США приветствуют объявление об освобождении всех лиц, задержанных в ходе протестов евромайдана, и одобряют решение оппозиции освободить занятые административные здания – такие сообщения со ссылкой на официальное заявление Госдепа появились в украинских СМИ в ночь на субботу.
Я хочу сохранить государство, хочу возобновить стабильное развитие
Весь день накануне стороны политического конфликта демонстрировали миролюбие.
«Я хочу сохранить государство, хочу возобновить стабильное развитие», – заявил президент Украины Виктор Янукович в интервью телеканалу «Интер» в пятницу вечером.
Именно этим желанием, по его словам, и было продиктовано личное распоряжение отпустить нескольких задержанных активистов Майдана, продолжавших находиться под стражей.
В пятницу же оппозиционный «Штаб национального сопротивления» подтвердил: последний из 234 активистов киевского Майдана Дмитрий Полтавец (задержанный во время «боев» с милицией и «Беркутом» на улице Грушевского 23 января) был отпущен из-под ареста.
234 человека – о таком количестве задержанных во время акций протеста по всей Украине ранее заявил генпрокурор Виктор Пшонка. В свою очередь, депутат Верховной рады от оппозиционной партии «Батькивщина» Сергей Соболев, выступая накануне в эфире поддерживающего Майдан «5 канала», заявил о 2,5 тыс. задержанных активистов.
Впрочем, признал депутат, все они в данный момент «освобождены и находятся или под домашним (полным или частичным) арестом, или на поруках у депутатов – следует признать факт, что все они не находятся в местах лишения свободы».
Уже после того как интервью Януковича «Интеру» вышло в эфир, в оппозиционной фракции «Батькивщина» (которую, напомним, возглавляет один из лидеров Майдана Арсений Яценюк) сообщили, что активисты начали деблокировать главную «горячую точку» украинской столицы – улицу Грушевского – и стали покидать здание киевской мэрии, которое было «оккупировано» протестующими еще 1 декабря прошлого года.
Итак, после того как Янукович пошел на уступки, Майдан выполнил одно из требований так называемого закона об амнистии, принятого Верховной радой 29 января по инициативе представителя украинского президента в парламенте, депутата от «Партии регионов» Юрия Мирошниченко.
В законе оговаривалось, что освобождение участников массовых беспорядков возможно при условии снятия блокады с правительственного квартала на улице Грушевского и освобождения захваченных административных зданий. В законе был установлен крайний срок выполнения этих требований – 17 февраля; оппозиция же исполнила условия власти на три дня раньше, хотя ранее лидеры Майдана настаивали на освобождении «революционеров» без каких-либо условий и впоследствии назвали закон Мирошниченко «законом о заложниках».
Как заметил упоминавшийся выше депутат от «Батькивщины» Сергей Соболев, решение о компромиссе принято участниками акции на киевском Майдане коллективно и будет выполняться всеми представленными там организациями.
«Просто «троллят»
Переговоры оппозиции с властями в штыки восприняла экс-премьер Юлия Тимошенко, находящаяся в заключении. В интервью киевскому изданию «Зеркало недели» Тимошенко заявила буквально следующее: «Реальные переговоры между властью и оппозицией сегодня не ведутся. Оппозицию, Майдан и лидеров демократического западного мира сейчас просто «троллят» словом «переговоры» и таким образом растворяют... Народное Восстание». По словам Тимошенко, когда она «просила выйти из переговорного процесса, то имела в виду, что его в принципе не существует, и не надо заставлять честных и открытых украинцев верить в этот блеф».
Впрочем, и нынешние вожди Майдана, похоже, стремятся не столько к компромиссу, сколько к тому, чтобы «додавить» Януковича.
Лидер партии УДАР Виталий Кличко, выступая в пятницу на митинге в Черкассах (уже после того, как власти отпустили более 50 задержанных в ходе беспорядков в этом областном центре), заявил: «Сегодня освободили под домашний арест последних пятерых ребят. Я с ними встречался, и все как один сказали, что их не запугать и они будут бороться дальше. Надо собираться во всех городах на площадях каждый день. Надо заставить эту власть выполнить требования людей. Я уверен, мы победим. Главное – не бояться и бороться. Когда нас миллионы и мы выступаем вместе, этот режим не спасут никакие титушки с беркутами».
В этот уик-энд два «умеренных» члена триумвирата лидеров Майдана – Кличко и Арсений Яценюк – должны вылететь в Германию – на понедельник запланирована встреча оппозиционеров с канцлером Ангелой Меркель. Официальный представитель Меркель Штефан Зайберт заявил, что «во время переговоров будет идти речь, в частности, о возможных путях урегулирования конфликта» на Украине – при этом встреча будет проходить в закрытом для СМИ режиме, и пресс-конференция Меркель после этого также не предусмотрена.
В свою очередь Арсений Яценюк в сопровождении своего заместителя Александра Турчинова (экс-главы СБУ и первого вице-премьера в кабинете Тимошенко) на минувшей неделе встречался с самой Тимошенко в харьковской больнице. В прессе широко обсуждался инцидент во время этого визита – Яценюка, как известно, облил зеленкой один из противников Майдана, однако практически незамеченной осталась цель самого посещения, состоявшегося с согласия властей.
Как заявил агентству УНН политический аналитик Павел Нусс, это свидание – «еще один факт, который подтверждает информацию о тайной встрече главы администрации президента Андрея Клюева с Юлией Тимошенко». Эксперт считает, что после «этой встречи следует ожидать деэскалации напряжения внутри парламента, который должен подготовиться к формированию технического правительства, которое впоследствии станет коалиционным».
Заметим, что именно о формировании «многопартийного технического правительства с подлинным разделением полномочий» идет речь в официальном заявлении Госдепа США – к созданию такой коалиции американское внешнеполитическое ведомство призывает власти Украины. «Мы также серьезно обеспокоены ростом запугивания... организаций гражданского общества на Украине, которые выступают за основополагающие принципы демократии и должного управления», – предупреждают в Госдепартаменте.
Янукович: «Вопрос о федерализации не своевременен»
Еще одна важная уступка оппозиции, на которую, по всей видимости, пошел Янукович, – прозвучавшая из его уст критика идеи федерализации Украины, которую в момент эскалации политического противостояния в Киеве выдвинули на Юго-Востоке, в том числе те, кто поддерживает «Партию регионов».
В эфире телеканала «Интер» президент заявил, что вопрос введения федеративной модели государственного устройства Украины не своевременен. «Эта идея давно бродит по политическим коридорам, и в обществе идет дискуссия. Сейчас не время», – отметил президент.
В то же время в Крыму, который в последние недели позиционировал себя как главный оплот «антимайдановских» сил, вопрос о расширении полномочий автономии был поставлен на самом высоком уровне. В минувшую среду спикер Верховного совета автономной республики Владимир Константинов, выступая на Всеукраинском форуме областных советов и ВС Крыма, который проходит в Ливадийском дворце, заявил, что нынешняя модель крымской автономии полностью себя исчерпала.
В форуме, отметим, приняли участие представители 18 областей Украины за исключением представителей Запада – Волынского, Закарпатского, Ивано-Франковского, Львовского, Ровенского, Тернопольского, Черновицкого, Винницкого областных советов, проигнорировал форум и Киевский городской совет.
В ходе этих событий на Майдане, отметил крымский спикер Константинов, «выяснилось, насколько слабыми оказались позиции центральной власти». «Конечно, не будь ошибок власти, раздуть пожар протестов никто бы не смог, – подчеркнул глава парламента автономии. – Но не будь зарубежного вмешательства – кризис не зашел бы так глубоко».
По мнению Константинова, помочь в сложившейся ситуации может децентрализация власти. Достаточно категорично Константинов высказался и относительно правового статуса Крыма. «Могу ответственно заявить, что нынешняя модель крымской автономии, заложенная в Конституции Украины и в нашей Конституции образца 1998 года, полностью себя исчерпала, – заявил он. – Мы хотим совершенно другой автономии. Нам следует вернуться к ряду параметров первой половины 90-х годов».