Барак Обама решил заняться сдерживанием России в космическом пространстве. «В соответствии со статьей 1613 проекта бюджета на 2016 год на нужды национальной обороны я направил доклад и секретное приложение по сдерживанию противников в космосе», – уведомляет Конгресс президент США. Засекреченным является и сам доклад.
Развитием классического «элемента сдерживания», ударной военной космонавтикой американцы не занимаются. А вот информационные системы, то есть разведка, изучение других спутников и так далее – это то, чем они очень даже занимаются
О необходимости предпринять экстренные шаги для противостояния угрозе из космоса со стороны нашей страны и, в меньшей степени, Китая в Соединенных Штатах заговорили в прошлом году, в разгар обсуждения оборонного бюджета 2016 года. Тогда замглавы Пентагона по военным закупкам Фрэнк Кендалл заявил, что русские и китайцы стремительно усиливают свое присутствие в космосе, а американцы его, напротив, теряют. По его мнению, Россия и Китай усиливают свои технологические возможности в оборонно-космической отрасли, используя промышленный шпионаж. «И, честно говоря, у них это хорошо получается», – цитирует его слова портал Breakingdefence.com. Заместитель министра предложил повысить расходы на космос, чтобы наверстать упущенное в ходе некоторого сокращения расходов на оборону. Это сокращение имело место в начале первого президентского срока Барака Обамы, что связано не только с необходимостью преодолевать последствия экономического кризиса, но и с «перезагрузкой» в отношениях России и США.
Сейчас о российской космической угрозе президент Обама напомнил также в разгар споров о размере оборонного бюджета на следующий, 2017-й, год. Он, судя по подготовленному проекту, составит порядка 582 млрд долларов. Споры вокруг бюджета в очередной раз выявили разногласия между Республиканской и Демократической партиями относительно стратегии развития вооруженных сил. Республиканцы в целом выступают за повышение оборонных расходов. Поэтому поддерживают дорогостоящие программы модернизации вооруженных сил, в частности в области ракетных технологий и ядерного потенциала. В свою очередь демократы считают, что оборонный бюджет в последние годы и так слишком быстро растет, а значит, военные могут поумерить свои аппетиты.
Развитие военно-космической техники – та область, которой касаются наиболее жаркие споры. Яркий пример – недавние дискуссии в комитете по делам вооруженных сил палаты представителей Конгресса США относительно закупок 18 российских двигателей РД-180. Они необходимы для запуска американских ракет-носителей Atlas-5, выводящих на орбиту в том числе военные спутники. C их помощью, например, реализуется самый секретный из американских космических проектов – X-37B Orbital Test Vehicle, так называемый проект орбитальной космической лаборатории, или орбитального самолета.
После введения санкций против России часть конгрессменов выступила за разрыв контрактов с Россией на поставку РД -180. Причем по этому вопросу раскол произошел даже в самой Республиканской партии. «Вы в буквальном смысле вкладываете 540 млн долларов в военную модернизацию России», – возмущался однопартийцами конгрессмен-республиканец Дункан Хантер на заседании Комитета представителей по делам вооруженных сил, где обсуждался проект оборонного бюджета.
Однако республиканцы, контролирующие комитет, вняли доводам Пентагона, который констатировал, что создать свой аналогичный российскому двигатель американцы смогут не ранее 2021 года. То есть даже несколько позже, чем планировалось. Вероятно, в докладе содержится пункт, предусматривающий создание собственных ракетных двигателей с тем, чтобы не зависеть от России в данной сфере.
Также, вероятно, американцы пойдут по пути развития традиционных для них технологий. Как заметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД руководитель Института космической политики Иван Моисеев, «военная космонавтика делится на две части: ударную и информационную. Развитием классического «элемента сдерживания», ударной военной космонавтикой, включающей, например, уничтожение спутников другими спутниками, американцы не занимаются», сочтя данные разработки дорогостоящими и бесперспективными. «А вот информационные системы, то есть разведка, изучение других спутников и так далее – это то, чем они очень даже занимаются», – сказал Моисеев.
Соответственно, еще одно непосредственное следствие намерения США усилить внимание к космосу – то, что американцы будут и дальше блокировать принятие всеобъемлющей конвенции по его демилитаризации. Соединенные Штаты не станут отходить от своей прежней принципиальной позиции не относить информационные системы, системы двойного назначения, к военной сфере. Впрочем, и без этого добиться какого-либо соглашения по демилитаризации космоса будет непросто. Как отмечал в беседе с газетой ВЗГЛЯД бывший заместитель министра иностранных дел Сергей Орджоникидзе, всегда против такого соглашения выступали так называемые пороговые страны, стоявшие в шаге от вступления в борьбу за использование космоса в оборонных целях, например Индия.
«Чем в США еще заняты серьезно, так это противоракетной обороной, которая имеет в свою очередь ударный противоспутниковый потенциал. Его развитием занимается, кроме США, еще и Китай. Мы этим не занимаемся», – заметил Моисеев.
Степень серьезности своего антиспутникового потенциала американцы продемонстрировали в 2008 году. Тогда они сбили аварийный американский спутник-шпион USA-193 при помощи ракеты SM-3, пущенной с борта крейсера «Лейк Эйри» в Тихом океане. Цель была поражена на высоте 246 км. Годом ранее аналогичную атаку своего старого метеорологического спутника предпринял Китай. Он был сбит на куда большей высоте – порядка 800 км. По мнению Моисеева, оба пуска имели демонстративный характер и преследовали цель показать возможности двух стран.
Кстати, примечательно, что в использовании противоспутниковых ракет американские СМИ обвиняют в первую очередь Россию. Речь идет о запуске с космодрома Плесецк ракеты «Нудоль», якобы отслеженном американским спутником. Правда, сам факт запуска противоспутниковой ракеты официально ни российские, ни американские власти не подтверждают. Вероятно, речь идет о системе противоракетной обороны (ПРО) А-235 «Нудоль». Она должна прийти на смену развернутой вокруг Москвы системе А-135 «Амур» и сбивать объекты на околоземной орбите не может. А вот американская ракета SM-3, которая запускается с корабля, такими возможностями обладает.
Доклад Обамы, безусловно, является очередным свидетельством процессе переноса военных технологий в космос. По мнению депутата Госдумы Олега Савченко, не надо этого опасаться. «Нам нет даже смысла обсуждать, участвовать в этой гонке или нет, – сказал он в беседе с газетой ВЗГЛЯД. – Россия обречена быть космической державой. Естественно, надо обращать внимание на технологические вызовы, темы, по которым мы отстаем. Но при этом надо дорожить тем потенциалом, который мы имеем, и ни в коем случае не растратить его».