Число причин, которые могут осложнить и без того непростые межсирийские переговоры в Женеве, пополнилось еще одной. «Умеренная оппозиция» подтвердила планы привлечь к переговорам джихадистскую коалицию «Джейш аль-Ислам» («Армия Ислама) и, в частности, одного из полевых командиров этой группировки Мухаммеда Аллуша. «Он прибудет скоро. И будет участвовать», – пообещал представитель сирийской оппозиции Омар Куш.
Эти люди никого не представляют. Кто возьмет на себя блокаду Дейр-эз-Зора, где люди уже 3 года в осаде и с голоду умирают?
При этом постпред законного правительства Сирии при ООН Башар Джаафари накануне заявил: делегация правительства Сирийской Арабской Республики не будет вести переговоры с террористами, к которым Дамаск относит и «Джейш аль-Ислам».
Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, лидер этой группировки шейх Захран Аллуш был ликвидирован в ходе операции сирийских военных в последних числах 2015 года. Как отмечают эксперты, «Джейш аль-Ислам» насчитывает от 15 до 40 тыс. боевиков и является третьей по численности радикальной группой в Сирии после ИГИЛ* и «Джебхат ан-Нусры*»; идеология главарей группировки близка к взглядам «Аль-Каиды*». Однако на Захрана Аллуша и его «Джейш аль-Ислам» делали ставку Турция, Катар и Саудовская Аравия. Свою обеспокоенность в связи с гибелью лидера исламистской группировки тогда выразил и госсекретарь США Джон Керри.
Теперь же источник в сирийских оппозиционных кругах сообщил, что один из высокопоставленных соратников покойного шейха уже получил визу в Швейцарию для участия в переговорах по урегулированию в Сирии. Пресс-секретарь делегации оппозиции Салим аль-Муслат также заявил, что Мохаммед Аллуш присоединится к межсирийским переговорам в понедельник. Одновременно в Женеву прибудет Рияд Хиджаб, глава делегации «Высшего комитета по переговорам» (ВКП), сформированного под патронажем Саудовской Аравии.
Ранее в воскресенье министр информации законного правительства Сирии Омран аз-Зоуби заявил, что для достижения прогресса на переговорах по урегулированию конфликта в Сирии необходимо точно определить список террористических группировок, действующих на территории САР. «Для нас (сирийского правительства) будет абсолютно неприемлемым, если в этот список не будут включены такие группировки, как «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам» («Исламское движение свободных людей Леванта»), – пояснил представитель Башара Асада.
Любопытно, что коалиция салафитских группировок «Ахрар аш-Шам», сотрудничающая с «Сирийской свободной армией» и претендующая на участие в переговорах, одновременно официально признается экстремистской организацией – и не только властями Дамаска, но и, например, Объединенными Арабскими Эмиратами.
«Выставляют условия и не стремятся к решению»
#{smallinfographicleft=784692}Споры о списке участников – один из итогов (если их так можно назвать) прошедшей накануне встречи делегации Высшего комитета по переговорам сирийской оппозиции со спецпосланником ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой в одной из гостиниц Женевы.
«Те, кто выставляют предварительные условия, не стремятся к настоящему решению кризиса», – посетовал в понедельник глава делегации Дамаска, постпред САР при ООН Джафаари.
В том, чтобы начавшиеся 29 января переговоры поскорее сдвинулись с мертвой точки, заинтересован не только Дамаск, но и Москва. Как сообщает РИА Новости, в понедельник замминистра иностранных дел России Геннадий Гатилов планирует провести встречу с де Мистурой и американской делегацией для обсуждения хода межсирийских переговоров.
В свою очередь секретарь Совбеза России Николай Патрушев в понедельник отметил: «Будем добиваться, чтобы политический процесс в Сирии проходил в рамках обозначенных Венской группой и Совбезом ООН ориентировочных сроков и завершился в течение полутора лет» (напомним, организаторы переговоров в Женеве рассчитывают, что они продлятся полгода). Но, разумеется, все зависит от самих представителей конфликтующих сторон.
Стаффану де Мистуре предстоит взять на себя роль «главного уговаривающего» – он сообщил, что в понедельник ему предстоят две встречи: в 13.00 по московскому времени с делегацией оппозиции и в 19.00 с представителями Асада. Однако пресс-секретарь делегации просаудовского Высшего комитета по переговорам (ВКП) сирийской оппозиции Монзер Махус заявил: «Никаких встреч с де Мистурой в понедельник не запланировано». Зато оппозиционеры успели пообщаться с послами так называемой группы друзей Сирии, в которую входят США, Турция, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Иордания и главные европейские союзники Соединенных Штатов – Великобритания, Германия и Франция.
Накануне де Мистура заявил, что переговоры по урегулированию в Сирии в Женеве будут продолжены и позволяют оптимистично смотреть на их перспективы. Однако одновременно с этой оптимистической реляцией сирийская оппозиция сообщила, что может выйти из переговоров в Женеве, если Дамаск и его союзники «продолжат блокировать доступ гуманитарной помощи районам, находящимся в окружении, и не прекратят бомбардировки подконтрольных оппозиции территорий». «Если не будет прогресса по гуманитарным вопросам, нам не о чем разговаривать (с представителями Асада). Все зависит от прогресса», – подчеркнул пресс-секретарь делегации оппозиции Монзер Махус.
Обвинения в адрес «режима Асада» звучат на фоне реальных атак противников сирийской власти против мирных граждан страны.
Теракт «в поддержку переговоров»
Накануне в южном пригороде сирийской столицы – Ас-Сейида Зейнаб, населенном преимущественно шиитами – был совершен тройной теракт, в результате которого, по последним данным, погибли более 60 человек, как минимум 110 получили ранения. По информации МВД страны, число погибших все еще может возрасти, так как «некоторые раненые находятся в критическом состоянии». Отмечается, что среди погибших – более 20 бойцов отрядов народной милиции, которые в вооруженном конфликте в Сирии выступают на стороне правительственных сил.
Около автобуса, в котором находились бойцы, была подорвана заминированная машина. Затем, когда на месте взрыва скопилось множество желавших помочь раненым, два террориста в толпе подорвали закрепленные на них пояса со взрывчаткой. От второго взрыва погибло много детей, которые ехали в микроавтобусе и шли пешком из школы. Сгорели десятки автомобилей и магазинов. Сильно повреждены расположенные рядом жилые дома. Ответственность за теракты взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство*», запрещенная в России.
МИД Сирии обращает внимание мирового сообщества, что теракт в Дамаске, по заявлению самого ИГ, совершен его боевиками «в поддержку делегации оппозиции» на переговорах в Женеве. Об этом говорится в специальном обращении сирийского министерства по поводу взрывов, осуществленных радикалами минувшим днем в южном пригороде Дамаска Ас-Сейида Зейнаб.
Как передает ТАСС, власти Сирии считают, что теракт «стал очередной попыткой террористических группировок, которых поддерживают такие страны, как Турция, Саудовская Аравия и Катар, сорвать усилия по началу межсирийского диалога».
Как отмечает ТАСС, ни Совет Безопасности ООН, ни генеральный секретарь всемирной организации Пан Ги Мун накануне никак не отреагировали на теракт.
При этом верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад Хусейн заявил в понедельник, что осада городов в Сирии может быть приравнена к военным преступлениям и преступлениям против человечности, причем Хусейн привел в пример город Мадайя, окруженный правительственной армией и лояльными ополченцами начиная с июля прошлого года, но не упомянул осажденный город Дейр-эз-Зор, который 3 года обороняют бойцы сирийской армии, окруженные террористами ИГ.
Кто представляет сирийскую оппозицию?
В беседе с газетой ВЗГЛЯД директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии полковник спецслужб в запасе Семен Багдасаров задался вопросом: «Кто представляет сирийскую оппозицию? «Высший комитет по переговорам»? Но кто они такие? Трудно не согласиться с сирийской правительственной делегацией: «мы не знаем, кто они такие, что они представляют».
#{smallinfographicleft=769722}По его словам, это какие-то люди, вырванные из общего контекста большого конгломерата оппозиционных сил. «Самый главный вопрос – сколько штыков за ними стояли, на кого эти люди влияют, какие отряды оппозиции, которые там воюют?». Ведь в Сирии не политический кризис, там идет гражданская война, поэтому главная цель – перемирие, прекращение боевых действий. Эти люди ничего и никого не представляют. Кто возьмет на себя блокаду Дейр-эз-Зора, где люди уже 3 года в осаде и с голоду умирают? Эта оппозиция возьмет на себя? Нет. Так зачем же и о чем переговоры?» – подчеркнул эксперт.
«Поэтому эти переговоры – блеф: поболтать для дипломатов, оправдать какие-то деньги. Никаких последствий не будет. Женева-1, Женева-2, Женева-3, Женева-23 также закончится безрезультатно», – резюмировал Багдасаров.
Что собой представляет сирийская оппозиция?
Багдасаров напомнил, что сирийская вооруженная оппозиция, по разным данным, составляет от 100 до 150 тысяч человек. Самые крупные – ИГ и «Джебхат ан-Нусра», с которыми переговоры вести никто не будет. Затем идут «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам», на которые приходится 30–40 тысяч человек. «С ними как бы можно было договариваться», – допустил эксперт, но тут же напомнил о другой стороне конфликта, которая в таком случае также должна сесть за стол переговоров:
«Сирийские курды – это вооруженные формирования численностью 50–70 тыс. человек, до 20% территории и половина сирийско-турецкой границы в 882 км, которую они контролируют».
Однако те, кто толкает первые две группировки на переговоры – Саудовская Аравия и Турция – по инициативе последней заявляют о том, что сирийские курды не должны участвовать в переговорах, напомнил собеседник.
Если бы даже «произошло великое чудо» и «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам» создали совместное правительство, возникает вопрос: «Как их вооруженные формирования совместно с правительственной армией и «Хезболлой» будут вести боевые действия против «Джебхат ан-Нусры» и ИГ, с которыми они недавно были в тесном союзе и воевали против правительственных сил и «Хезболлы»?» – указал Багдасаров.
«Абсолютно неравноправные условия»
«Перспективы у переговоров нет по определению», – полагает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. По его мнению, об этом говорит и представленная «мутная банда, включая аль-каидовскую «Дейш аль-Фатх», а также «абсолютно неравноправные условия, в которые де Мистура изначально ставил правительственных представителей и саудовских, катарских и турецких любимцев», пояснил эксперт. Он напомнил, что «исходя из капризов турок, на переговорах не было курдов».
По мнению собеседника, «на поле боя те, кто пытаются, но никак не могут свергнуть Асада. И они пытаются не мытьем, так катаньем добиться того, что победят под прикрытием крышующей этих людей ооновской бюрократии, которая за американские, французские, британские деньги по наводкам саудовцев, катарцев и турок готова на любое преступление, что мы знаем еще с Югославии».
Оппозиция и стоящие за ней саудовцы и прочие партнеры из «группы друзей» настаивают на присутствии «Джейш аль-Ислам» или ранее «Ахрар аш-Шам», «потому что это их бандиты, их «Аль-Каида». То, что де Мистура идет на это, вполне справедливо оценивается нашими дипломатами как поддержка террористов, действующих против правительства Асада», резюмировал эксперт.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ