За последние три дня суннитские боевики из группировки «Исламское государство* Ирака и Шама» (ИГИШ) захватили два иракских города – Тикрит и Мосул. Тикрит – трофей небольшой, но символичный – это малая родина Саддама Хусейна, а вот захват Мосула – событие по сути грандиозное. Это второй по численности населения город страны, в нем проживает около двух миллионов человек, а агломерация потянет на все три. Впрочем, население там теперь сокращается с каждым днем.
Ранее ООН обвиняла шиита Малики в дискриминации суннитского меньшинства
Международная организация по миграции сообщила, что из города бежали порядка полумиллиона мирных жителей – цифра фантастическая. Гуманитарные организации бьют тревогу, но особенно переживает Иракский Курдистан, куда устремилась большая часть беженцев. По сей день эта провинция, контролируемая курдами, является самым спокойным регионом страны и подчиняется Багдаду лишь формально (фактически, Ирак давно превратился в конфедерацию). Теперь здесь разбиты многочисленные временные лагеря, а резкий наплыв людей угрожает Курдистану гуманитарной катастрофой.
Особо примечателен тот факт, что бежали из Мосула не только нонкомбатанты, но и целые армейские подразделения – разгромленные, деморализованные и сдавшие город исламистам (понятно, что такое поведение военных многократно усилило панику). Но, как передает Reuters, солдаты бессильны что-либо сделать. «Боевики хорошо обучены для уличных боев. Нам нужна целая армия, чтобы выгнать их из Мосула. Они как призраки: появляются, наносят удар и исчезают в считанные секунды», – цитирует агентство одного из иракских офицеров. В свою очередь, спикер парламента Ирака Осама аль-Нуджайфи охарактеризовал произошедшее как «трагедию».
Оценить масштаб жертв не представляется возможным, но среди мирных жителей он уже идет на сотни, причем за несколько последних дней. Боевики ИГИШ уже давно контролируют провинцию Ниневия, из которой их безуспешно пытаются выбить правительственные войска, но атаковать крупные города начали только сейчас. В частности, в Мосуле ими были захвачены аэропорт, все административные здания, банки, склады с оружием, военные части, а также тюрьмы, откуда были выпущены все заключенные. Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики накануне призвал население страны создавать отряды самообороны, чтобы отражать атаки террористов. Однако надежд на то, что ополчение справится там, где не справляются профессиональные военные, немного.
Подъем ИГИШ и превращение Ирака в арену кровавой схватки между незаконными вооруженными формированиями – прямое следствие американской военной интервенции. Но события в Ираке прессу интересуют мало: в центре внимания сейчас Украина, во вторую очередь – Сирия. Меж тем события в Ираке по масштабу грозят переплюнуть сирийские, при этом между этими войнами есть прямая связь, и ИГИШ в этой связи – ключевое звено. Данная группировка является суннитской и была в свое время создана «Аль-Каидой*», однако впоследствии от нее откололась. Более того, в Сирии ИГИШ воюет не только с правительством Башара Асада, но и с другими группировками, в частности, с проалькаидовской «Фронт ан-Нусра», причем отличается особой жестокостью. Теперь же, по словам бывшего советника по вопросам национальной безопасности Ирака Муваффака аль-Рубаи, территории Восточного Ирака и Западной Сирии становятся одним полем военных действий.
Главные враги ИГИШ – не иностранные оккупанты, а шииты, которые составляют в Ираке большинство населения. Цель – создание исламского государства из Сирии и т.н. «суннитского треугольника» в Ираке, то есть территорий, где сунниты составляют большинство. Во время войны с США сунниты сражались наиболее ожесточенно, так как Хусейн сам был суннитом и всячески покровительствовал единоверцам. Напротив, часть шиитов и курдов временно перешли на сторону США и откровенно мстили суннитам за годы притеснений. В итоге «суннитский треугольник» стал местом непрекращающихся боев и многочисленных военных преступлений.
Теперь, когда американские войска из страны выведены, суннитские группировки вновь перехватили инициативу. «Суннитский треугольник» предполагается полностью очистить от шиитов, при этом шиитов атакуют и в других регионах с целью дестабилизировать обстановку и настроить людей против действующего правительства. Военные успехи следуют один за другим, а по действиям правительства понятно, что никакого четкого плана противодействия боевикам попросту нет. Помимо «отрядов самообороны» премьер аль-Малики предложил ввести режим чрезвычайного положения, подразумевающий предоставление ему дополнительных полномочий. Мотивировка стандартная, мол, серьезность создавшейся ситуации «требует принятия немедленных мер для сохранения национальной безопасности». А что это за меры, не ясно.
Вашингтон же, являющийся прямым виновником всех этих событий, пока лишь выразил свою обеспокоенность. Хорошо известная в России представитель Госдепартамента Джен Псаки так и заявила: «США глубоко обеспокоены событиями, которые в последние два дня происходят в Мосуле». Впрочем, Багдаду уже обещана помощь, однако пока не уточняется – какая. Но, с учетом значительного сокращения военных бюджетов США, вряд ли масштабная. Также заявлено, что Вашингтон «выступает за сильные, скоординированные ответные действия, которые помогут оттеснить захватчиков».
Генсек ООН Пан Ги Мун со своей стороны призывает Багдад сконцентрировать усилия на достижении межрелигиозного взаимопонимания. За расплывчатой формулировкой читается намек: ранее ООН обвиняла шиита Малики в дискриминации суннитского меньшинства, что в итоге усилило позиции террористов. Особенно после того как в апреле прошлого года правительственные войска разогнали лагерь демонстрантов-суннитов в городе Эль-Хувейдж.
Тактика ИГИШ в целом понятна и заключается не только в полном подчинении «суннитского треугольника» с введением там законов шариата, но и в работе на дестабилизацию обстановки в Сирии, где правительственные войска, напротив, демонстрируют успехи. По некоторым данным, оружие, захваченное в арсеналах Мосула, было перенаправлено именно в Сирию, где теперь стоит ожидать активизации действий со стороны боевиков.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ