Иракская армия при поддержке ополчения начала массированное наступление на двухмиллионный город Мосул на севере страны, один из главных оплотов «Исламского государства*».
В Мосуле живут в основном сунниты. А кто будет освобождать Мосул? Шиитская армия Ирака? Курды, которых вырезали боевики ДАИШ?
По данным иракского правительства, провинция Найнава – нефтяная кладовая Ирака, центром которой является Мосул – стала главным источником «нефти марки ИГИЛ*», которую террористы контрабандой доставляют через границу. Из-за нефтяного бизнеса ИГ Ирак теряет от 300 до 400 тыс. баррелей в день и ежемесячно терпит миллиардные убытки. Напомним, в декабре 2015 года Минобороны России обнародовало доказательства поставок нефти с подконтрольной ИГ территории в Турцию.
Бои на нефтяных берегах
Источник газеты ВЗГЛЯД на севере Ирака отмечает, что в ходе наступления вооруженным силам уже удалось отбить несколько арабских селений на юге города, в 60 километрах, однако наступление остановилось. Ливанский телеканал «Аль-Маядин» отмечает, что армия Ирака пытается также освободить от боевиков ИГИЛ другие селения в провинции Найнава.
Как сообщает Reuters, стартовой точкой для наступления стал район Махмур примерно в 70 км от Мосула, куда ранее было стянуто несколько тысяч иракских военных. Этот район находится в стратегически важном треугольнике между «ядром» территории ИГ на северо-западе Ирака и областью Хавиджа – плацдармом, с которого боевики ИГ атакуют нефтяные месторождения в районе Киркука (другого крупного города на севере Ирака, находящегося под контролем курдов). «Иракские силы безопасности в Махмуре начали выдвигать передовые части», – сообщил американский полковник Стив Уоррен, официальный представитель багдадского штаба руководимой США коалиции.
По сведениям агентства, наступление ведется при поддержке американской авиации и при участии курдского ополчения пешмерга – главной боевой силы Иракского Курдистана. Ранее лидеры шиитского ополчения встретились с командирами пешмерга, чтобы согласовать планы совместной операции с правительственной армией.
Источники Reuters подтверждают, что правительственным силам и их союзникам удалось продвинуться в западном направлении, освободив несколько деревень. Иракские военные призывают гражданское население держаться подальше от зданий, занятых боевиками – поскольку эти здания в ближайшие дни станут целями атак. Войска продвигаются к расположенному на берегу реки Тигр «нефтяному» городу Кайяра, контроль над которым помог бы изолировать плацдарм боевиков ИГ Хавиджа от занятого исламистами Мосула.
Официальное название иракского наступления – «Фатх», что в переводе с арабского означает «завоевание». Как выразился иракский генерал, представитель объединенного командования Яхья Расуль, «цель операции – не только Мосул, но такфиристы (приверженцы радикальной идеологии, базирующейся на обвинении других мусульман в неверии – прим. ВЗГЛЯД) во всей провинции Найнава. Наша цель – поднять флаг Ирака над всей провинцией и над городом Мосулом к концу 2016 года».
«Но многие задаются вопросом: сможет ли успеть вовремя эта армия, которая частично рухнула, когда боевики «Исламского государства» наводнили треть страны?» – отмечает Reuters.
«Сложный город»
Источник газеты ВЗГЛЯД в Ираке также сомневается, что иракской армии удастся в ближайшие месяцы освободить такой сложный в конфессиональном и этническом плане город, как Мосул, в котором до его падения в руки ИГИЛ проживало до двух миллионов человек.
По словам источника, речь даже не идет о чисто военном вопросе. «Дело в том, что в Мосуле живут в основном сунниты. А кто будет освобождать Мосул? Шиитская армия Ирака? Шиитское ополчение Ирака, которое создано при поддержке Ирана? Курды, которых вырезали боевики ДАИШ (арабское название ИГИЛ – прим. ВЗГЛЯД)? Это все приведет к непрогнозируемым последствиям. Начнется очередная резня, только наоборот. Шииты и курды будут мстить за своих братьев суннитам. Это приведет к очередной дестабилизации Ирака. Мосул очень сложный город, впрочем, как и весь Ирак», – заявил в эмоциональной манере собеседник.
Для координации и планирования освобождения Мосула армия Ирака открыла сразу два координационных центра. В Эрбиле – центре автономии Иракского Курдистана – был открыт совместный центр, в состав которого вошли офицеры иракской армии, а также представители международной коалиции во главе с США. Его задачей будет координация противостояния терроризму и координация действий в Найнаве после начала там операции. Недалеко от границы провинций Эрбиль и Найнава был открыт командный центр по освобождению Найнавы.
«Главный центр ИГИЛ»
#{smallinfographicleft=773669}Напомним, что второй по величине город Ирака Мосул в северной провинции Найнава остается главным центром сосредоточения боевиков ИГ в Ираке.
Багдадские власти обещают, что генеральное сражение за город состоится в 2016 году и станет решающим в борьбе с террористами. Об этом, в частности, в январе заявлял министр обороны страны Халид аль-Обейди. В свою очередь премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади заявлял, что в наступлении на Мосул примут участие все этнические и конфессиональные группы Ирака, а авиация США поддержит наступление с воздуха.
В начале марта данную информацию подтвердили американцы. Спецпредставитель президента США по делам международной коалиции по борьбе с «Исламским государством» Бретт Макгерк заявил, что коалиция начинает активную фазу по освобождению Мосула.
Вместе с тем в феврале директор разведывательного управления министерства обороны США генерал-лейтенант Винсент Стюарт говорил, что освобождение иракского города Мосула от боевиков террористической группировки «Исламское государство» вряд ли произойдет до конца года.
«Освобождение Мосула будет сложной операцией... Я не настолько оптимистично смотрю на то, что нам удастся осуществить это в ближайшее время. На мой взгляд, точно не в этом году», – приводит Reuters слова Стюарта, передает РИА «Новости».
«Кто захватит Мосул, тот и будет господствовать в Ираке»
Президент Института религии и политики, востоковед Александр Игнатенко полагает, что наступление на Мосул несвоевременно и на данный момент не подготовлено, и главную причину в нынешнем наступлении на Мосул нужно искать именно во внутриполитических разборках иракской элиты.
«Наступление на Мосул вызвано не столько реальной военной необходимостью освободить Мосул от ИГИЛ, но внутриполитическим кризисом в Ираке. Я имею в виду мирное восстание, которое реализуется садритским движением ас-Садра, и противоречия, которые обостряются между тремя частями Ирака. Речь идет о шиитах, которые, между прочим, не едины, суннитах и курдах. Те, кто начал наступление на Мосул, преследовали в первую очередь внутриполитические цели», – сказал Игнатенко.
Собеседник отмечает, что сегодня в Ираке формируется новая политическая реальность, и от наступления на Мосул многое зависит. «Та политическая сила, которая сможет захватить Мосул, она и будет господствовать в Ираке», – подытожил эксперт.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ