Первая реакция западных СМИ на теракты в Брюсселе пропитана шоком и ужасом. The Times вышла с заголовком «Кровавая бойня в Брюсселе». The Guardian на первой полосе заявила: «То, чего мы боялись, случилось». И немецкая газета Bild прямо сказала: «Мы на войне». Удар по Брюсселю – это удар по всей Европе, подчеркивают СМИ.
Европейское общественное мнение все больше склоняется к тому, что лидеры ЕС не контролируют террористическую угрозу на континенте
Черный день для Евросоюза
«Премьер-министр Бельгии Чарльз Мишель назвал вторник «черным днем» для своей страны. Это относится и ко всему Евросоюзу. Взрыв в метро – это атака на сердце Европы. Станция «Мальбек» находится всего в нескольких шагах от штаб-квартиры Европейской комиссии и в 350 метрах от места, где на прошлой неделе главы правительства ЕС собрались на саммит, – напомнила The Financial Times. – Теракты ударили по артериям дипломатической столицы Европы, ее заветным свободам, ее народу. Вряд ли они могли подобрать еще более уязвимый момент для 70-летнего проекта, который и без того страдает от многочисленных кризисов», – подчеркнуло издание. Оно напомнило, что глава внешней политики ЕС Федерика Могерини не могла сдержать слез, а председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер написал в Твиттере, что события «не запугают нас. Мы будем продолжать нашу работу».
«Однако теперь угрозы безопасности подрывают политическую солидарность, лежащую в основе главных достижений (Евросоюза) – от единой валюты до свободного передвижения», – подчеркнула The FT. «Трудно понять, что нас ждет дальше», – вторил изданию и высокопоставленный чиновник ЕС.
Уже в другой статье издание отмечает, что политики-популисты по обе стороны Атлантики быстро ухватились за ситуацию в Брюсселе. «Снова и снова я был прав насчет терроризма. Пора действовать жестко», – цитировала газета кандидата в президенты от республиканцев Дональда Трампа. В Европе лидер «Национального фронта» Франции Марин Ле Пен назвала атаки «исламистским варварством» и призвала к немедленному закрытию франко-бельгийской границы. Британская «антиевросоюзная» партия ЮКИП связала атаки террористов с миграционной политикой, заявив, что они стали «результатом шенгена: свободного передвижения и слабого пограничного контроля». Ситуация вполне отвечает призывам «популистских правых партий к ужесточению пограничного контроля, а также более агрессивному подходу к исламским общинам», констатировала The FT.
О том, что теракты в Брюсселе тут же стали использовать в ожесточенных спорах о мигрантах из стран Ближнего Востока и Северной Африки, заявила The New York Times. «Теракты поставили вопрос европейской солидарности и безопасности. И пришлись они в период тяжелой неуверенности в целесообразности Европейского союза: во время кризиса, высокого уровня безработицы, а также угрозы британского выхода из блока, который должен быть решен в ходе референдума в июне», – подчеркнуло издание. Ему вторил политолог из Eurasia Group Муджтаба Рахман: «Европейское общественное мнение все больше склоняется к тому, что лидеры ЕС не контролируют террористическую угрозу на континенте, – отметил он. – Вслед за этими атаками последует рост ксенофобских и антимигрантских настроений, которые уже растут на фоне продолжающегося кризиса с беженцами в ЕС».
Подобным тенденциям и настроениям американская газета призвала отчаянно сопротивляться: «Брюссель, Европа, мир должны приготовиться к долгой борьбе с терроризмом. Это означает активизацию усилий и гораздо более высокую степень сотрудничества между странами, находящимися под угрозой. Это означает мужество и стойкость перед лицом угрозы, для устранения которой потребуется много лет. И это решительно не означает разжигание истерического страха, наподобие того, что озвучивают политики, как Дональд Трамп», – подчеркнули в The NYT.
«Европа стала базой для вербовки ИГ»
Технические меры по борьбе с угрозой терроризма уже разрабатываются. Еврокомиссия намерена предложить ввести контроль на входе в аэропорты, сообщила немецкая газета Die Welt: «Это разумно, поскольку всех посетителей можно будет проверить еще до входа в терминал», – заявил изданию высокопоставленный чиновник Еврокомиссии. Газета напомнила об успешном введении контроля на входе в российский аэропорт Домодедово после теракта в 2011 году. Эта мера требует расходов, однако она поможет улучшить ситуацию с безопасностью, отмечает издание.
Колумнист The NYT Роджер Коэн также указал на технические недостатки, однако «Бельгия не является уникальной в своей необходимости совершенствоваться в борьбе с террором». Координатор борьбы с терроризмом в ЕС недавно сообщил, что несколько государств-членов до сих пор не имеют электронной связи с Интерполом на всех пунктах пересечения границы. Более того, он пришел к выводу, что «обмен информацией по-прежнему не отражает масштаб угрозы», подчеркнул Коэн. Он отметил, что в европейской базе данных числится только 2,786 иностранных боевиков, несмотря на то, что «вполне обоснованные оценки говорят о 5000 граждан ЕС, отправившихся в Сирию и Ирак, чтобы присоединиться к ИГ и другим экстремистским группировкам. Что еще хуже, более 90% сообщений поступили всего от 5 государств – членов ЕС», резюмировал Коэн.
О тем, что лидеры ЕС взяли на вооружение ошибочную тактику по борьбе с террором, заявил Le Figaro и эксперт по арабо-мусульманскому миру Матье Гидер. Он отметил, что теракты в Брюсселе – копия парижских событий: «Та же методика и те же цели». Вероятно, операция боевиками ИГ запланирована была давно, но ее приблизил арест Салаха Абдеслама. Атака стала «вызовом Франции и Бельгии, гордо заявлявших о победе после его поимки», отметил эксперт. По его мнению, боевики тем самым ответили: «Вы поймали всего лишь стрелочника, а вот вам профессионалы». Французские и бельгийские спецслужбы, политики придавали слишком большое внимание его аресту и тем самым пропустили подготовку еще одного теракта, уверен собеседник издания. По его мнению, следы заказчиков могут вести в Ирак, а что касается исполнителей, они, возможно, никогда не покидали Францию или Бельгию.
Журнал Time, в свою очередь, добавил: чем сильнее вытесняют ИГ с Ближнего Востока, тем явственней становится угроза со стороны ИГ для всего мира. Европа стала базой для вербовки в ИГ: с 2012 по 2015 год более 400 человек уехали из Бельгии в Сирию и Ирак, где присоединились к ИГ. Еще 1200 человек уехали за это же время из Франции. Таким образом, именно «европейские столицы» Париж и Брюссель поставили иностранных боевиков на Ближний Восток, а миграционный кризис лишь обострил раскол между мусульманским Востоком и Западом, подчеркнуло издание.
Оно отметило, что раскол присутствует и в самом ЕС. Турции обещают безвизовый режим за соглашение о беженцах, но в нынешней ситуации многие страны согласятся скорее закрыть свои границы, чем впустить турок. «А это уже может положить конец шенгенской зоне и поставить под угрозу дальнейшее существование ЕС», – замечает журнал.
Автор даже не берется представить, что произойдет, если накануне голосования в Британии произойдет теракт, ведь если Британия в ходе референдума все же выйдет из ЕС, это будет означать конец объединения: «У лидеров ИГ есть масса возможностей дестабилизировать Евросоюз», – резюмировал Time.
На неверную тактику лидеров ЕС указал и португальский журналист Жозе Мильязеш в своем блоге. Открывая статью, он заметил, что «речь идет о настоящем плевке в лицо Европы и в ее ценности». Граждане Европы уже не могут чувствовать себя в безопасности даже в собственном доме. Очевидно, что воздушные бомбардировки – не самый лучший способ борьбы с террористами, указал журналист.
Помимо необходимости совершенствования спецслужб, он напомнил, что нужно объединить все усилия, чтобы перекрыть каналы финансирования террористов. Однако на мировом уровне есть множество политиков, бизнесменов, банкиров и прочих коррупционеров, которым такой расклад невыгоден и ради миллионов они готовы поставить под угрозу безопасность собственных соотечественников. «Борьба с коррупцией должна идти на всех уровнях, начиная от подделки документов, выдачи вида на жительство, разрешения передвижения под прикрытием Visa Gold до самого примитивного звена: террористы ведь проникают с бомбами и оружием в аэропорты, метро... и это в городе, где уже несколько недель как объявлен режим усиленной безопасности», – подчеркнул Мильязеш.
«Любовь – мощное оружие в борьбе с терроризмом»
Он заметил, что теракты происходят в странах, где имеются многочисленные мусульманские общины. «Но было чудовищной ошибкой сосредоточить эти общины в гетто на окраинах и не способствовать их интеграции в общество. Теперь предстоит долгая и дорогостоящая работа над ошибками, чтобы эти граждане чувствовали себя как дома, а не на чужой территории», – указал Мильязеш. Кроме того, чтобы залечить рану, необходима минимальная стабильность на Ближнем Востоке, которая остановит потоки беженцев. «Однако Европейский союз продемонстрировал здесь полную беспомощность», – констатировал журналист.
О том, что свои плоды дала политика в странах ЕС по отношению к мусульманам, заявила и The Guardian. «Около 40% мусульманской молодежи в Брюсселе живут в нищете. Более четверти покинули школу без диплома о среднем образовании. Безработица среди них огромна. Многие молодые люди не имеют перспектив, страдают заниженной самооценкой, и лишь тонкая грань отделяет их от всевозможных форм насилия», – констатировало издание. За последние пять лет случаи «словесного и физического насилия в отношении иммигрантов в Бельгии, в частности мусульман, выросли на 50%», – добавила газета.
По мнению авторов, политики и СМИ попадают в ловушку террористов, поскольку такие группировки, как ИГ, имеют четкую цель: «посеять панику и недоверие», эксперты даже называют это «театром страха». «Но мы не можем бороться со страхом с помощью страха или с насилием с применением насилия, нам нужна внешняя политика, отвергающая милитаризацию и войны в пользу политических решений и диалога. Нам необходимо укрепить уязвимые общины и группы. Нам необходимо вкладывать средства в молодых людей, так, чтобы они ощущали чувство собственного достоинства и участвовали в жизни общества. Мы должны предложить им ясную перспективу», – подчеркнула The Guardian.
Издание отмечает, что это «один из самых эффективных способов борьбы с терроризмом». По мнению авторов, «мы должны реагировать с любовью на тех, кто сеет страх, потому что любовь является мощным оружием в борьбе с терроризмом».