О том, что в конце минувшей недели на переговорах в Вене глава МИДа Сергей Лавров передал этот список своим коллегам из США, Саудовской Аравии и Турции, в понедельник сообщило издание «Коммерсант». В список из 38 человек вошли различные сирийские оппозиционеры, проживающие как в Сирии, так и за рубежом. Эти деятели могут быть, по мнению Москвы, привлечены к политическому процессу в Сирии и принять участие в выборах парламента и президента, которые, как предполагается, должны пройти под эгидой ООН.
Наш список включает практически все здоровые силы
Отметим, что в списке чаще всего встречаются имена представителей Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС). Среди них – экс-председатели коалиции Ахмад аль-Джарба, Ахмед Муаз аль-Хатыб и Хади аль-Бахра, бывший генсек Бадр Джамус, а также нынешний лидер Халед Ходжа. НКСРОС признали во многих странах мира – 27 из 28 стран ЕС, а также Лига Арабских государств во главе с Саудовской Аравией.
Напомним, что еще 9 октября член политбюро НКСРОС Бадр Джамус заявил: «Умеренная сирийская оппозиция не против взаимодействия с Россией в принципе». Но при этом он подчеркнул, что «операция ВКС России в Сирии не способствует началу переговоров». «Правительство Асада дает российским военным неправильную информацию, поэтому вместо целей ИГ под удар попадает умеренная оппозиция», – цитировало оппозиционера РИА «Новости».
В списке также присутствуют представители религиозных и этнических объединений Сирии – Христианского движения за демократию и мир, сообщества ассирийцев, курдской партии «Демократический союз», племен северо-востока страны и даже движения «Братья-мусульмане*». Наконец, в перечень включены влиятельные бизнесмены, а также представители интеллигенции – актер Джамаль Сулейман и правозащитница, астрофизик из Имперского колледжа Лондона Рим Туркмани. Поясняется, что российский список не окончательный и будет дорабатываться.
Следующим шагом должно стать согласование кандидатур всеми международными посредниками, а также достижение договоренности о том, кого из участников сирийского конфликта считать террористами.
«Наш список включает все здоровые силы»
Напомним, 30 октября в Вене завершились многосторонние переговоры по урегулированию конфликта в Сирии. По итогам переговоров, в которых приняли участие делегации из 19 стран (в том числе России, США, Саудовской Аравии, Турции и Ирана), было принято коммюнике из девяти пунктов. Помимо предложения о формировании переходного правительства, была упомянута важность сохранения в стране существующих институтов власти.
Показательно, что в списке, представленном российским МИДом, по крайней мере пока, нет ни одного представителя «Свободной сирийской армии» (ССА). Впрочем, «Коммерсант» предполагает, что представители ССА могут быть в него включены.
При этом в кулуарах венских переговоров замглавы российского МИДа Михаил Богданов признался: «Мы, честно говоря, не знаем, кто входит в руководство Свободной сирийской армии». Москва запрашивала у представителей возглавляемой США антитеррористической коалиции координаты ключевых членов ССА, но ответа пока не добилась.
Отметим, что подобный список составлен также Саудовской Аравией. США обещали сделать то же самое, однако пока американских списков опубликовано не было. «Мяч теперь на стороне партнеров. Они должны посмотреть, кого-то добавить, с чем-то, может, не согласиться, – заявила накануне представитель МИД РФ Мария Захарова. – Но наш список включает практически все силы, которые являются здоровыми с точки зрения того, что не применяют ни экстремистских, ни террористических методов в отстаивании своих политических интересов».
«Игра только начинается»
Научный сотрудник Института стран Азии и Африки при МГУ, политолог Владимир Исаев в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что наибольшим влиянием в мире пользуются две организации: уже упомянутая НКСРОС и Национальный координационный комитет.
#{smallinfographicleft=773669}«Эти организации наиболее многочисленны и влиятельны. НКСРОС – солидная организация, с которой можно работать», – отмечает Исаев. При этом важен сам факт обращения к «Национальной коалиции» как к бренду. «Конкретные фамилии этого списка ничего не значат, – полагает Исаев. – Многих из них и в Сирии не знают. Большое число оппозиционеров десятилетиями не были в Сирии, а жили в Париже, Стамбуле или Лондоне».
Речь может идти не только о тех, кто оппонирует режиму из-за границы. Президент Института Ближнего Востока, политолог Евгений Сатановский отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД: опубликованный список сирийских оппозиционеров говорит о том, что «некоторому количеству оппозиционеров надоело сидеть в своих пещерах или бегать в сирийской пустыне – особенно они этого делать не хотят под российскими ракетами».
«У сирийских оппозиционеров возникла мысль, что можно не только воевать, но и поговорить. Они и приедут говорить – и те из них, которые хотят, чтобы Сирия продолжала существовать, останутся частью этой страны. Будет ли Башар Асад президентом или нет – это второй вопрос. Я, конечно, понимаю, что это очень трогательно и демократично – говорить, что на выборы пойдут все, кроме вот этих», – сказал Евгений Сатановский. Собеседник отметил, что США, ЕС и их ближневосточные партнеры уже начинают соглашаться с Россией. Они уже признали, что Сирия должна оставаться светским и единым государством.
#{smallinfographicleft=771531}Владимир Исаев, в свою очередь, указывает на то, что переговоры по сирийскому урегулированию зависят не только от России. «Очень многое зависит от позиции США, Турции, Саудовской Аравии и т. д. В этом смысле игра только начинается. Сирийские выборы – это очень долгий процесс. Башар Асад дал на них согласие, он лидер своей страны. Он не бежал, как тунисский президент, не был убит, как ливийский лидер, и не был посажен в тюрьму, как египетский», – подчеркнул политолог.
«Твердо и последовательно бороться с ИГИЛ*»
Как ранее отмечалось, венские переговоры представителей 19 государств, ООН и дипломатии Евросоюза участники и наблюдатели оценили как успешные. Все участники хотят видеть Сирию единым, независимым и светским государством, а террористов собираются уничтожать по спискам.
Согласно итоговому коммюнике, Сирия должна остаться единым, независимым и светским государством, ее государственные институты должны действовать в неприкосновенности, права всех сирийцев должны быть защищены, вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности.
Стороны договорились увеличить дипломатические усилия для завершения вооруженного конфликта и вместе с ООН изучить возможности достижения и реализации общесирийского перемирия параллельно с возобновлением политического процесса.
В рамках политического процесса представителям правительства и оппозиции Сирии предстоит под эгидой ООН договориться о заслуживающем доверие, инклюзивном управлении, включающем представителей всех религиозных групп. За этим должны последовать принятие новой конституции и свободные выборы под наблюдением ООН, в которых будут принимать участие все сирийцы, в том числе живущие за рубежом. «Этот политический процесс должны направлять сами сирийцы, и сирийский народ решит судьбу Сирии», – гласит пункт 8.
В коммюнике говорится, что террористические группы, прежде всего «Исламское государство*», подлежат уничтожению. Таковыми считаются группировки, признанные террористическими решением Совбеза ООН или по согласованию участников венских переговоров.
«Мы условились, и это отражено в совместном заявлении, твердо и последовательно бороться с ИГИЛ и другими террористическими структурами, которые в качестве таковых признаны Советом Безопасности ООН, а также провести дополнительные консультации для того, чтобы согласовать список и других организаций, которые пока еще не включены в ооновские списки, но являются явно террористическими», – цитирует пояснение Лаврова РИА «Новости».
Совместную пресс-конференцию по итогам переговоров Лавров закончил на шутливой ноте. «We will be back! (Мы вернемся!)» – сказал Лавров после того, как по-русски через переводчика выразил благодарность Австрии и Вене «за шикарное традиционное гостеприимство».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ