В ночь на 5 июля украинская армия добилась крупного оперативного успеха – взяла Славянск, оборонявшийся силами ополчения под командованием Игоря Стрелкова. Сам отряд Стрелкова смог вырваться из окруженного города и избежал уничтожения.
Дал поручение начальнику генштаба поднять государственный флаг над Славянском
В ночь на субботу пользователи форумов и украинские СМИ со ссылкой на очевидцев сообщали, что со стороны Славянска на Краматорск движется колонна техники численностью до 50 единиц.
Утром министр внутренних дел Украины Арсен Аваков радостно заявил, что ополченцы бегут. «БЕГУТ! Под утро разведка докладывает о том, что Гиркин и значительная часть боевиков сбежали из Славянска, посеяв смятение среди немногочисленных оставшихся. Катятся к Горловке. По пути их «привечают» наши боевые группы. Террористы несут потери, сдаются в плен», – написал киевский министр в своем «Фейсбуке».
Украинский президент тоже опубликовал сообщение в Facebook*.
«Дал поручение начальнику генштаба поднять государственный флаг над Славянском. Начальник генерального штаба Украины Виктор Муженко сообщил, что сегодня ночью из Славянска пытались вырваться боевики, которые попали под минометный огонь украинских военных. В результате были подбиты один танк, две БМП и две БМД боевиков», – написал Петр Порошенко. Позднее его пресс-служба заявила, что Порошенко доложили о поднятом над горсоветом Славянска украинском флаге.
«Народный губернатор» Донбасса Павел Губарев подтвердил, что основные силы ополчения оставили Славянск.
«Игорь Иванович Стрелков принял решение оставить Славянск. Это было реализовано ночью. Потери ополчения минимальны. Организованно и сплоченно силы ополчения вышли в сторону Краматорска, далее передислокация продолжится, очевидно, в Горловку и Донецк. Этим мы выигрываем время, пока укры передислоцируют личный состав и расчеты артиллерии (укры «воюют» в основном артобстрелами по мирным городам). Это время можно эффективно использовать для завершения процесса объединения сил ополчения, их централизации под единоначальное командование, улучшить качество связи и коммуникации войск, усилить снабжение войск, прежде всего тяжелым оружием (артиллерией и бронетехникой). Кутузов тоже отходил, и в этом был план. А вообще русские отходят только перед решающим победным сражением», – написал он на своей странице.
Соединившись с ополченцами Краматорска, подразделения Стрелкова сформировали колонну численностью более 200 единиц и направились в Донецк. Часть из них уже прибыла в город, часть разместилась в Горловке к северо-востоку от Донецка. Корреспондент РИА «Новости» сообщил, что видел Игоря Стрелкова в одном из административных зданий. Обстановка в городе, по его словам, спокойная.
«Информация о том, что в Донецк прибыли ополченцы из Славянска и Краматорска, подтверждается», – говорится на сайте мэра Донецка Александра Лукьянченко. «В районе Донецкого аэропорта периодически идет перестрелка. Обращаемся с просьбой к жителям максимально сохранять спокойствие и не передвигаться по городу без крайней необходимости», – говорится в сообщении.
«Мы были готовы к такому варианту, так как нам приходится противостоять группировке в несколько десятков тысяч человек и сотен единиц бронетехники – то есть практически всей боеспособной украинской армии», – говорится в сообщении, распространенном в субботу представителями премьера ДНР Александра Бородая.
В Киеве продолжают радоваться тому, что ополчение избежало разгрома в окружении и сконцентрировало основные силы в миллионном Донецке и его окрестностях. Председатель Верховной рады Александр Турчинов назвал вход украинских карательных частей в Славянск «переломным моментом».
Это воодушевление разделяют, однако, не все. Вот как пишет о произошедшем один из участников карательной операции: «Сегодня ночью славянская группировка боевиков во главе со Стрелковым прорвалась в Краматорск. Соединившись с краматорской группировкой, оба отряда сформировали автоколонну длинной более двух километров, во главе которой шла бронетехника. Колонна двинулась на Донецк через Дружковку и Константиновку. Колонну наблюдали, более двух с половиной часов она находилась в зоне свободного поражения, там, где нет мирных жителей, и после – на марше. Несмотря на непрерывные доклады и скандалы на уровне министра МВД и главы СБУ, более тысячи боевиков (!) свободно переехали в Донецк, хотя была поднята авиация и наведена артиллерия». «Боевики выходили огромной, в сотню машин, колонной, с бронетехникой впереди и в составе колонны. Двигались в два ряда по трассе Краматорск – Донецк и представляли собой идеальную цель более трех часов подряд. То, что их выпустили, – это не «решение», а колоссальная по масштабу служебная халатность (в лучшем случае), а так – очень сильно похоже на прямое предательство. По некоторым данным, огонь запретил открывать лично генерал-лейтенант Муженко», – добавляет он.
Уже намного позже победных докладов украинские власти признались, что в Славянске еще идут уличные бои с маневренными подразделениями, оставленными для прикрытия основных сил.
По последним данным донецкой мэрии, обстановка в городе стабилизировалась, перестрелки в районе аэропорта прекратились. Часть ополченцев расквартировалась в городе, часть уехала в неизвестном направлении.
Вместе с ополченцами Славянск покинул и бывший «народный мэр» города Вячеслав Пономарев, который ранее был взят под арест по приказу Стрелкова. Как сообщили в штабе, он вступил в ополчение.
Известия о том, что украинские вооруженные формирования вошли в Славянск, вызвали эмоциональную реакцию пользователей соцсетей с обеих сторон. Одни радовались и предрекали, что «ватников и колорадов» скоро убьют, их оппоненты писали тревожные сообщения и досадовали, почему российское правительство не вводит войска.
Однако МИД России, похоже, недвусмысленно обозначил позицию Москвы. Уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов, отвечая в интервью программе «Вести в субботу» на вопрос, как долго продлится активная фаза карательной операции, сказал: «Думаю, что горячая фаза – это вопрос недель».
Корреспондент «Комскомольской правды» Дмитрий Стешин, с апреля до середины июня работавший в Славянске, объясняет отступление формирований Стрелкова тем, что Славянск выполнил свою задачу, стянув на себя основные силы украинской армии, а удерживать осажденный город без достаточных подкреплений стало нецелесообразным.
«Судьба Славянска решилась еще на рубеже апреля – мая, когда была взята гора Карачун. Невозможно полноценно и активно оборонять город, над которым нависла доминанта протяженностью в несколько километров, захваченная противником и уставленная вражеской артиллерией. Сражаться с ним, не имея при этом средств контрбатарейной борьбы, невозможно, но ополчение и Игорь Иванович смогли. Выгнав укроартиллеристов на обратный склон Карачуна с помощью то ли одной, то ли двух «Нон». А еще защитники Славянска за считаные дни отбили у многократно превосходящего противника все желание вступить с ополчением в контактный бой. К середине июня Славянск пережил сам себя. Сковав собой огромную группировку, город в то же время требовал все большего гарнизона и начал в ответ связывать отнюдь не бесконечные людские и технические ресурсы Народной армии Донбасса. Кроме того, являясь юридически главкомом ополчения, Игорь Иванович не мог полноценно руководить всей своей армией из осажденного города», – пишет он.
По его мнению, «Игорю Ивановичу нужен был оперативный простор, и сегодня ночью он на него вышел». «Причем не с пустыми руками. Когда-то он пришел в Славянск с потрепанными автоматами и даже гладкими «Сайгами» и «Вепрями», а ушел колонной бронетехники», – считает корреспондент.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ