Что за партия такая?
Партия регионов готова собрать голоса избирателей юга и востока – чтобы снова их предать
Как и в России, на Украине партия власти формировалась долго. При Леониде Кравчуке (1992–1996) о такой партии вопрос вовсе не стоял, как и в первое президентство Леонида Кучмы (1996–2000). Только к парламентским выборам 2002 года был сформирован пропрезидентский блок «За единую Украину» (ЗаЕдУ), из которого вскоре и выделилась Партия регионов.
Статус правящей партии при Кучме она имела совсем недолго – после «оранжевой революции» пришлось становиться оппозицией. Но вскоре «оранжевые» стали прохлопывать все полимеры – и Партия регионов стала расти и крепнуть. На выборах 2006, 2007 и 2011 годов она опережала все остальные «политические силы», причем наращивая свой вес в Верховной раде. Большинства, даже простого, ПР ни разу не получала, но, блокируясь с малыми партиями, постепенно приобрела решающую роль в Раде.
В 2010-м лидер регионалов Виктор Янукович был избран президентом. Заключив соглашения с мелкими фракциями и переманив на свою сторону ряд оппозиционеров, он сумел сформировать правительство во главе со своим сопартийцем Николаем Азаровым. После парламентских выборов 2011 года правительство сохранилось и даже упрочило позиции. Ставленники ПР заняли губернаторские посты (напомним, главы областных администраций на Украине ВСЕГДА назначались центральным правительством)...
В общем, из Партии регионов к 2012 году получилась вполне себе обычная партия власти, собравшая под свои знамена цвет номенклатуры и бизнеса. Так что ничего удивительного, что ее «побратимом» в России стала «Единая Россия». Только вот цемент, скрепляющий партию, оказался плохого качества.
Внятной идеологии у ПР никогда не было. На выборах она опиралась в основном на регионы юга и востока, но притом прокламировала единство страны. Избирателям регулярно обещали защиту русского языка и региональную автономию (как это ранее делал Кучма), а после выборов о своих обещаниях забывали. ПР во главе с Януковичем пыталась продолжать кучмовскую линию балансирования между Европой и Россией, что фактически сделало ее единственной опорой «самостийной» политики – оппозиционные партии были ориентированы на Запад, а пророссийских политических сил на Украине не было с момента распада СССР.
В таком виде Партия регионов дожила до зимы 2013–2014 года. И тут начался евромайдан.
Партизанский отряд полного состава
Евромайдан начался в ноябре прошлого года и поначалу серьезным не выглядел. Сам повод смотрелся как-то странно: президент Янукович и правительство Азарова отложили (не отказались – только отложили) подписание договора об ассоциации с ЕС. Однако вскоре оказалось, что все очень серьезно и напор Майдана 2.0 намного превосходит «оранжевый» Майдан.
Президент и правительство растерялись. Они то пытались разогнать протестующих, то отзывали полицейские силы, попутно их дезавуируя. Направляли против майданных радикалов «Беркут» – и запрещали ему вооружаться. Сурово хмурили брови – и тайком старались договориться с лидерами Майдана... Такое поведение «верхов» в сочетании с нараставшим давлением протестующих фатальным образом сказалось на правящей партии – из нее начали бежать.
Перебежки из лагеря в лагерь – отнюдь не новое слово в украинской политической культуре, там они в порядке вещей. Среди украинских политиков редко найдется человек, не сменивший за время карьеры две-три партии (причем зачастую антагонистические). Политики Украины прекрасно иллюстрируют неполиткорректный анекдот об украинцах: «Что такое украинец? Партизан. Что такое два украинца? Партизанский отряд. Что такое три украинца? Партизанский отряд с предателем».
В Партии регионов было намного больше троих, поэтому бегство с тонущего корабля под командованием Януковича быстро приняло повальный характер. Что, в свою очередь, усугубило растерянность власти, привело к отставке правительства, разгрому центрального офиса партии, капитуляции 21 февраля и государственному перевороту 22–23 февраля – и фактическому развалу партии. Казалось, история Партии регионов закончена.
Но – было одно «но». За десять с лишним лет партия сильно выросла в размерах. Причем включив в себя сливки политической элиты. Которым совсем не хочется уходить в небытие (причем, возможно, не только политическое). Поэтому через месяц с небольшим после переворота Партия регионов сделала попытку вернуться и возродиться.
Смена караула
В ситуации Руины нужен лидер, способный стать авторитетным для миллионов людей, придать своей партии драйв и повести ее на борьбу. В Партии регионов таких отродясь не было
В минувшие выходные Партия регионов собралась на свой очередной съезд. Причем не в Донецке, Харькове, Днепропетровске или Одессе – в Киеве. И прибыли на съезд не только те, кто пытался противостоять Майдану, но и переметнувшиеся в стан победителей. То есть низложенная партия продемонстрировала лояльность новой власти – хотя в речах лидеров и делегатов переворот осудила. А главное, ПР согласилась участвовать в назначенных киевской властью президентских выборах.
Этот шаг партии облегчил ее беглый лидер – в пятницу Виктор Янукович в своем заявлении для СМИ сложил с себя полномочия почетного председателя и сообщил, что покидает ПР. Съезд принял это заявление с явным облегчением, заодно исключив из партии экс-премьера Азарова и еще пятерых бывших партийных руководителей. У ПР появилась возможность говорить, что она начинает с чистого листа.
Чтобы закрепить это впечатление, делегаты поменяли устав, убрав руководящие посты. Самым главным теперь стал ответственный секретарь политсовета (впрочем, на официальном сайте партии есть разъяснение, что он «фактически будет руководителем партии»). А главное, они постарались выбрать оптимальную кандидатуру на этот пост.
Выбор можно считать удачным: депутат Верховной рады Борис Колесников – один из немногих украинских политиков, пока еще не обретший дурной славы. Бывший председатель Донецкого облсовета, он стал известен как инициатор съезда представителей юго-восточных регионов в Северодонецке, пытавшегося остановить «оранжевую» революцию. После победы «оранжевых» был обвинен в сепаратизме и арестован, но вскоре освобожден. Во время президентства Януковича отличился как ответственный за проведение Евро-2012. В ходе майданной эпопеи не стал перебежчиком (хотя и повторять свой «сепаратистский» опыт 2004 года не рискнул). В общем, вполне компромиссная фигура, не слишком раздражающая запад и своя для востока.
Кабы время было мирное, отличный начальник партии. Но в ситуации Руины нужен лидер, способный стать авторитетным для миллионов людей, придать своей партии драйв и повести ее на борьбу. В Партии регионов таких отродясь не было. А тут еще объявленные президентские выборы.
Выборы, выборы...
#{image=792609}В отношении назначенных на 25 мая выборов у Партии регионов нет и не может быть хорошего решения. Если она их признает, то фактически соглашается с правомерностью своего отстранения от власти. Если не признает, рискует полностью выйти в тираж. Как быть? Где меньшее зло?
Регионалы решили обойти вопрос о легитимности выборов и выдвинуть своего кандидата. Претендентов было четверо – депутаты Верховной рады Сергей Тигипко, Юрий Бойко и Олег Царев, а также отставной губернатор Харьковской области Михаил Добкин. Казалось бы, наибольшие шансы должны были быть у Тигипко – на предыдущих выборах он уже был кандидатом, заняв третье место. Но безусловным фаворитом стал Добкин – за него проголосовало 315 делегатов (за Тигипко – 35, за Бойко – 15, за Царева – 1). Почему он?
Кандидат в мэры Харькова Михаил Добкин приобрел всеукраинскую (а также всероссийскую) известность несколько лет назад, когда в интернет попал ролик с записью его предвыборного эфира. Добкин и его начальник штаба Геннадий Кернес вели весьма живописный диалог, мгновенно сделавший их звездами интернета. Политолог Сергей Шмидт, например, в своем блоге неоднократно заявлял, что Допа и Гепа (прозвища Добкина и Кернеса) – самые яркие политики постсоветского пространства. Те выборы Добкин выиграл, а затем был назначен харьковским губернатором – в должности мэра его сменил Кернес.
Во время евромайдана Добкин резко выступал против «рогулей», представая перед журналистами в майке с эмблемой «Беркута». Однако после переворота как-то быстро сник, исчезнув из Харькова (как выяснилось позднее, он эвакуировал свою семью в Россию). Вернувшись на Украину, он был немедленно задержан – и сейчас находится под домашним арестом.
Почему же претендующая на респектабельность партия выбрала своим кандидатом такого экзотического деятеля?
#{ussr}В своем выступлении перед делегатами съезда Добкин заявил: «Объединение страны – это не лозунг, это залог того, что наши дети будут жить в сильном, самостоятельном в своих решениях и заботящемся о своих гражданах государстве».
Многие СМИ сообщили, что он также пообещал вернуть Украине Крым, но в тексте заявления, опубликованном на партийном сайте, такого обещания нет. Зато есть ритуальные хвалы родной партии: «Благодаря ветру перемен, смелости членов ПР, мужеству простых членов ПР, мы наконец-то снова стали партией. То, что сегодня происходило в этом зале, войдет в историю партии навсегда. Это была прямая, честная, откровенная дискуссия на непростые темы в непростое время». И просьба к Тигипко, Бойко и Цареву объединить усилия для победы. И еще несколько принципиально важных моментов.
Первый – констатация катастрофического положения Украины: «С ноября прошлого года Украина напоминает корабль, который потерял управление в бушующем море – порваны паруса, поломан руль, капитан со старпомом сбежали на спасательной шлюпке, на палубе царят хаос и паника».
Второй – неприятие произошедших перемен: «Ветер революции в разное время давал многим народам надежду, но неизбежно приводил к разочарованиям. На революционном фундаменте не построить ни правовое государство, потому что беззаконие порождает только беззаконие, ни сильную Украину, потому что подрыв конституционных основ государственности закономерно ведет лишь к ослаблению страны. Именно этому сегодня мы являемся свидетелями... мы видим, что каждый день из всех возможных сценариев развития ситуации реализуется наихудший».
Третий – сочувственное, но скептическое отношение к перспективам евроинтеграции:
Нельзя обходиться как с дышлом с идеей, за которую по всей Украине по зову сердца вышли на улицы сотни тысяч людей
«Нельзя обходиться как с дышлом с идеей, за которую по всей Украине по зову сердца вышли на улицы сотни тысяч людей, чьи интересы якобы представляет новая власть... Кропотливая, более чем десятилетняя работа украинской дипломатии, которая настойчиво добивалась официального признания европейской перспективы для нашей страны, оказалась перечеркнутой. Какую же выгоду в итоге получила Украина? Снижение таможенных пошлин в Европу сроком на 4 месяца? И это стоило жизни украинцев? Это стоило полного разрушения отношений с Россией, потери 15-миллиардного кредита на выгодных для Украины условиях, доведения цены газа до 500 долларов, других потрясений, которые переживает сегодня страна? Думаю, для любого здравомыслящего человека ответ очевиден. И теперь Украина испытывает жесточайший финансовый кризис».
Еще важнее, о чем Добкин не сказал: о федерации, о русском языке, о Таможенном союзе, об отношениях с Россией. Это значит, что Партия регионов и ее кандидат пытаются вернуться к своей традиционной риторике, надеясь на поддержку востока и юга, но стараясь не раздражать Киев и запад. Раньше такая линия срабатывала, поскольку других вариантов, кроме поддержки «своих сукиных сынов», у восточных и южных регионов не было. Сработает ли сейчас?
Сомнительно. Более того, не факт, что сами регионалы в это верят. Рядом с заявлением Добкина на том же официальном сайте ПР опубликовано заявление депутата Верховной рады и одной из руководительниц партии Анны Герман, в котором она хвалит Виталия Кличко и предрекает ему победу на следующих президентских выборах. Это говорит о том, что вчерашняя партия власти не намерена всерьез бороться за победу 25 мая. Цель ее участия в выборах – вернуться в число системных партий, получить прощение от Майдана.
Поэтому – яркий, но маргинальный Добкин, столь же способный избраться президентом Украины, как Владимир Жириновский – президентом России. Поэтому обтекаемость и двусмысленность. Поэтому «партизанский отряд» собрался снова в полном составе, включая уже изобличенных «перевертышей». Партия регионов готова собрать голоса избирателей юга и востока – чтобы снова их предать.
Наиболее разумным регионалам очевидно, что это тупиковый путь. В частности, Сергей Тигипко по окончании съезда написал: «Я сколько мог боролся для того, чтобы сделать Партию регионов более прозрачной, более демократичной. Чтобы рядовые члены партии могли говорить свободно и чтобы она слышала своих избирателей. К сожалению, это не получилось. Если партия недемократична, она обязательно вырастит следующего Януковича. Сегодня для меня это не партия, а частное предприятие». Тем не менее, нельзя исключать, что у отставной партии власти комбинация может получиться. Хотя есть еще один фактор, который может изменить расстановку сил.
Фактор Царева
#{interviewpolit}Среди тех, чьи кандидатуры рассматривал съезд ПР, был человек, которого там не было – депутат Верховной рады Олег Царев. В воскресенье он написал в своем блоге: «Я не поехал вчера на съезд Партии регионов, на котором выдвигалась кандидатура от партии на президентские выборы. Я не рассчитывал на голоса в мою поддержку. Моя команда сейчас на антимайданах. Но один человек проголосовал за меня. После съезда несколько человек мне перезвонили и сообщили, что это были они...»
Царев выдвинул свою кандидатуру в президенты Украины, не дожидаясь партийного съезда. При этом накануне съезда он выступил на политсовете партии и заявил, что Партия регионов, фракция в парламенте виноваты перед своими избирателями. «Это мы не сумели остановить Виктора Януковича, когда он перестал выполнять предвыборные обещания избирателям. Ничего не было сделано для защиты русского языка и русскоговорящих жителей Украины, для экономической интеграции Украины с Россией.
Во время президентской избирательной кампании одним из пунктов программы было Единое экономическое пространство и Таможенный союз. Более того, президент даже собирался подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, которое фактически уничтожило бы независимость страны и ее экономику».
«Я выступал против подписания соглашения вразрез с партийной линией и позицией президента, – пишет Царев в своем блоге. – Но я не снимаю и с себя ответственности за действия всей фракции и партии. Фракция Партии регионов в Верховной раде фактически частично легализовала нынешнюю власть, они голосовали за назначения Турчинова, Яценюка, ввод войск НАТО на Украину... Я не голосовал за эти назначения, говорил, что за эти кандидатуры нельзя голосовать. Без голосов регионалов эти решения приняты бы не были».
В отличие от официального кандидата ПР, депутат Царев не скрывает своего отношения к происходящему на юге и востоке страны: «Сегодня жители юго-востока восстали против действующей власти. Партия регионов, фракция в ВР бросили своих избирателей. Я считаю, что с действующей властью вести переговоры бессмысленно. А сотрудничать с действующей нелегитимной властью преступно!»
Заявление Олега Царева завершается призывом к Партии регионов поддержать его кандидатуру на президентских выборах – вряд ли стоит удивляться, что призыв остался без ответа.
Днепропетровский физик, затем предприниматель, а затем депутат Олег Царев стал известен во время евромайдана как один из самых решительных антимайданщиков. Как и большинство участников этих событий, своей известностью он обязан интернету: после переворота активисты «Правого сектора*» приехали к нему домой «разбираться», и ролик с записью этой беседы стал одним из хитов сезона: депутат проявил редкую для политиков выдержку, самообладание и чувство собственного достоинства.
На Украине он считается пророссийским, хотя неизменно подчеркивает свою приверженность единству и независимости страны. Его решение участвовать в президентских выборах 25 мая внутренне противоречиво, поскольку Царев неоднократно говорил о незаконности переворота, нелегитимности назначенных выборов и о необходимости принятия новой конституции как предварительного условия любых выборов. Сам он это противоречие сознает, о чем говорит публично, но кандидатуру выдвинул, чтобы не дать возможности пренебречь мнением регионов Новороссии.
Насколько велики его шансы? Хватит ли ресурсов? Рискнут ли киевские правители не допустить его к выборам? Смогут ли они вообще провести эти выборы? И не убьет ли кампания единственного перспективного лидера русскоязычной Украины? Все эти вопросы (как и любые вопросы о ближайшем будущем Украины) не имеют однозначных ответов.
Одно ясно: сохранить прежний политический ландшафт Украины, как того явно хотелось бы украинскому «политикуму», включая Партию регионов, уже не получится. А вот хорошая ли это новость или плохая – науке пока не известно.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ