007 году они и были созданы.
Однако стоит отметить, что чисто военные вопросы так и остались в ведении НАТО. В задачи же БТГ входит только миротворчество – разведение конфликтующих сторон, стабилизация, а также восстановительные, гуманитарные, эвакуационные работы и военное консультирование третьих стран. Поэтому называть БТГ прообразом армии Евросоюза пока рано. А генсек НАТО Йенс Столтенберг не раз называл Евросоюз неспособным заменить альянс в обороне.
Согласно статье 43 Лиссабонского договора, решение об использовании групп в качестве миротворцев принимает Совет ЕС. Концепция БТГ требует также мандата Совбеза ООН. Однако на гуманитарные и подобные миссии санкция Совбеза не требуется.
На развертывание миротворческой миссии необходимо время. Евросоюзу ведь надо согласовать все вопросы между членами, а это дело долгое. БТГ же – это небольшие мобильные подразделения в постоянной боевой готовности. Их цель – развертывание в течение 5–10 дней и выполнение задач до прибытия основного контингента в течение 30 дней (при условии дополнительного снабжения до 120 дней).
Создано 18 групп, из которых в любой момент в готовности находятся две. Дежурство длится полгода, после чего на вахту заступают новые. Каждая БТГ формируется одной или несколькими странами (под командованием одной из них). Государства обязаны самостоятельно содержать группы, проводить с ними учения. В БТГ приглашают и страны, не входящие в Евросоюз. В данный момент их пять, из них две входят в НАТО – Турция и Норвегия, а три – внеблоковые (Сербия, Македония, Украина).
Численность групп – от 1,5 до 2,5 тыс. человек. В каждую может входить до четырех мотопехотных рот и одна танковая (в зависимости от специфики задач могут заменяться на подразделения аэромобильных войск, морской пехоты и т.д.), а также артиллерийская батарея.
«Хелброк» или Балканская боевая тактическая группа – одна из 18. Она формируется под командованием Греции на базе греческой 71-й аэромобильной бригады в Килкисе, и ее численность составляет 1,5 тыс. человек. Ближайшее боевое дежурство группы ожидается в следующем году. Название представляет собой акроним из первых букв названий стран: Hellas (Эллада, как именует себя Греция), Bulgaria (Болгария), Romania (Румыния), Cyprus (Кипр) – HelBRoC.
«Сербский народ помнит бомбардировки 1999 года»
С 2011 года в группе участвует Украина, которая обычно выделяет для этих целей подразделение морской пехоты. Сербия согласилась участвовать в ноябре прошлого года. Тогда начальник генштаба Сербии Любиша Дикович и его греческий коллега адмирал Евангелос Апостолакис подписали в Брюсселе первую ноту о присоединении Сербии к «Хелброку». Белград сразу же выделил в БТГ взвод военной полиции, команду по военно-гражданскому сотрудничеству и пять штабных офицеров. И вот теперь, после того как все прочие страны дали на это согласие, Сербия уже формально примкнула к группе.
За свою более чем 10-летнюю историю БТГ так ни разу и не были использованы. ЕС в 2014 году однажды все же принял принципиальное решение задействовать своих миротворцев в Центральной Африке (миссия называлась EUFOR RCA), но в итоге не получилось достичь согласия по отправке боевых групп.
Доктор политических наук, эксперт белградского Института европейских исследований Стеван Гайич резко недоволен присоединением к «Хелброку». «Присоединение к «Хелброку» было представлено властями как самая обычная вещь, но на самом деле это более плотно связывает Сербию с НАТО. Сейчас Сербия оказалась в полном окружении либо натовских стран, либо стран-вассалов», – сказал политолог газете ВЗГЛЯД.
На его взгляд, президент Александр Вучич под флагом патриотизма начал сдавать интересы страны. «Хелброк» – это еще одна форма формирующегося антирусского блока. Это по сути пронатовская группировка, ведь в нее входят или сами страны НАТО, или страны-вассалы. А ведь сербский народ помнит натовские бомбардировки 1999 года, да и в целом он настроен пророссийски», – считает Гайич.
Наши интересы на Балканах продвигает труба
Эксперты в Москве восприняли вступление в «Хелброк» не столь эмоционально. Завсектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов напоминает про «извечное стремление» Сербии вступить в Евросоюз. «То, что это имеет антироссийский оттенок, учитывая наши контрадикции с Западом, для Белграда дело шестнадцатое. Они, конечно, понимали, что Москву это решение не обрадует, но посчитали это издержками на пути к ЕС», – сказал Воронов газете ВЗГЛЯД.
В любом случае, путь сербов в ЕС перекрывает вопрос края Косово. «Они могут вступить в какие угодно военные структуры ЕС, могут что угодно вытворять там. Но нужно признать Косово. На это не может пойти пока ни одно правительство Сербии», – пояснил он.
Что касается российских интересов на Балканах, то, по словам Воронова, продвигать их можно с помощью крупных инфраструктурных и энергетических проектов. Как подчеркнул эксперт:
«Следующий рубеж – «Турецкий поток». Скоро мы заведем трубу на турецкий берег и дальше будем пробивать маршрут на Италию. Это и будет наш реванш. Главное материальное воплощение нашей балканской политики. А сейчас промежуточный период, игроки совершают много разных ходов, которые не носят принципиального характера».
Кстати, Греция сама крайне заинтересована, как известно, в поставках российского газа по «Турецкому потоку». Так что в этом вопросе Афины, как и Белград, оказываются естественными ситуативными союзниками, заинтересованными в дружбе с Москвой. Неслучайно на церемонии вступления в «Хелброк» министр обороны Камменос неожиданно затронул экономику и заявил сербскому коллеге Вулину: Греция и Сербия вместе с другими странами Балкан могут сыграть важную роль и в расширении маршрутов поставки энергии в Европу.