В этом году Бразилия примет первую в истории Южной Америки Олимпиаду, но все последние месяцы она попадает в топы мировых новостей вовсе не с новостями о подготовке к главному спортивному празднику. Уже полтора года в стране раскручивается крупнейший скандал, связанный с коррупцией в государственной нефтяной компании «Петробрас». Антикоррупционное расследование превратилось в орудие борьбы за власть, а точнее – за лишение власти Партии трудящихся, левых, которые правят страной последние 13 лет.
Арест бывшего президента Лулы стоит рассматривать как подготовку к выборам 2018 года
В пятницу лидер этой партии, бывший президент и самый популярный политик страны Лула да Силва был задержан полицией в рамках расследования дела о коррупции в компании «Петробрас».
Подозревают, что строительные компании, получавшие подряды от «Петробраса», могли помогать в строительстве ранчо и квартиры на побережье для 70-летнего Лулы. При этом осенью прошлого года комиссия парламента не нашла никаких доказательств причастности Лулы к коррупции, точно так же как не подтвердила она и подозрения в отношении его преемницы, нынешнего главы государства Дилмы Русеф.
Тем не менее против Русеф в декабре была начата процедура импичмента, причем не из-за подозрений в коррупции, а из-за якобы имевшихся нарушений в распределении бюджетных средств. Сама процедура была начата с нарушением, и спустя несколько дней Верховный суд приостановил ее рассмотрение в парламенте. А 4 марта, то есть в день ареста Лулы, ВС разрешил предъявить обвинение инициатору импичмента, спикеру нижней палаты парламента Эдуарду Куньи.
Но это не банальная месть властей оппозиционеру – Кунья сам оказался замешанным в коррупционных схемах, связанных с той же «Петробрас». Более того, в отношении него, в отличие от Лулы и Русеф, как раз имеются более чем веские подозрения – его обвиняют в получении 5 млн долларов взяток с 2006 по 2012 год. И он может лишиться своего кресла еще до вынесения приговора. Выяснилось, что во время слушаний в конгрессе он солгал, утверждая, что у него нет банковских счетов в других странах, после чего швейцарские следователи обнаружили счета Куньи.
То, что практически вся бразильская верхушка так или иначе упоминается в связи со скандалом вокруг крупнейшей госкомпании, неудивительно – коррупция в Бразилии традиционна, и все к ней привыкли. Другое дело, что как раз в правление Лулы начались серьезнейшие реформы, позволяющие перейти от олигархического государства к социальному. Именно этот выходец из низов бразильского общества после своего прихода к власти добился принятия мощных социальных программ и одновременно обеспечил рост национальной экономики.
В 2011 году закончился второй срок Лулы, и президентом стала его соратница Русеф, занимавшая среди прочего и пост главы совета директоров «Петробраса». В ходе правления Русеф полиция и начала расследовать коррупцию в госкомпании. В прошлом году ВС дал разрешение на проведение следственных действий в отношении 48 нынешних и бывших членов конгресса, включая бывшего президента Фернанду Колора ди Мелу. Еще в 1992 году он был подвергнут импичменту как раз за коррупцию, но позже обвинения были сняты, и он смог вернуться в политику, а теперь будет новое разбирательство.
Тогда же был арестован и бывший казначей Партии трудящихся. Общие хищения в «Петробрасе» оцениваются в миллиарды долларов. Сама коррупционная схема банальна: топ-менеджеры завышали смету контрактов, после чего получали от строительных организаций три процента отката и делились ими с чиновниками и депутатами. Деньги шли как в карманы политиков, так и в черную кассу политических партий.
Уже арестованы сотни политиков и бизнесменов, но и Лула, и Русеф говорят, что не были в курсе хищений. Расследование против Лулы было начато прошлым летом, но арестовать его решили только сейчас. Хотя оппозиция и говорит, что Русеф пытается пожертвовать бывшим президентом, чтобы спасти себя, в реальности это не так.
Попытку импичмента Русеф отбила и малая вероятность того, что оппозиция сможет собрать две трети голосов, а Лула всегда высказывал ей свою поддержку. При этом в 2018 году будут новые выборы, на которых Русеф уже не сможет выдвигаться, а более популярный Лула имеет право принимать участие. Несколько месяцев назад он уже заявил, что, хотя и хотел бы, чтобы баллотировался кто-то другой, но может передумать: «если мне придется выставлять свою кандидатуру, чтобы не допустить утраты социальных завоеваний, достигнутых за эти годы, я это сделаю».
Понятно, что для оппозиции дискредитация Лулы и Русеф является важнейшей задачей. Последние президентские выборы осенью 2014-го, когда скандал с «Петробрас» только разгорался, Русеф выиграла лишь во втором туре и с небольшим преимуществом. К 2018 году оппозиции нужно представить Партию трудящихся в максимально негативном свете, чтобы не допустить избрания ее кандидата президентом. Поэтому арест Лулы, даже если вскоре он будет отпущен или оправдан, стоит рассматривать как часть предвыборной кампании.
Другое дело, что сама оппозиция не сможет изобразить себя непричастной к коррупционным делам. В скандале фигурируют депутаты практически всех партий, к тому же сами бразильцы хорошо знают, что система откатов возникла не при Партии трудящихся. А вот серьезные социальные завоевания появились именно в годы ее правления. Как и мощный рост бразильской экономики и усиление авторитета страны в мире.
Именно при левых Бразилия стала частью БРИКС, началось активное сближение с Китаем, улучшились и российско-бразильские отношения. Бразилия давно, еще со времен Второй мировой войны, хотела выйти на глобальный уровень, но только начав координировать свои действия с независимыми от США центрами силы, такими как Китай и Россия, и выступая в качестве модератора левого поворота Латинской Америки, она получила реальный шанс закрепиться в числе будущих великих держав. В том числе это может быть зафиксировано и в получении ею статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Понятно, что у страны множество внутренних проблем, к которым в последнее время добавился еще и экономический кризис, но у нее есть и огромные резервы для роста. Федеративное устройство с традиционно очень сильными региональными элитами во многом мешает амбициозным планам левых, и нынешняя политическая борьба может рассматриваться и как проявление противоречий между унитаристами и федералистами. Но еще важнее то, что за ней пристально наблюдают не только во всей Латинской Америке, но и в США. Поражение левых в Бразилии станет плохим знаком для всех ориентированных на национальную самостоятельность и социальное государство сил на континенте.
Вашингтону не нужно ни проникновение Китая в Латинскую Америку, ни самостоятельная латиноамериканская интеграция, которая невозможна без Бразилии. И хотя Бразилия никогда не была «банановой республикой», то есть полуколонией США, для американцев будет достаточно погрузить страну во внутриполитические конфликты и тем самым ослабить ее внешнеполитическую активность.
С геополитикой смыкаются и чисто экономические интересы наднациональных корпораций, ведь левые проводят протекционистскую политику. Бразильский политолог, профессор Мониш Бандейра, работающий в Гейдельберге, считает, что за попыткой импичмента Русеф стоят и американские интересы:
«Я полагаю, это иностранные интересы, в значительной степени Уолл-Стрит, проводимые посредством других организаций, таких как Национальный фонд в поддержку демократии, USAID и прочих, они дают стимул этому перевороту, объединившись с внутренними силами бразильских правых... Они хотят сломать бразильскую экономику и купить компании, как это и делается сейчас, за бесценок, настолько сильна девальвация реала... Цель в том, чтобы уничтожить крупные бразильские компании, строительных гигантов, которые являются факторами глобальной экономической экспансии Бразилии, и открыть бразильский рынок американским транснациональным корпорациям».
Бандейра уверен, что США продолжают шпионить за Русеф. Три года назад скандал, вызванный опубликованной Сноуденом информацией, привел к отмене визита бразильского президента в США и охлаждению и так сложных отношений двух стран. Политолог говорит, что Вашингтон не может осуществить военный переворот, потому что вооруженные силы настроены против и являются национально ориентированными, поэтому стремится к гражданскому перевороту, то есть к импичменту.