На прошлой неделе газета ВЗГЛЯД разбирала программное интервью главы фракции либералов в Европарламенте Ги Верхофстадта, где он мечтал о европейской федерации, которая сможет «напугать Путина». Между тем то, что многие европейские граждане видят задачи ЕС отнюдь не в «запугивании» Путина, а значительная часть из них не рады объединению даже в рамках текущей формации Евросоюза, давно не вызывает сомнений. Для тех же, у кого они все-таки оставались, немецкая издательская группа Handelsblatt заказала институту общественного мнения YouGov масштабный опрос, результаты которого полностью подтверждают: жители Евросоюза устали от чрезмерно тонких стенок с соседями.
Похоже, что путь западных стран ведет к тому, что Европейский союз вряд ли сумеет прожить столько же, сколько просуществовал Советский
Опрос проводился с 19 по 24 мая. По данным социологов, в этот период за выход из ЕС и сохранение членства проголосовало бы равное количество британцев: по 40%. Количество неопределившихся составляет 14%, не желающих идти на референдум оказалось всего 6%. Таким образом, результаты голосования непредсказуемы. Куда качнется «болото» и какая из политических сил – сторонники «Брэкзита» или их противники – сумеет в день мобилизовать больше сторонников, предугадать пока невозможно. Но гадать и не нужно – референдум состоится уже 23 июня.
Еще интереснее данные по другим европейским странам, которые пока не собираются проводить референдумов о выходе из ЕС. Но если бы плебисцит состоялся, в прежде вполне лояльной Брюсселю Франции за сохранение «единой европейской семьи» проголосовали бы лишь 42%, а 31% выбрали бы независимость (еще 26% не определились или проигнорируют референдум).
В Швеции 45% граждан за то, чтобы оставаться в ЕС, и уже 38% – за выход из союза (неопределившихся 17%). И только у Германии – главного выгодополучателя «европейского проекта» и его неформального лидера – пока сохраняется абсолютное большинство сторонников единства: 54% (за выход из ЕС выступают 29%, неопределившихся – 17%).
Глядя на эти цифры, легко понять, почему евроскептики набирают в западноевропейских странах все больше и больше голосов и на национальных выборах, и на выборах в Европарламент.
Еще один интересный вопрос: «Какая, по-вашему, страна получает наибольшую выгоду от членства в ЕС?» Ответы британцев выглядят следующим образом: 23% полагают, что больше всех за счет других выигрывает Германия, 20% – что Румыния, 19% – что Польша и 17% – что Франция. С вариантом, что больше всех выигрывает сама Британия, согласились лишь 5%. И тут, видимо, необходимо пояснить, что британцы приписывают полякам и румынам почти тотальное желание переехать на остров на ПМЖ. За последние годы в Великобританию действительно прибыли сотни тысяч поляков, воспользовавшись принципом свободного перемещения трудовых ресурсов. Нашествие румын, на которых данный принцип стал распространяться относительно недавно, только ожидается, и евроскептики запугивают ими избирателей.
В Германии более трети опрошенных (38%) считают, что ЕС выгоден в первую очередь для Греции (которую приходится спасать от дефолта совместными усилиями). На втором и третьем местах – те же Румыния и Польша (21 и 16% соответственно). А вот на четвертое немцы поставили себя: 15% полагают, что основные «сливки» с Евросоюза снимает именно Берлин.
Французы тоже считают, что больше прочих пользы от членства в ЕС получают Греция и Румыния (26 и 21% соответственно), на третье место они поставили Германию (15%), а на четвертое – Польшу. Еще 6% жителей Франции считают главными выгодополучателями себя.
В Швеции 35% ответили, что главным бенефициаром Евросоюза является Румыния, 29% – что Греция, 20% – что Болгария. Германия и Польша делят четвертое и пятое места с 12%. Себя в качестве главных выгодополучателей статистически значимое число шведов не рассматривает вовсе.
Наконец, на вопрос «Кто несет самые большие потери от членства в ЕС?» самым популярным ответом во всех случаях стала именно та страна, в которой он задавался. Главными пострадавшими считают себя 30% британцев, 36% немцев, 32% французов и 39% шведов.
Неудивительно, что с таким отношением к настоящему Евросоюза отношение к его будущему у большинства граждан еще более скептическое. На вопрос, вызовет ли выход Британии из Евросоюза дальнейшую череду «экзитов», положительно (то есть «очень вероятно» и «скорее всего») ответили 51% британцев, 54% немцев, 55% французов и 69% шведов. Судя по ответам граждан Швеции на предыдущие вопросы, именно в этой стране вполне вероятно проведение собственного референдума о выходе из ЕС. Причем вне зависимости от того, что ответят британцы.
Кстати, отпускать Британию «на свободу» большинство опрошенных при этом не хотят: 52% немцев, 51% шведов и 42% французов считают, что Альбион должен остаться в Евросоюзе. Лишь 26% в Германии, 22% в Швеции и 32% во Франции считают, что Лондон может уходить.
Эти данные социологов настолько показательны и говорят сами за себя, что не требуют подробного разбора и уточняющих комментариев. То большинство, которое выступает против выхода Британии из Евросоюза, опасается лишь того, что на оставшихся лягут дополнительные траты по содержанию беженцев, а также Греции, Румынии и других небогатых стран (в числе государств, которым опрошенные приписывают максимальную пользу от членства в ЕС, фигурируют Болгария, Испания, Португалия, Италия, Литва, Латвия и Венгрия). И вообще, практически в любой стране до определенного этапа большинство почти всегда выступает за сохранение статус-кво – революции свершаются активным меньшинством.
Подытожим. Евросоюз в его нынешнем виде является больным надгосударственным образованием, процветающие члены которого чем дальше, тем меньше понимают, зачем им делиться с соседями результатами своего труда. Выдуманная «российская угроза» не в состоянии сплотить народы Европы, напротив, антироссийские санкции и следование Брюсселя в фарватере Вашингтона является значимым разъединяющим фактором.
Мы, пережившие развал СССР, знаем, что разъединение само по себе не может привести к процветанию. Украина, считавшаяся одной из самых богатых и перспективных советских республик, не сумела воспользоваться своими промышленными, геополитическими и аграрными преимуществами. Прибалтийские страны, получив независимость, вскоре отнесли ее в Брюссель и в результате неуклонно теряют и промышленность, и население. Азербайджан и Казахстан сумели заработать на нефтяном буме, но сейчас ситуацию в экономиках этих стран также сложно назвать радужной.
В конечном счете каждое государство или нация идут своей дорогой. И похоже, что путь западных стран ведет к тому, что Европейский союз вряд ли сумеет прожить столько же, сколько просуществовал Советский (если считать от заключения Маастрихтского договора в 1992 году). По крайней мере, в своем нынешнем виде.