Сторонники Донецкой народной республики во вторник вечером сообщили, что им удалось сбить еще один штурмовик Су-25 ВВС Украины. «Штурмовик Су-25 сбит во время осуществления им авиаударов по городу Снежное», – заявил руководитель информационного центра «Юго-Восточный фронт» Константин Кнырик, сообщает газета ВЗГЛЯД.
Украинским военным давно предрекали «бесполетную зону» в районе проведения АТО
Ранее, утром во вторник, украинское командование объявило о приостановке до отдельного распоряжения вообще всех полетов ВВС, сообщил пресс-центр «спецоперации» украинских силовиков. Пока неясно, было ли такое заявление обычной военной хитростью, или же Киев решил возобновить работу авиации в тот же день.
Как сообщала ранее газета ВЗГЛЯД, ополчение Юго-Востока Украины в понедельник уничтожило сразу два самолета – военно-транспортный Ан-26 и штурмовик Су-25.
В Киеве уверяют, что по самолету стреляли с территории РФ. Сторонники ДНР опровергли эту информацию, уточнив, что сбили самолет из ЗРК 9К37М1 (более известного как «Бук»). В ночь на понедельник командир ополчения донецкой Горловки Игорь Безлер сообщил, что ополченцы смогли подбить над Горловкой два штурмовика украинской армии, один из них упал в районе поселка Зайцево, второй – поселка Дебальцево.
Впрочем, по другой версии, Ан-26 могли сбить не сами украинские силовики, предположил один из лидеров ДНР, глава Народного фронта ЛНР Алексей Чмиленко: «Встречный огонь со стороны аэропорта открыли и украинские силовики. Не исключаем, что их снаряд и попал в этот самолет».
Киев не сделал никаких выводов
По мнению экспертов, впервые в истории последних конфликтов – например, начиная с гражданской войны в Ливии – повстанцам удалось вывести из игры ВВС правительственных сил, пусть и на время.
«Украинским военным давно предрекали «бесполетную зону» в районе проведения АТО», – сказал газете ВЗГЛЯД профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. По словам эксперта, в ходе боев силами ополчения была захвачена воинская часть № А-1402. На ее территории находились зенитно-ракетные комплексы «Бук». Рабочая дальность поражения этой самоходной зенитно-ракетной системы превышает 20 км. Применение их на практике оставалось вопросом времени. Тем более что, по мнению Козюлина, Киев не сделал ровным счетом никаких выводов из случаев потери своих самолетов над зоной АТО.#{weapon}
«Бук» – далеко не новая система, – говорит профессор, а среди ополченцев, наверное, есть люди, когда-то имевшие с нею дело. – Кроме того, «Бук» может работать в автоматическом режиме, начиная от захвата и до поражения воздушной цели. И украинцев в этом случае не спасет система «свой – чужой», так как она легко отключается. Именно по этой причине, например, в ходе конфликта в 2008 году украинским расчетом «Бука», воевавшим на стороне Грузии, был подбит российский дальний бомбардировщик Ту-22».
Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов пояснил, что полеты приостановлены с целью выявления причин гибели самолета, а также средств ПВО ополченцев. «Нейтрализовать ПЗРК – прежде всего. Кроме того, сейчас с летчиками боевой авиации, прежде всего штурмовиками, будут проведены дополнительные занятия. Они изменят тактику, чтобы не нести потери. Полагаю, что авиация через какое-то время опять будет действовать, но уже осторожнее, избегая зоны поражения», – сказал Ивашов газете ВЗГЛЯД.
Он уверен, что украинские военные «вряд ли откажутся от применения ударной авиации – штурмовиков Су-25». «Приостановка происходит во всех армиях мира, если случается ЧП. Создается комиссия, разбираются причины гибели того или иного самолета, а потом уже вырабатываются рекомендации, перечень мер», – напомнил Ивашов.
В свою очередь заслуженный пилот СССР, бывший военный летчик Олег Смирнов считает, что для ополченцев устранение военной авиации очень важно, потому что «это самый опасный и раздражающий фактор», и теперь «шансы ополчения удержаться заметно вырастают». «Авиация – это мощнейший рычаг при ведении военных действий», – сказал Смирнов газете ВЗГЛЯД.
Эксперт не исключает, что взятая украинскими военными пауза станет передышкой для смены тактики, но он не ожидает в итоге ее резких изменений. «В процессе подготовки летчиков тактике уделяется особое и постоянное внимание – как уходить от контратак с земли. Офицеры изучали это сотни раз в учебных заведениях, на командных и прочих учениях», – отметил Смирнов, выразив надежду на то, что приостановка полетов станет первым шагом к остановке «этой вакханалии, убийства мирных жителей».
«Выдает класс пилотажа»
В руководстве ДНР уверены, что теперь украинские силовики столкнутся с явной нехваткой военно-транспортных самолетов. Кроме того, там не исключают, что пауза в воздушных атаках вызвана заурядной нехваткой денег на оплату наемников.
«Киев понял: за все в жизни нужно платить, – сказал по этому поводу газете ВЗГЛЯД вице-премьер ДНР Андрей Пургин. – Сейчас Украине нужно срочно находить исправный летательный аппарат, аналогичный потерянному Ан-26. Да и не только в этом дело. Нужно еще найти летчиков, которые согласятся летать над Юго-Востоком и участвовать в карательных операциях. Найти таких людей для Порошенко куда сложнее, чем найти исправный самолет. Даже за деньги».
О том, что Киев посылает воевать на Юго-Восток летчиков-наемников, стало известно в конце мая. Напомним, еще 26 мая штурмовавшие аэропорт Донецка подразделения ДНР были атакованы с воздуха. Командир батальона «Восток» Александр Ходаковский, принимавший участие в штурме, тогда сделал вывод: за штурвалами украинских «Сухих» были иностранцы.
«Выдает класс пилотажа. Когда они заходили на атаку, их практически не было слышно. Они включали форсаж только после того, как отстрелялись и отбомбились. Заходили в атаку на острых виражах, заламывали. Уходили практически «в свечу», на крутых виражах. Это очень высокий уровень пилотажа», – говорил тогда Ходаковский РИА «Новости».
Комбат отметил, что «украинские военные не могут себе позволить такой роскоши». «Я думаю, что это бывшие военные, которые имеют большой налет и на сегодняшний день продаются за деньги и работают на стороне тех, кто платит», – считает Ходаковский.
Примерно в то же время в блогах стала проходить информация, что воевать в Донбассе за деньги все же согласились и многие боевые летчики ВВС Украины. В блогосфере назывались расценки: от 900 до 9000 гривен за боевой вылет, в зависимости от сложности задания.
«Ни один честный офицер из ВВС Украины не выполнит приказ по бомбардировке жилых кварталов. Киеву пришлось искать таких людей за деньги», – заявил газете ВЗГЛЯД Пургин. У него, правда, иные данные о зарплате украинских летчиков. «То, что Киев дал приказ прекратить полеты, может еще показывать, что у Киева нет денег на оплату летчикам. Деньги есть у Коломойского, но он их выделяет только головорезам из Национальной гвардии. Летчики-наемники за месяц боев против ДНР получили на руки всего 900 гривен (около 2700 рублей – прим газеты ВЗГЛЯД). «Украина – страна-банкрот», – заключил Пургин.
Опустошенное «радиолокационное поле»
С начала конфликта Украина постепенно теряет свою авиацию. Согласно информации на сайте Aviation Safety Network (ASN), отслеживающем авиапроисшествия, за время конфликта уничтожены два Су-24, три Су-25 и один Су-27. Два Ан-30, один Ан-26 (сбит накануне) и один Ан-2 (частный), один Ил-76, один Як-40 (гражданского оператора). Потеряно несколько вертолетов Ми-8 и Ми-24. Восемь из них уничтожено, пять сильно повреждено. Часть последних сообщений о сбитых бортах, в том числе и тех, что прозвучали уже во вторник, все еще проверяется авторами сайта в трех разных источниках.
В середине марта и. о. министра обороны Украины Игорь Тенюх в докладе Александру Турчинову, который на тот момент исполнял обязанности президента страны, сообщал, что в украинских ВВС из имеющихся в наличии 507 боевых самолетов и 121 ударного вертолета только 15% исправны и способны подняться в воздух. Однако ввиду «низкой подготовки летного состава выполнять боевые задачи способны не более 10% экипажей». Таким образом, можно сделать вывод, что ополчение уничтожило от одной пятой до четверти всей действующей украинской боевой авиации.
Примерно такие же цифры, как те, что озвучил Тенюх, в интервью газете ВЗГЛЯД в начале июля приводил и военный эксперт Владислав Шурыгин, который оценивает численность боеспособной украинской военной авиации примерно в 50 летательных аппаратов. В течение ближайших четырех месяцев украинцы, полагает он, смогут восстановить еще до 50 летательных аппаратов.
«Это представители всех классов: истребители, штурмовики, бомбардировщики и вертолеты. Но реально работающих сейчас всего порядка 20 бортов. Из них примерно 10 вертолетов и 10 штурмовиков Су-24 и Су-25 и бомбардировщиков», – говорил Шурыгин.
Тем временем о судьбе экипажа на борту Ан-26 поступают противоречивые сведения. Лидер ВО «Свобода» Олег Тягнибок заявил, что удалось спасти пятерых членов экипажа сбитого Ан-26, но в пресс-центре «спецоперации» подтвердили спасение только четверых. Однако позднее его опроверг пресс-секретарь «спецоперации» Владислав Селезнев: «Четырех уже спасли, двое находятся в плену, судьба еще двух пока неизвестна», – пишет «Украинская правда».
Ополченцы сообщили, что взяли в плен четырех членов экипажа сбитого Ан-26. Всего, по данным украинской стороны, на борту самолета находилось восемь человек.
При этом украинские военные не могут определить и местонахождение самолетов ополченцев – из-за отсутствия работающих радиолокационных систем наземного базирования, сообщил экс-начальник генштаба ВС Украины Михаил Куцин во вторник. «Сложность в том, что то радиолокационное поле, которое должно было быть в этих областях, было уничтожено», – посетовал Куцин.