Самолет президента Боливии Эво Моралеса, несколько часов остававшийся в Вене, наконец смог продолжить путь.
Самолет – это, по сути, кусочек суверенной территории
Ранее о том, что борт в скором времени сможет взлететь, сообщил по итогам встречи с боливийским лидером президент Австрии Хайнц Фишер. «Насколько мне известно, маршрут полета урегулирован. Воздушное пространство Испании для него открыто», – сказал он.
А вице-канцлер Австрии Михаэль Шпинделеггер позднее сообщил, что власти страны обыскали президентский лайнер, но Эдварда Сноудена на борту не обнаружили. «Я не видел, но мои люди осмотрели самолет и никого, кроме боливийских граждан, там не увидели», – цитирует его слова РИА «Новости».
Однако представитель МВД Австрии Карл-Хайнц Грундбек утверждает, что обыска не было. «У нас не было правовых оснований для обыска», – пояснил он, добавив, что пассажиры лайнера лишь прошли паспортный контроль.
Дипломатичный перехват
Напомним, Моралес возвращался домой из Москвы, где принимал участие в форуме стран – экспортеров газа. Его самолет, выполнявший рейс в Ла-Пас, произвел незапланированную посадку в аэропорту Вены после того, как власти Франции и Португалии запретили ему пролет над своей территорией. Они опасались, что на его борту мог находиться бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден.
Позднее к запрету присоединилась Испания, заявившая, что она позволит президентскому лайнеру проследовать над территорией страны и совершить техническую посадку на Канарских островах лишь в случае, если Моралес позволит обыскать свой самолет.
Условие Мадрида вызвало негодование боливийских властей, обвинивших Европу в покушении на жизнь Моралеса. «Мы намереваемся выступить перед международным сообществом с осуждением несправедливости по отношению к президенту Эво Моралесу. Речь идет о дискриминации, в результате которой под угрозу была поставлена жизнь президента», – приводит ИТАР-ТАСС слова министра иностранных дел Боливии Давида Чокеуанка Сеспедеса, назвавшего ложью информацию о том, что Сноуден находится на данном борту.
«Совершили покушение»
Вскоре за Моралеса вступились и страны Латинской Америки.
«Призываем все страны Латинской Америки и Карибского бассейна высказаться против этого беззакония», – заявил глава МИД Венесуэлы Элиас Хауа.
Он подчеркнул, что французские и португальские власти, не знавшие о том, какой запас горючего у самолета Моралеса, по сути дела «совершили покушение на главу суверенного государства». Венесуэльские власти «возлагают на правительство Соединенных Штатов и на все правительства, которые отказали в разрешении на пролет президентского самолета, ответственность за жизнь Эво Моралеса».
В свою очередь министр иностранных дел Эквадора Рикардо Патиньо заявил, что его страна созовет экстренное совещание Союза южноамериканских наций (UNASUR) в связи с ситуацией. По его словам, действия Франции и Португалии представляют собой «огромное оскорбление».
А президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер назвала действия европейских государств «невозможной безнаказанностью». «Окончательно все сошли с ума. Глава государства и его самолет обладают полным иммунитетом. Такая степень безнаказанности невозможна», – написала президент в своем Twitter.
Как следует из ее сообщений, Моралес рассказал ей о сложившейся ситуации и о том, что испанские власти просят предоставить доступ к его президентскому лайнеру. «Я не позволю, чтобы обыскивали мой самолет. Я не вор», – приводит слова Моралеса Киршнер.
Кроме того, Киршнер подтвердила, что в ближайшее время будет созвана внеочередная встреча UNASUR, куда входит 12 государств. «Завтра (в среду) будет длинный и сложный день. Спокойствие. У них ничего не выйдет», – написала президент.
С критикой действий Евросоюза выступил и генеральный секретарь Организации американских государств Хосе Мигель Инсульс. Руководитель организации указал, что имело место «недостаточное уважение к высшему руководству страны».
«Глава ОАГ выразил глубокое разочарование решением авиационных властей ряда европейских стран. Подобные действия поставили под угрозу безопасность руководителя страны, входящей в организацию», – говорится в его заявлении.
Сам Моралес, комментируя журналистам произошедшее, заявил, что если бы он принял решение развернуть самолет назад в Россию, то появились бы слухи о том, что Сноуден действительно находится на борту и «мы решили вернуть его обратно». «Поэтому мы и приземлились в Вене», – рассказал он.
По словам президента, допуск экс-сотрудника ЦРУ на борт № 1 изначально был невозможен. Моралес также сообщил, что минувшей ночью посол Испании в Австрии предпринял попытку добиться проверки самолета. «Он спросил меня, не хочу ли я его угостить чашечкой кофе в самолете, и мы поняли, что они хотят проконтролировать борт», – объяснил он.
Как подчеркнул Моралес, проверка государственного борта посторонними лицами неприемлема в международной практике. «Для нас этот аспект важен, никто не имеет права контролировать», – добавил он.
«Дипломатический иммунитет распространяется на самолеты глав государств. Однако каждое государство имеет право руководствоваться своими интересами и законами на своей территории и в воздушном пространстве. Поэтому всякое государство имеет право свое пространство закрывать хоть для гражданского самолета, хоть для президентского. Поэтому они имели полные основания заранее предупредить, что они не пускают самолет в свое воздушное пространство», – пояснил ситуацию газете ВЗГЛЯД профессор Дипломатической академии МИД Александр Вавилов.
Однако настаивать на досмотре борта № 1 никто не имеет права. «Самолет – это, по сути, кусочек суверенной территории. Поэтому Испания и поставила такое условие: мол, если вы согласны, тогда прилетайте. Но, естественно, такой досмотр будет ударом по суверенитету государств, поэтому президент Боливии на это и не согласился», – добавил эксперт.