Джек Ма – это такой китайский Марк Цукерберг или, если хотите, китайский Павел Дуров. То есть человек, заработавший колоссальное состояние в относительно юном возрасте благодаря интернету, апологет современных технологий и продвинутого администрирования. «Форбс» писал о нем еще в начале нулевых, называя главный актив Ма – торговую площадку для юридических лиц Alibaba.com – «лучшей в Сети». Лицам физическим гораздо лучше известен другой актив Ма – интернет-магазин AliExpress, услугами которого пользуются и россияне.
Хобби Вана Цзяньлиня – фольклорная музыка, в первую очередь, народные песни тибетцев
Этот человек – один из пионеров китайского интернета, добившийся успехов благодаря, в том числе, такому хобби, как изучение английского. Учитывая, что детство миллиардера пришлось на период «культурной революции», а его родители – преследуемая в те годы интеллигенция, хобби было и небезопасным, и тяжелым для реализации. От собственного бюро переводов он перешел к фирме – местному аналогу «Желтых страниц». Потом была госслужба в министерстве зарубежной торговли, безуспешное лоббирование интернет-проектов, но в итоге накопленный опыт нашел точку для приложения сил, а конкурентная битва с eBay на внутреннем рынке была выиграна, что в итоге окупилось просто фантастическими суммами.
Титул самого богатого человека Поднебесной Джек Ма (на родине он, кстати, известен как Ма Юнь) получил относительно недавно – в сентябре прошлого года, когда IPO на Нью-Йоркской бирже увеличило капитализацию его компании сразу на 25 миллиардов долларов. Однако первый публичный финансовый отчет Alibaba Group, обнародованный накануне, показал, что за последние три месяца прибыль снизилась на 28%. Для многих аналитиков это стало неожиданной новостью, и акции компании обвалились в цене сразу на 8,8%. Таким образом Ма, председательствующий в совете директоров AG и владеющий 7% её акций, уступил «золотую позицию» в рейтинге китайских толстосумов.
Теперь его состояние «всего» 26,3 миллиарда долларов, что на 400 миллионов меньше, чем у президента компании Dalian Wanda Group Ван Цзяньлиня. Товарищ Ван (поскольку он состоит в КПК и был делегатом на Национальный народный конгресс КНР, то именно товарищ) прежде уже возглавлял список китайских миллионщиков и даже после неожиданного выхода Ма в лидеры считался самым богатым человеком континентального Китая (Ма живет и работает в Гонконге). Источник его богатств – строительный бизнес, а также интертеймент, точнее – кино. В распоряжении компании Цзяньлиня – 1048 экранов (включая 73 экрана IMAX) в 119 развлекательных комплексах Китая. В 2012 году он, вдобавок к собственным залам, приобрел еще и сеть американских кинотеатров АМС. Это сделало Dalian Wanda Group крупнейшим оператором кино не только в Китае и даже Азии, но и, по некоторым данным, во всем мире.
Годом позже товарищ Ван пообещал построить в Циндао (трехмиллионник на полуострове Шаньдун) «китайский Голливуд». «По предварительным оценкам, по кассовым сборам в кинотеатрах Китай обойдет США уже к 2018 году, а к 2023 году этот показатель удвоится. Поэтому я верю, что будущее мировой киноиндустрии – в Китае. В конце концов, у Китая почти полтора миллиарда потенциальных кинозрителей, так что кому, как не нам, быть законодателями мод в киноиндустрии», – заявил он на церемонии по случаю учреждения проекта в присутствии приглашенных звезд американского Голливуда (Николь Кидман, Леонардо Ди Каприо, Джон Траволта). Всего бизнесмен готов вложить в «азиатский Голливуд» более восьми миллиардов долларов, причем с небезосновательной надеждой окупить затраты, пусть и не слишком скоро.
Говоря о перспективах национального кинематографа, ничего нового товарищ Ван в общем-то не сказал: китайский рынок (ввиду обилия зрителей) уже давно рассматривается как наиболее перспективный. Голливудские продюсеры идут на самые разнообразные ухищрения (от удаления из фильмов «сомнительных» с точки зрения Пекина сцен до, напротив, вклеивания дополнительных с местными актерами), лишь бы их продукция получила «добро» на прокат в КНР. При этом кому, как не президенту компании – лидера на китайском рынке недвижимости, заниматься строительством колоссального комплекса со студиями, отелями, торговыми центрами, ресторанами, парками и яхт-клубом. К слову, Цзяньлинь не только дома по контракту строит, но и занимается инвестированием в стремительно дорожающую недвижимость в крупных городах КНР (в данный момент компания владеет 9,03 млн квадратных метров инвестиционной собственности), а также туристическим и торговым бизнесом. Среди её активов – магазины, отели и заведения развлекательного характера, включая 45 центров караоке.
Тут стоит отметить, что в качестве главного богача Поднебесной Ван Цзяньлинь устраивает Пекин гораздо больше, чем аполитичный и чересчур независимый гонконгец Ма. Уже потому хотя бы, что товарищ Ван вступил в китайскую компартию еще сорок лет назад, причем, будучи к тому времени солдатом Народно-освободительной армии КНР, мечтающим дослужиться до генерала. В итоге он и впрямь стал генералом, но «генералом бизнеса»: его уход в коммерцию был предопределен реформами Ден Сяопина (то есть, опять же, продиктован государством), и первую сделку компания Wanda заключила уже в 1992 году. Кстати, основана Wanda была в Даляне, то есть в русском городе Дальнем, завоеванном японцами в ходе русско-японской войны и окончательно переданном КНР в 1950 году.
Также товарищ Ван занимает пост зампреда Всекитайской федерации промышленности и торговли и является членом постоянного комитета Народного политического консультативного совета КНР. То есть это человек, очень близкий к властям и им, властям, предельно лояльный. Роль коммуниста, с одной стороны, и мультимиллионера с другой Цзяньлинь увязывает тем образом, что тратит колоссальные средства на благотворительность. По сути он главный филантроп и меценат Поднебесной, по его собственным словам, «отдающий долги своей стране». Это в наилучшем виде соответствует тому образу китайского бизнесмена, который продвигается компартией.
Правда, тут, опять же, нужно отделять чистую благотворительность от бизнеса и от определенных пиар-задач. Одно дело – жертвование средств для пострадавших от стихийных бедствий (землетрясения в Сычуане и Цинхае, заморозки, наводнения и т.д.). Несколько другое – строительство школ и детских садов «за счет фирмы» в созданных ею же жилых кварталах: такая политика улучшает имидж компании, делает её более привлекательной при распределении заказов и обеспечивает лояльность местных властей. А вот основание первого в Китае фонда помощи рабочим-мигрантам из сельских районов со стороны Wanda было – по факту – инвестициями в рабочую силу для собственных проектов. При этом товарищ Ван в каком-то смысле пошел наперекор политике партии: одно время в КНР, мягко говоря, не поощряли (по факту – препятствовали) переезд селян в города. Подчас они находились на том же социальном, экономическом и даже правовом положении, что и нелегальные мигранты из Средней Азии в РФ (впрочем, это было раньше).
Вана также знают как большого поклонника футбола, который, судя по всему, решил вывести родной Китай в топ футбольных держав. Сперва он спонсировал команду из Даляня – неоднократного всекитайского чемпиона. Потом всю футбольную лигу КНР. Два года назад была реализована и идея специальной школы для молодых и талантливых китайских футболистов, причем выездной школы – в Испании, где тренеры гораздо успешнее и опытнее китайских. Одним словом, личный вклад Вана в национальный футбол недооценить невозможно, хотя есть у него доля и в одном из европейских клубов – для души (в отличие от российских олигархов, миллиардер поскромничал и покупать клуб полностью не стал).
Сейчас Dalian Wanda Group – это активы на общую сумму 62,8 миллиарда долларов и годовая прибыль в два миллиарда долларов. Два процента от этого великолепия уже принадлежат сыну мультимиллионера Вану Сиконгу, которому только недавно исполнилось 27 лет.