В начале августа свободно ассоциированное государство Пуэрто-Рико заявило о дефолте по внешнему долгу. Сумма просроченных выплат относительно невелика – всего около 60 миллионов долларов, однако совокупный долг острова составляет 72 миллиарда, и совершенно непонятно, как правительство собирается его выплачивать. Пикантности ситуации добавляет то, что Пуэрто-Рико уже больше ста лет находится под протекторатом США. В 2012 году на острове прошел референдум, 65% жителей которого проголосовали за то, чтобы стать 51-м штатом Америки, однако эта заявка до сих пор лежит в Конгрессе.
В 2006 году правительство смогло отойти от пропасти, лишь введя крайне неприятные меры вроде остановки занятий в школах на месяц
Первым европейцем на Пуэрто-Рико стал не кто иной, как сам Христофор Колумб во время своего второго путешествия в Новый Свет. Еще спустя два десятилетия, в начале XVI века, испанцы начали активную колонизацию острова. С названием произошел географический курьез: испанцы назвали остров, согласно своей традиции, в честь одного из католических святых – Сан-Хуан, а столица получила имя Пуэрто-Рико – «Богатый порт». Однако впоследствии кто-то из картографов перепутал два названия, в итоге и по сей день Сан-Хуан – крупнейший город и столица Пуэрто-Рико.
Остров неоднократно пытались захватить французы, голландцы и англичане, однако в результате всех колониальных войн Пуэрто-Рико оставался под властью испанской короны вплоть до конца XIX века. В 1898 году началаcь испано-американская война, которая закончилась поражением европейской державы и отторжением от нее Филиппин, Кубы, Пуэрто-Рико и Гуама. Вообще Соединенные Штаты (в большей степени – Юг) «облизывались» на испанские владения на Карибах еще в середине XIX века. По мнению южных идеологов, Куба должна была стать жемчужиной в короне Хлопковой империи, были виды и на Пуэрто-Рико. Однако после Гражданской войны США какое-то время было не до внешней экспансии – свою бы страну восстановить, а к концу XIX века политическая и экономическая конъюнктура несколько изменились, Юг, во-первых, не мог, а во-вторых – уже и сам не горел желанием включать в состав страны два карибских острова, да и цены на хлопок заметно упали. Полунезависимые территории со своей экономической зоной оказались куда более интересным приобретением.
Судьба отторгнутых у Испании земель сложилась по-разному. Куба стала суверенным государством еще в первой половине ХХ века, Филиппины получили независимость в 1946-м, а Пуэрто-Рико и крохотный Гуам по сей день остаются под американским управлением. Жители этих островов имеют американское гражданство за тем исключением, что не могут принимать участие в федеральных выборах (зато там проводятся президентские праймериз; например, на предыдущих в Пуэрто-Рико победила Хилари Клинтон). При этом островитянин в любой момент может перебраться «на материк» и оформить себе уже полноценное американское гражданство. Но если Гуам находится за половину земного шара от метрополии, то США и Пуэрто-Рико разделяют всего несколько сотен километров морской глади. К тому же на Гуаме проживает всего 150 000 человек, а население Пуэрто-Рико значительно больше – около 3,5 миллионов.
Уровень ВВП на душу населения на Пуэрто-Рико, наряду со многими другими экономическими показателями, вот уже 70 лет составляют примерно 2/3 от среднеамериканских. По любым меркам это весьма неплохой уровень. Так, в 2013 году по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности остров даже немного обгонял бывшую метрополию – Испанию, а также Южную Корею, Израиль и всю Восточную Европу. Вот только сами пуэрториканцы ориентируются вовсе не на Европу и уже тем более не на соседей по Карибам, а на США. Именно туда уезжают наиболее активные и образованные пуэрториканцы при любой возможности. Зарплаты больше, карьерные возможности лучше. Согласно уже упомянутому исследованию Всемирного банка, Пуэрто-Рико теряет примерно по 1,3% жителей в год – и это самый большой показатель в мире. Также в тройку лидеров входят две постсоветские республики – Латвия (1,1%) и Литва (1%), жители которых по схожим причинам уезжают в более развитые страны Евросоюза.
В итоге остров превращается в дом престарелых с хорошим климатом. Налоги платить некому, а губернатору, в свою очередь, нечем отдавать кредиты, которые брались для поддержания приемлемого для пуэрториканцев образа жизни (чтоб не намного хуже, чем в США). При этом из-за крайне высокой зависимости от экономики Штатов и использования доллара как официальной валюты правительство не может использовать стандартную в таких случаях меру – девальвировать национальную валюту. Это роднит Пуэрто-Рико с беднейшими странами Европы, использующими евро.
Из сложившейся ситуации есть два выхода. Первый – полуфантастический: Конгресс принимает остров в состав США на правах полноценного штата, Сан-Хуан незамедлительно заявляет о своем банкротстве, а Вашингтон получает еще 72 миллиарда долгов к тем, что уже есть (впрочем, долги эти по большей части принадлежат американским хедж-фондам), и территорию, где средние зарплаты меньше, чем в Миссисипи – беднейшем штате США, а экономических проблем больше, чем у Детройта.
В виде бонуса республиканцы, которые на сегодняшний день контролируют обе палаты американского парламента, получат три миллиона избирателей, которые будут голосовать преимущественно за демократов на всех последующих выборах. После этого новоиспеченный штат начинают медленно и трудно вытягивать из долговой ямы силами всего американского народа. В смысле, за счет налогоплательщиков.
На текущий момент вероятность такого развития событий стремится к нулю. Второй вариант более реалистичный. Пресловутый режим «жесткой экономии», причем в гораздо более суровом варианте, чем тот, что пытаются навязать Греции. Остров оказывается на грани дефолта не впервые, и в 2006 году правительство смогло отойти от пропасти, лишь введя крайне неприятные меры вроде остановки занятий в школах на месяц (это не говоря уже о стандартном в таких случаях снижении зарплат и сокращении чиновничьего аппарата). В итоге безработица вырастет, а эмиграция в США усилится, но это выгоднее, чем принимать в свой состав все 3,5 миллиона жителей сразу. По сути, каждый пуэрториканец уже знает, что ему предстоит пережить в ближайшее время, прошло-то всего девять лет.
В свою очередь правительство США поможет несколько реструктурировать долг, и окончательное банкротство острова будет отодвинуто еще на несколько лет. А затем все повторится снова.