Жертвами «акустической атаки», якобы осуществленной властями Кубы, стали не менее 16 американских дипломатов. По словам официального представителя Госдепа Хизер Нойерт, причины инцидента неизвестны, но у некоторых из пострадавших диагностированы травмы мозга, а двое получили такие повреждения слуха, что больше не смогут продолжить работу. Есть пострадавшие и среди членов семей дипломатов, но о детях речь не идет. В Вашингтоне относятся к этому «очень серьезно».
Основными симптомами стали тошнота, головные боли и потеря слуха. «Атаки» обычно происходили в ночное время. Пострадавшие отмечали, что слышали странные звуки, напоминающие скрежет металла или жужжание насекомого. Некоторые (в основном женщины) утверждают, что воздействие на них проводилось во время сна и продолжалось с ноября 2016-го по весну 2017 года.
Также утверждается, что «акустической атаке» (этот термин употребил госсекретарь Рекс Тиллерсон) подверглись пять канадских дипломатов и члены их семей. Налицо крупный международный скандал, с развитием которого увязали августовскую высылку из США двух кубинских дипломатов, хотя, казалось бы, при чем они тут?
Американские источники утверждают, что Куба применила против дипкорпуса некое акустическое оружие. Ранее кубинская молодежь действительно развлекалась тем, что устраивала по ночам на площади перед американской «миссией интересов» (крупным бетонным сооружением на набережной в советском стиле) что-то вроде общественной дискотеки, направив на здание мощные динамики. Со временем к этому развлечению добавилась светомузыка – кубинцы проецировали на американское представительство изображение кубинского флага и популярные лозунги, например знаменитый "Patria o muerte" («Родина или смерть»).
Правда, американцы начали первыми, поместив на фасаде электронную бегущую строку, где печатали антикастровские новости и что-то про права человека. Сперва кубинские власти пробовали заставить здание миссии флагштоками, чтобы бегущую строку не было видно, но затем отдали пространство молодежи. По ночам эта дискотека со светомузыкой доставляла множество неудобств, но никаких физических увечий сотрудники миссии все-таки не получали. По большому счету все это не выходило за рамки карнавальной культуры островов Карибского моря и даже самими американцами не рассматривалось в качестве «угрозы здоровью аккредитованных дипломатов». Но сейчас обвинения есть, и достаточно весомые.
Нет никакого внятного мотива, которым можно было бы объяснить применение кубинцами столь изощренного насилия. В правительстве Рауля Кастро, конечно, есть группировка противников нормализации отношений с США, но вряд ли эти люди способны в течение полугода воздействовать на здание американского посольства и жилые дома дипломатов неким технологически сложным устройством с целью вызвать у иностранных граждан серьезные увечья.
Нет мотива – нет преступления. Если, конечно, никто не считает, что в руководстве Кубы окопалась группа маньяков, физически преследующих гринго по принципу «не нравишься ты мне». Даже в самые тяжелые времена кубино-американских отношений никто не объявлял семейство Кастро кровожадными маньяками (кроме, пожалуй, эмигрантов), а аргентинец Че Гевара больше воспринимался как продукт общемирового системного бунта против общества потребления, то есть человек вполне западный, но «сбившийся с пути». Точно так же многие активные участники французских студенческих волнений 1969 года впоследствии обуржуазились и даже занимали видные посты в капиталистической власти. С Че Геварой подобного не случилось, и после смерти его имя и образ жизни стали коммерческим брендом, из которого давным-давно ушел повстанческий пафос самопожертвования.
Борьба внутри правящей элиты Кубы, безусловно, существует. Рауль Кастро уже заявил о том, что переизбираться на свой пост не станет, смена поколений неизбежна, но в США, похоже, не обладают достаточной информацией о раскладе сил в Гаване. Основным преемником Кастро считается первый вице-премьер Госсовета, 57-летний Мигель Диас-Канель – бывший министр образования и самый высокопоставленный из всех кубинских лидеров, не участвовавших в войне против диктатора Батисты просто по возрасту. После смерти Фиделя американцы записали Диас-Канеля в либералы и объявили чуть ли не кубинским Горбачевым. Но, видимо, поспешили.
Именно Диас-Канель активно выступает сейчас против усиления идеологического влияния США на Кубе, обещает закрыть новостной сайт OnCuba («очень агрессивно действующий против революции»), исследовательский центр Cuba Possible и базирующуюся на Майами программу развития частного предпринимательства Cuba Emprende. Он же называет посольство США рассадником диверсий, эксплуатирующим «ностальгию по Гаване 1950-х годов», составляет списки «подрывных программ» и называет себя разработчиком системы противодействия американской пропаганде.
Тут или американская разведка в очередной раз «попала не в того человека» (что довольно странно, учитывая тот объем информации, который ЦРУ обязано выкачивать с острова), либо Диас-Канель, выросший и сформировавшийся во времена социализма, действительно не считает нужным ориентироваться на Вашингтон. Конечно, СССР во второй половине 1980-х годов знал немало персональных дел «быстро перековавшихся». Но ситуация, когда ты одной рукой подрываешь только что восстановленные отношения с США (тем более с помощью «акустического оружия»), а другой пробиваешь себе путь в партийной иерархии громкими высказываниями против Вашингтона, чересчур экзотична даже для Кубы.
При этом нужно понимать, что ЦРУ в сборе информации по Кубе традиционно ориентируется на данные из эмигрантских и диссидентских источников. Это примерно та же ошибка, что и в случае с российскими либералами – твою картину формирует узкий круг людей, оторванных от реальной политической жизни и системы принятия решений, но упорно преувеличивающих степень своего влияния на общественное мнение. В кубинском случае речь вообще зачастую идет о барменах и сутенерах в Майами и их постоянной клиентуре.
Кстати, основой для формирования мифа об оружии массового поражения в Ираке стали показания одного-единственного политического беженца.
Все это закономерно породило в США дискуссию о том, что «операцию против американских дипломатов» осуществила «третья страна» (и не спрашивайте – какая; выбор тут небогат), благо сотрудники кубинских спецслужб за годы изоляции якобы потеряли квалификацию и не способны организовать что-то подобное самостоятельно.
Это сильное преувеличение – квалификация кубинцев никуда не делась, да и представители бывших повстанческих движений в других странах Латинской Америки до сих пор в строю. Кроме того, степень контроля кубинских спецслужб за Островом свободы такова, что они вряд ли позволят «третьей стране» проводить антигосударственную операцию на собственной территории, тем более в течение полугода.
Две паллиативные версии предполагают, что виноваты обе стороны. Американцы могли участвовать в операциях по прослушке кубинского эфира или получали по радиочастотам информацию от нелегальной агентуры, то есть сидели в наушниках и получили «удар по ушам» от кубинской контрразведки. Но это никак не объясняет аналогичные симптомы, появившиеся у членов их семей, если мы допускаем, что они есть – пока что никто не продемонстрировал жену дипломата, которой кто-то по ночам жужжал под ухом москитом и довел до срыва (детей среди пострадавших, напомним, нет).
С другой стороны, допускается, что кубинцы прослушивали американскую дипломатическую недвижимость (а это почти наверняка), но в силу слабой профессиональной квалификации ошиблись, нажали не на ту кнопку – и всем стало плохо. Однако прослушивающая аппаратура (как древняя, так и современная) строится как раз на принципе слабости сигнала. Если условный «жучок» будет излучать слишком много посторонних шумов (неважно, на каких частотах), его легко обнаружить. Даже примитивный гаджет производства конца 80-х годов и средней ценой в десять долларов работает от слабого тока, идущего по проводу стационарной телефонной сети. Потому он и создает перепады этого тока, потребляя его при включении и выключении, что выражается в характерных щелчках в трубках, но не более того. Слух не пострадает, разве что нервы и гордость.
А вот американцы, напротив, в вопросах нелетального акустического оружия впереди планеты всей. Его суть в создании импульса ультразвука, который вызывает состояние тревоги, панику, болевые ощущения. При тяжелом воздействии – поражение внутренних органов.
Американцы испытывали эту систему на грузинах.
Правительство Михаила Саакашвили применяло так называемое дальнодействующее акустическое оружие (long range acoustic device, LRAD) при разгоне антиправительственных демонстраций в Тбилиси в 2007 году. Эта штука, более известная как «акустическая пушка», – сравнительно небольшой девайс, похожий на параболическую антенну. Она издает звуки в 150 децибел, притом что нарушение слуха наступает при 130 децибелах, а звук двигателя реактивного самолета – 120 децибел.
Есть данные, что США применяли акустическую пушку и против сомалийских пиратов, но вышло неубедительно. Никаких доказательств эффективности такого рода аппаратуры нет, а опыты над грузинами оказались не слишком репрезентативными. При некотором желании их можно разогнать и уверенным выражением лица (см. опыт продвижения на Гори и от Гори в сторону Тбилиси) вне каких-либо технологических примочек, основными покупателями которых стали службы безопасности крупных торговых комплексов, которые отваживают таким образом подростков от бесцельного шатания вокруг.
Появившиеся у американских дипломатов симптомы (если верить показаниям Госдепа) больше напоминают поражение не от ультразвука, а от сверхнизких частот – инфразвука. Там, действительно, и тошнота, и поражение среднего уха, а при постоянном воздействии – травма головного мозга. Применялась эта штука в Югославии. На пьезоэлектрический кристалл подается электрический ток, возникают звуковые колебания на ультранизких частотах, ультразвук проникает сквозь стены, а сила импульса зависит от мощности излучателя.
В американских СМИ появился также термин MRAD – акустическое оружие среднего радиуса действия. Что за зверь – никто не знает. В специальной литературе он не описан и на грузинах не испытан.
Большинство экспертов считают все эти ухищрения бессмысленными и бесполезными – эффект от них не соответствует ожиданиям. Но главный вопрос, повторимся, в целях подобного мероприятия. Испортить жизнь американскому дипломатическому корпусу можно куда более простыми методами, не нарываясь на обвинения в нарушении Венской конвенции с особым цинизмом.
Есть, конечно, и другие версии. Или – отголоски версий.
Например, такая. Для вновь прибывающих дипломатов (особенно молодых) существует негласная практика «проверки на вшивость». Можно нарваться на уличный конфликт, зайти не в тот бар, попасть в ДТП, купить собаке просроченный корм. Один раз, второй, третий. Некоторые ломаются, паникуют, перестают вести себя правильно.
Вот другая. Уже полтора года Госдеп бомбардирует американские администрации (обе) страшилками в духе режиссера Карпентера о тяготах жизни дипломатов в Москве и ужесточает «правила жизни» дипкорпуса, которые лимитируют сотрудников в выборе не только контактов с местным населением, но и бытовых условий проживания. Но при этом – требует увеличения зарплат и общего финансирования, что очень легко понять. А на Кубе, надо думать, жизнь у дипломатов тем более нелегкая.
Наконец, нынешняя американская администрация открыто заявляет о необходимости пересмотра условий, на которых Барак Обама в рамках своей лебединой песни осуществил нормализацию отношений с Гаваной. Понятно, что публичного расследования или «акустической атаки» не будет. Но повод – нанесение американским гражданам тяжкого вреда здоровью – для отката в отношениях с Кубой уже получен.