Суть скандала в следующем. Национальный комитет «ослов» перекрыл доступ к базе данных избирателей предвыборному штабу кандидата в президенты Берни Сандерса. Сандерс на сегодняшний день второй по опросам среди сторонников демократов и единственный ответ на вопрос «Если не Хиллари, то кто?». Согласно социологическим данным, сенатора от штата Вермонт поддерживают около 30% избирателей, бывшую первую леди – 60%.
Всю свою жизнь Сандерс именовал себя социалистом, притом что слово это в американском политическом языке имеет такой же негативный оттенок, как «либерал» в русском
Данные избирателей необходимы для адресной агитации, проведения собственных соцопросов и других предвыборных нужд. Отсутствие доступа к базе сильно усложняет жизнь, и глава предвыборного штаба Сандерса уже успела сравнить это решение со смертной казнью. Сам кандидат оценил ущерб в 600 000 долларов в сутки и, как и положено истинному американцу, подал на однопартийцев в суд.
Однако стоит отметить, что Национальный комитет принял решение ограничить доступ не из-за природной зловредности и не из-за желания помочь Хиллари Клинтон, как уверяют сторонники сенатора. Все несколько сложнее. Один из сотрудников штаба Сандерса попытался выудить из системы информацию о тех избирателях, которые уже высказали свою поддержку Хиллари Клинтон (эту информацию в базу вносили ее штабисты). Далее политтехнологи Сандерса, по всей видимости, собирались прицельно усилить свою агитацию среди этой группы, чтобы перетянуть часть этих людей на свою сторону. Как ни крути, но речь идет о грубом нарушении внутрипартийных «джентльменских договоренностей». База общая, и использовать ее в таких целях как минимум неэтично.
Таким образом, несмотря на то, что Сандерс во многом идет против генеральной линии партии, а для части ее элит является настоящей «костью в горле», повод вставить ему палку в колесо у «ослов» был исчерпывающий. Другое дело, что процесс урегулирования ситуации слишком удобно затянуть. Национальный комитет пообещал восстановить доступ сразу же после окончания внутреннего расследования. Штаб Сандерса, в свою очередь, заявил, что виновный уже выявлен и уволен, а потому доступ нужно восстановить немедленно, иначе можно ставить крест на всей предвыборной кампании. Комитет же упирает на то, что вряд ли виновный действовал в одиночку, так что «надо разбираться».
#{smallinfographicleft=772860} Бросается в глаза еще и то, что скандал произошел в крайне выгодное время – накануне очередных телевизионных дебатов демократов. Праймериз Демократической партии кажутся предрешенными, а победа Хиллари – неизбежной, поэтому большая часть взглядов сейчас устремлена на разношерстную когорту кандидатов от Республиканской партии. Тем более что Трамп и Карсон остры на язык и регулярно позволяют себе такое, о чем демократы и думать-то боятся, не то что вслух говорить.
Таким образом, демократы еще до официального старта кампании уже оказались «вторым номером». Персонами менее интересными, чем конкуренты, а скандал с данными на какое-то время вернет к ним внимание. Мол, у нас тут тоже все по-взрослому и серьезная внутрипартийная борьба. Честно-честно.
На текущий момент 73-летний Сандерс, названный пару недель назад Человеком года по версии читателей журнала Time, единственный, кто создает в Демократической партии хотя бы видимость конкуренции Клинтон. Но начнем с того, что он вообще-то не демократ, а один из двух в США независимых сенаторов (всего их сто). При этом в нижней палате Конгресса – палате представителей – после того, как все тот же Сандерс в 2011-м ушел в сенат, независимых парламентариев не осталось вовсе. К «ослам» он присоединился лишь в этом году и только для участия в президентской гонке.
Всю свою жизнь Сандерс именовал себя социалистом, притом что слово это в американском политическом языке имеет такой же негативный оттенок, как «либерал» в русском. Свой медовый месяц в восьмидесятых Сандерс и его супруга провели в СССР, в своих речах он упирает на превосходство «скандинавского социализма» над нынешней политической моделью США и мечтает построить в родной стране схожее общество.
Еще лет десять назад такой политик не имел бы никакой надежды на успех даже среди демократов, которых в Америке считают левыми, а каждого видного представителя этой партии противники подозревают в тайных молебнах Марксу и Энгельсу с обязательным жертвоприношением белых, консервативно настроенных младенцев. Напротив, от столь откровенного «левака» демократы попытались бы откреститься. Сейчас же отдать свой голос Сандерсу на внутрипартийных выборах готова почти треть сторонников старейшей политической силы США. Для сравнения, того же Трампа поддерживает чуть менее 40% республиканцев. О своей поддержке Сандерса успело заявить и движение Occupy Wall Street.
Будь конкуренция у «ослов» такой же жесткой, как у «слонов», Сандерс имел бы хорошие шансы на успех. Но в нынешних условиях никакой угрозы для Клинтон он не представляет. Потеря такого удобного конкурента сейчас скорее убьет малейший намек на интригу и сделает демократические праймериз-2016 самым унылым и скучным зрелищем в истории американских политических шоу.
Вряд ли Клинтон намеревается стрелять себе в ногу, так что вскоре доступ к базам штабу Сандерса будет восстановлен, а иск отозван по примирению сторон. Тем более что сенатор публично извинился перед Хиллари за действия своих сотрудников в ходе субботних дебатов. Интереснее другое. Сандерс – политик старый и заслуженный, но новый для Демократической партии. Тем не менее очевидно, что его левая риторика пришлась по вкусу многим избирателям.
Демократам катастрофически не хватает новых идей и новых политиков. Даже если Клинтон сможет выиграть президентскую гонку, республиканское большинство в сенате и палате представителей само по себе никуда не денется. «Ослам» требуется серьезное обновление, и Сандерс потихоньку становится символом внутрипартийных перемен. При его покровительстве в недрах Демпартии может вырасти новое поколение политиков, которое спустя четыре или восемь лет сможет составить конкуренцию «клинтонам», то есть старому истеблишменту. Точно так же «движение чаепития» и «несносный Трамп» выживают сейчас из родной партии «бушей».
Собственно, смотреть, как пробуждается эта новая сила, – на сегодняшний день единственный резон следить за предвыборными баталиями демократов.