В среду стало известно, что еще накануне в МИД Турции были вызваны послы России и США Андрей Карлов и Джон Басс – в связи с военной помощью, которая, по мнению Анкары, оказывается Москвой и Вашингтоном сирийским курдам: курдскому «Демократическому союзу». Об этом РИА «Новости» сообщил источник в МИД Турции.
Запад бросил Эрдогана, и он оказался в гордом одиночестве, Путин протянул ему руку помощи
Как позже в среду пояснил премьер Турции Ахмет Давутоглу, послам дали понять, что Анкара считает недопустимыми поставки оружия курдам, связанным с запрещенной в Турции Рабочей партией Курдистана (РПК). Ранее министр отдельно предостерегал США от поставок оружия сирийским курдам.
По его мнению, за субботними взрывами смертников в Анкаре стоят как «Исламское государство*» (ИГ, запрещено в России), так и РПК. И турецкая разведка располагает информацией, что РПК и ультралевая организация «Революционный фронт освобождения народа» (обе организации Анкарой признаны террористическими) занимались подготовкой боевиков-смертников на территории северного Ирака. «По нашим данным, некоторые подозреваемые много месяцев провели на территории Сирии», – приводит Би-би-си слова турецкого премьера.
Он заявил, что Турция вправе защищаться от проникновения в страну боевиков, угроза которого, по его словам, возросла после начала российской военной интервенции в Сирии.
Глава МИД России Сергей Лавров в среду подтвердил, что РФ оказывает военно-техническую помощь Сирии, Ираку, а также иракским курдам. «Мы оказываем военно-техническое сотрудничество суверенным государствам, в частности правительствам Ирака и Сирии. Мы неоднократно говорили, что в тех случаях, когда для взаимодействия центрального правительства и правительства Иракского Курдистана необходимо подкрепить их усилия в борьбе с терроризмом, мы это делаем с согласия и через центральное правительство», – передает его слова «Интерфакс».
Между тем в среду замглавы МИД России Алексей Мешков на встрече в Москве с турецким коллегой Али Кемалем Айдыном обсудил координацию усилий России и Турции в борьбе с терроризмом и экстремизмом. «В порядке подготовки к предстоящим до конца года контактам на высшем уровне стороны обменялись мнениями о состоянии и перспективах российско-турецких отношений, подробно рассмотрели конкретные направления двустороннего взаимодействия, включая состояние дел с реализацией крупных экономических проектов, подготовкой к подписанию некоторых совместных документов», – говорится на сайте российского МИДа.
Во вторник Турция обвинила США и Россию в поддержке терроризма и подрыве ее безопасности. «Для нас это (действия США и России в Сирии) очевидный ущерб, и мы не намерены шутить по этому поводу», – отмечал анонимный представитель турецкого правительства, отвечая на вопрос о том, как власти относятся к сообщениям о намерении курдских ополченцев перейти реку Евфрат, чтобы усилить контроль над территориями возле границы с Турцией.
#{smallinfographicleft=771531}В Турции опасаются, что успехи курдских Отрядов народной самообороны (ОНС), которые на политическом уровне представлены партией «Демократический союз» (ПДС), под контролем которых находится значительная часть сирийских территорий вдоль 900-километровой границы с Турцией, могут спровоцировать рост сепаратизма в приграничных регионах Турции, где большинство населения также составляют курды.
«В последнее время ПДС значительно сблизилась как с Соединенными Штатами, так и с Россией, – отмечал на условиях анонимности высокопоставленный турецкий чиновник. – Мы рассматриваем ПДС как террористическую организацию, и мы хотим, чтобы все страны осознавали последствия такого сотрудничества».
По его мнению, Россия также оказывает поддержку ПДС и ОНС. «При поддержке России ПДС пытается установить контроль над территориями между Джелабрусом и Азадом к западу от Евфрата, – отметил он. – Мы никогда на это не согласимся». В заявлении не было озвучено никаких действий, которые Турция готова предпринять, если курдские отряды все же перейдут Евфрат.
Турецкие самолеты уже наносят удары по позициям РПК в горах Ирака. Однако последствия ударов по позициям ПДС, которую поддерживают США и Россия, могут быть гораздо более непредсказуемыми, так как грозят значительным осложнением между странами, противостоящими ИГ.
Согласно недавнему заявлению ПНД, курдам удалось договориться о союзе с арабскими группировками «умеренной оппозиции», и в ближайшее время они ожидают новых поставок оружия от Соединенных Штатов, которые должны помочь в организации наступления на Ракку – столицу сирийской части «Исламского государства».
В начале месяца министр иностранных дел Сергей Лавров сообщал, что курды представлены в информационном центре по координации борьбы с «Исламским государством» в Багдаде, и Россия обеспечивает их оружием через правительство Ирака. Известно также, что в начале октября представитель российского МИДа и лидер сирийских курдов провели переговоры в Париже. Тогда же канадское издание The National Post сообщило, что «в отличие от США, бесплодно метавшихся в поисках средства решения сирийского кризиса, Путин дал честный ответ, что никто, кроме сил Асада и вооруженного ополчения курдов, не борется с ИГ и другими террористами в Сирии».
В понедельник президент России Владимир Путин назвал Турцию приоритетным партнером Москвы и призвал выстраивать отношения на антитеррористическом треке.
Отношения между Москвой и Анкарой накалились после инцидента 3 октября, когда российский самолет Су-30 совершил кратковременный заход в турецкое воздушное пространство. В Минобороны России отметили, что инцидент стал следствием неблагоприятных погодных условий. Однако президент Турции Реджеп Эрдоган выступил в ответ с крайне резким заявлением.
«Россия сейчас пытается создать базу в Сирии, и вместе с этим происходит нарушение нашего воздушного пространства. Мы не можем этого терпеть... Это полностью противоречит принципам НАТО, об этом уже были сделаны резкие заявления, и я уверен, что позиция НАТО останется неизменной. Согласно этой позиции, любое нападение на Турцию рассматривается как нападение на НАТО», – заявил Эрдоган.
После инцидента официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков сообщал, что военные России и Турции находятся в постоянном контакте по вопросам безопасности полетов. Так, в понедельник военное ведомство пошло навстречу Турции, попросившей перенести наблюдательный полет над ее территорией в связи с операцией по безопасности в стране.
В минувшую субботу в столице Турции произошел крупный теракт – два взрыва прогремели перед началом митинга в знак протеста против всплеска насилия из-за турецко-курдского конфликта на юго-востоке страны. Погибли 97 человек, более 500 получили ранения. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, теракт, скорее всего, был направлен против Демократической партии народов, поддерживающей курдов.
По мнению наблюдателей, режим Эрдогана пожинает плоды попытки решить курдский вопрос, вмешавшись в сирийский конфликт. Взрывы могут быть связаны с внутриполитической борьбой в преддверии досрочных парламентских выборов, намеченных на 1 ноября. Такого мнения придерживаются в правящей в Турции Партии справедливости и развития (ее основатель – Эрдоган, а нынешний лидер – Давутоглу). В то же время в понедельник Давутоглу заявил, что следствие рассматривает причастность «Исламского государства» к взрывам в Анкаре как основную версию.
Директор исследовательского центра «Ближний Восток – Кавказ» Станислав Тарасов напомнил, что Запад и Израиль давно поддерживают курдское движение. Россия, по его словам, была осторожна, но «сейчас может разыграть курдскую карту как угодно».
Он предполагает, что у Турции может быть ощущение, что страну полностью вывели из урегулирования ближневосточного процесса. «Их вывели из игры. Они это почувствовали. Они претендовали на первую позицию между Вашингтоном и Москвой. Анкара думала сыграть на стороне США, но Вашингтон ее кинул. Теперь комбинация складывается таким образом, что курды, Россия, американцы борются против ИГ, а турки дерутся с курдами. В Анкаре поняли, что американцы осуществляют к тому же свой проект, связанный с Курдистаном. Неслучайно Владимир Путин заявил недавно, что Турция для России – стратегический партнер, и мы разделяем озабоченность с курдским вопросом. Путин подставляет плечо Эрдогану», – сказал Тарасов газете ВЗГЛЯД.
Он напомнил о недавнем сбросе американцами 50 тонн оружия, которое, по всей видимости, предназначалось курдам. «Американцы все время поддерживали борьбу сирийских курдов. А вопрос был в следующем: Россия не определила свою позицию в отношении курдов в серьезном смысле слова. Именно в этой ситуации Россия заявила, что поддерживает озабоченность Турции по поводу курдского вопроса. Россия работает по этим вопросам с американцами, согласовывает позиции. Военное присутствие России в Сирии резко изменило ситуацию в регионе. Те, кто претендовал на лидирующую роль в регионе, кто разыгрывал карту «арабской весны», сейчас столкнулись с ИГ и курдами, Турция воюет против тех и других», – считает эксперт.
Что касается опасений Анкары относительно того, что российское оружие может оказаться в руках террористов, то Тарасов связывает развитие ситуации с результатами договоренностей между Москвой и Вашингтоном. «Если Россия примет американский проект Курдистана – это одна ситуация, если Путин поддержит Эрдогана – это другая ситуация. Но Россия в принципе заинтересована в развитии добрососедских отношений с Турцией. У нас идут серьезные экономические проекты с этой страной. Эрдоган лично сыграл большую роль в развитии российско-турецких отношений. Сейчас, когда Запад бросил Эрдогана и он оказался в гордом одиночестве, Путин протянул ему руку помощи. Он будет поддерживать Эрдогана так же, как поддерживает Асада. Проблема Москвы заключается в том, чтобы помирить Эрдогана с Асадом, и тогда ситуация изменится», – подытожил Вячеслав Тарасов.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ