В понедельник президент Израиля Шимон Перес заявил о готовности властей страны рассмотреть возможность присоединения к Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Так он прокомментировал заявления Сирии о намерении уничтожить свои химические арсеналы. Как передает Russia Today, слова Переса прозвучали в Гааге, где находится штаб-квартира ОЗХО. «Я уверен, что наше правительство рассмотрит этот вопрос очень серьезно», – заверил глава еврейского государства.
Если химическое оружие в Сирии будет уничтожено – почему нет?
Напомним, Израиль еще в 1993 году подписал конвенцию о химоружии, но до сих пор ее не ратифицировал. Не присоединились к ОЗХО также Мьянма, Ангола, Египет, Северная Корея и Судан. Что касается ядерного разоружения, то правительство Израиля никогда не говорило открыто о наличии ядерного арсенала в стране. Министр разведки Юваль Штайниц недавно заявил, что его страна готова обсуждать этот вопрос только после того, как на Ближнем Востоке разрядится ситуация.
Отметим, что роль Переса в израильской политике носит скорее церемониальный характер, но он пользуется большим авторитетом на международной арене. На это же указал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
«Шимон Перес – человек крайне престарелый, за свои слова, да и за действия он не отвечает последние лет 25. Это хорошо известно по так называемому процессу в Осло. И до того момента, когда сирийское химическое оружие окажется историей, он просто не доживет. Что касается вопросов о том, как будут реальные руководители страны на это смотреть, если химическое оружие в Сирии будет уничтожено – почему нет?» – заявил Евгений Сатановский.
Эксперт считает, что если оружие и будет уничтожено, то только в будущем, по принципу взаимности. «Заметьте, Израиль заявил о том, что присоединится к конвенции по химическому оружию, после того как химическое оружие в Сирии будет уничтожено. Здесь речь идет не о намерениях, а о результатах. Химическое оружие в Израиле появилось в ответ на поставки химического оружия в Сирию и Египет из СССР, так что здесь принцип взаимности вполне может быть соблюден», – сказал он.
По его словам, премьер-министр Биньямин Нетаньяху как представитель реальной власти на этот счет вряд ли выскажется. «Премьер на эту тему не высказывался и высказываться не будет, поскольку является действующим политиком, а не играет роль британской королевы, которая царствует, но не правит», – считает эксперт.
«Шимон Перес говорит много малоосмысленных вещей, в Израиле его функция состоит в том, чтобы подписывать помилования и гладить по голове пионеров, никаких других функций у него нет. Поскольку человек он достаточно активный, он позволяет высказываться себе в рамках чего угодно с серьезным лицом, и, поскольку должность его называется «президент», все те, кто не учитывает реальный статус этой позиции, относятся к нему серьезно. Мое личное отношение к Пересу при хорошем знании его и израильской действительности характеризуется старой русской поговоркой «Мели Емеля – твоя неделя», – сказал Сатановский.
Эксперт не считает инициативу Переса проявлением внешнеполитического лукавства. «Перес – человек, безусловно, лукавый и хитрый, но только во внутренней политике. Во внешней же он зарекомендовал себя абсолютным болваном, о чем говорят те же соглашения в Осло, чрезвычайно вредные и убыточные для Израиля и при этом полезные для самого Шимона Переса. Поэтому у Переса здесь лукавства не было. Что касается моего личного отношения к израильскому оружию как человека, не являющегося гражданином Израиля, то я считаю, что на сегодняшний момент он по качественным показателям является страной, входящей в первую тройку. Целый ряд программ, которые разрабатывали США и СССР, присутствуют только у Израиля, и, насколько можно судить, Израиль добился в этих программах значительного успеха», – добавил он.
О том, каковы могут быть запасы израильского ядерного оружия, рассказал в понедельник в интервью американскому телеканалу ABC глава МИД Ирана Джавад Зариф. По его словам, еврейское государство обладает по меньшей мере 200 ядерными боеголовками. А Сирия обзавелась своим химическим оружием именно в качестве средства сдерживания в ответ на ядерное оружие Израиля.
Напомним, на прошлой неделе Совбез ООН принял резолюцию, которая обязывает Дамаск уничтожить все запасы своего химического оружия, а также обеспечить международным инспекторам беспрепятственный доступ в страну.
По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, президент России Владимир Путин после встречи с главой США Бараком Обамой на саммите «большой двадцатки» в Санкт-Петербурге в начале сентября поставил задачу уничтожить все остающиеся в мире запасы химоружия. «Эту ключевую задачу – сделать все, чтобы ту часть химических запасов, которая еще остается в мире, обезвредить, взять под международный контроль и впоследствии уничтожить, – поставил президент после разговора с Бараком Обамой в Санкт-Петербурге», – сказал глава МИД России в интервью газете «Коммерсант».
По его словам, Россия готова «участвовать во всех компонентах предстоящей операции – в инспекционной деятельности, в административных структурах, которые могут быть созданы для координации действий между ООН и ОЗХО на месте, и в структурах, которые, наверное, придется создавать для обеспечения безопасности в поддержку сирийских правоохранительных органов». По его словам, Россия в любом случае будет участвовать в операции финансово.
Определять, что из сирийского химоружия нужно уничтожать в Сирии, а что за рубежом, будут инспекторы Организации по запрещению химического оружия, заявил Лавров. «Это предстоит решить профессионалам. Они должны увидеть все своими глазами и определить, какие отравляющие вещества могут быть уничтожены на месте и что для этого потребуется. Возможно, у сирийцев есть годящиеся для этого мощности, в чем я, впрочем, сомневаюсь», – сказал министр.
Между тем немецкая пресса выяснила подробности поставок в Сирию после начала конфликта компонентов для производства зарина. Как сообщает телерадиокорпорация ARD, в период с 1998-го по 2011 год из Германии в Сирию были поставлены 350 тонн химикатов «двойного назначения», вывоз которых, по нормам ЕС, запрещен без санкции властей страны.
В частности, речь идет о 270 тоннах солей фтористоводородной кислоты. Поставленные вещества могут применяться при производстве зарина, хотя только их для получения этого боевого отравляющего вещества недостаточно. Ранее также стало известно, что компоненты «двойного назначения» в Сирию поставляла и Великобритания.