США и Саудовская Аравия должны понимать, что Тегеран готов начать войну против любого государства, которое нападет на иранский корабль «Иран шахид», направляющийся в Йемен, заявил в среду замглавы генштаба вооруженных сил Ирана, бригадный генерал Масуд Джазайери. «Возможное нападение на иранский корабль с гуманитарным грузом Иранского общества Красного Полумесяца для Йемена разожжет войну в регионе», – подчеркнул он, добавив, что «пламя конфликта уже нельзя будет потушить или взять под контроль». «Соединенные Штаты и Саудовская Аравия должны отдавать себе отчет в том, что сдержанность Ирана имеет свои пределы», – резюмировал генерал.
Боевой маршрут «Шахида»
Риск того, что спор вокруг корабля перерастет в новый виток напряжения и даже приведет к серьезному конфликту, очень высок
Напомним, по данным Тегерана, судно «Иран шахид» везет гуманитарный груз в 2,5 тысячи тонн, а также врачей, гражданских специалистов и антивоенных активистов из разных стран. Оно отшвартовалось в понедельник в иранском порту Бендер-Аббас в Персидском заливе и направилось в йеменский порт Ходейда в Красном море. В Тегеране кораблю уже, по сути, дали второе название на время его особой миссии – «Нежат» (перс. – «Спасение»). Как предполагает агентство «Тасним», «Нежат» достигнет цели 20 мая, то есть уже после пятидневного перемирия, объявленного во вторник вечером в Йемене. Цель перемирия, которое приветствовали в ООН, – позволить гуманитарным организациям доставить помощь мирному населению и эвакуировать раненых, а всем желающим – покинуть наиболее горячие зоны конфликта.
«Никакого разрешения государствам, ведущим войну против Йемена, на осмотр судна, перевозящего гуманитарную помощь от Ирана, выдано не будет», – вторила генералу представитель МИД Ирана Марзие Афхам, которую цитирует ТАСС. Однако интервенты, которых поддерживают США, пообещали не пропускать «Иран шахид» без проверки. Генерал Ахмед Асири предупредил: «Мы не позволим ни одному судну пришвартоваться у берегов Йемена без координации с коалицией». После этого Асири призвал Иран передать груз через ООН.
За океаном тоже следят за «Шахидом» и требуют, чтобы корабль следовал через Джибути, а помощь была отправлена в рамках «процесса, налаженного ООН», сказал ранее пресс-секретарь Белого дома Джошуа Эрнест. «Иран понимает, что нельзя играть в игры с доставкой гуманитарной помощи... Иранцы, как и все остальные, знают, что политический трюк, направленный на то, чтобы бросить вызов региональным соперникам за пределами системы ООН, был бы провокационным и грозил бы коллапсом режима прекращения огня», – добавил Эрнест. С аналогичным требованием выступил и Пентагон.
После этих заявлений судно взяли под охрану иранские военные суда 34-й флотилии, которые ранее конвоировали коммерческие суда в международных водах Аденского залива и Баб-эль-Мандебского пролива.
«Иран долго терпел издевательства коалиции»
Александр Храмчихин из Института политического и военного анализа угрозы Тегерана склонен считать блефом. «В принципе, какие-то боевые действия Иран может предпринять, его армия сильнее. Но непосредственно это судно вряд ли станет поводом к вооруженному столкновению. Скорее, обе стороны как-то вывернутся, сохранив лицо. Тем не менее в целом Ближний Восток теперь стал гораздо ближе к большой суннито-шиитской войне», – заявил он в интервью газете ВЗГЛЯД.
В отличие от коллеги, глава Центра изучения современного Ирана Раджаб Саттаров считает риск вооруженного конфликта вокруг «Шахида» высоким. «Иран долго терпел издевательства коалиции. Страны коалиции взяли на себя функции Совбеза ООН, пускают, кого хотят, кого не хотят – не пускают, – возмущается Саттаров. – Это абсолютно незаконные действия. Надо быть слабым, чтобы подчиниться бандитскому нажиму. Терпение Ирана на исходе, и, конечно, он рискует. Но арабские страны тоже».
Однако Сафаров надеется, что в последний момент найдется компромисс и гуманитарный груз все же дойдет до Йемена. «Но риск того, что спор вокруг корабля перерастет в новый виток напряжения и даже приведет к серьезному конфликту, очень высок», – заявил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Первые итоги войны
В первый день объявленного перемирия эксперты также подытожили первый этап войны, начатой в конце марта.
«Не вижу от бомбардировок особых военных результатов, – заявил Храмчихин газете ВЗГЛЯД. – Максимум – они остановили наступление хуситов, да и то не факт». Зато политические результаты, полагает он, достигнуты строго обратные: даже те жители Йемена, что поначалу были настроены нейтрально или даже в пользу Саудовской Аравии, теперь ее ненавидят. «Не знаю, выросла ли популярность хуситов, но однозначно выросла неприязнь к саудовцам. Обычно нормальные люди обижаются, когда их бомбят», – уверен Храмчихин.
Напомним, в конце апреля саудовские генералы уже объявили было о том, что первый этап интервенции, который назывался «Буря решимости», успешно закончен и начинается «другой» – смешанная военно-политическая операция «Возрождение надежды». Однако наблюдатели не заметили особой разницы между двумя кампаниями, сочтя заявления по этому поводу лишь «дымовой завесой».
«В первой фазе операции, как следует из заявления саудовского военного командования, решались задачи уничтожения ракетных комплексов, которые попали в руки повстанцев. Речь шла о ракетных комплексах оперативного класса, которые были поставлены и находились в этой стране еще со времен Советского Союза», – пояснял ранее РИА Новости главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. Однако без наземной операции, в которую пока никто не хочет вступать, восстановить контроль над территорией Йемена не получится, напомнил он.
Как известно, полтора месяца назад, в начале кампании Эр-Рияд угрожал направить в Йемен еще и сухопутные войска, однако этого не произошло. «Для наземной операции у Саудовской Аравии нет военных возможностей. Если чисто формально сравнить военные потенциалы, то окажется, что саудовцы раз в 50 сильнее, чем хуситы, – считает Храмчихин. – Однако на самом деле монархии Залива к серьезной войне не способны. Дело в том, что они формируют свои армии по найму, как мы бы сказали, «контрактниками». А такие армии не годятся на войне, где предполагаются серьезные потери».
Сафаров считает войну в Йемене лишь одним из этапов в стратегии саудовцев, заинтересованных в срыве соглашения по ядерной программе. «Они пытаются создать обстановку, в которой пришлось бы срочно спасать мир от нового большого конфликта Ирана и Саудовской Аравии. Тогда бы всем стало не до иранского атома. Так что они будут провоцировать Иран. Но Иран очень терпеливо на это смотрит, зная, что идет на большое соглашение. Ввязываться в авантюру ему сейчас ни к чему, – подчеркнул он. – Иран связан по рукам и ногам переговорным процессом по ядерной программе».
В любом случае, в ближайшее время мы станем свидетелями серьезных катаклизмов на Ближнем Востоке, предупреждает эксперт: «Отказ саудовского короля приехать на саммит к Обаме – это очень серьезный демарш. Даже недавние саудовско-российские контакты – это реакция на охлаждение отношений с США». Однако он уверен, что США сделают свой стратегический выбор в пользу примирения с Тегераном, пусть и в ущерб комфортным отношениям с монархиями Персидского залива.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, в среду в США по сути сорвался саммит, на который должны были прилететь короли шести арабских государств – Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, Омана, Бахрейна и Арабских Эмиратов. Однако на ужин с президентом вместо большинства королей, вопреки ожиданиям, прилетят лишь их представители – в основном принцы. Отказался в последний момент приехать и саудовский король Салман. В Штатах расценили такой демарш как показатель недовольства грядущей сделкой Вашингтона с Тегераном.