О смерти первого чернокожего президента ЮАР, нобелевского лауреата Нельсона Манделы в ночь на пятницу объявил действующий президент этой африканской страны Джейкоб Зума.
Мандела войдет в историю потому, что режим апартеида был одним из самых одиозных режимов второй половины XX века
«Мандела ушел из жизни в возрасте 95 лет в своем доме в Йоханнесбурге. Последние несколько месяцев он боролся с осложнениями после легочной инфекции», – сообщил он.
Напомним, в начале июня Мандела был госпитализирован с очередным обострением легочной инфекции в «тяжелом, но стабильном состоянии». Косвенно в этом было виновато и его многолетнее тюремное заключение, во время которого Мандела заболел туберкулезом. В сентябре он был выписан из больницы и находился в своем доме под опекой команды врачей. В ноябре правительство ЮАР подтвердило, что он находится в стабильно критическом состоянии.
Мировые лидеры приносят соболезнования близким экс-президента и стране в целом, отмечая его роль в истории. «Он достиг большего, чем мог надеяться достичь человек. Он был одним из самых влиятельных и отважных в мире людей. Нельсон Мандела принадлежит не нам, а вечности», – заявил, в частности, президент США Барак Обама.
«Многие по всему миру черпали вдохновение из его борьбы за человеческое достоинство, равенство и свободу. Он глубоко вошел в наши сердца. В то же время, никто в наше время не отдал больше, чем он, ради ценностей и чаяний всех Объединенных Наций», – в свою очередь подчеркнул генсек ООН Пан Ги Мун.
«Нельсон Мандела стоял и стоит в одном ряду с такими борцами за свободу и независимость, как Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Гамаль Абдель Насер и другими великими деятелями национально-освободительных движений 20-го века. Память о нем, о его жизни, о его выборе, о его стойкости, о том, что можно оставаться Человеком в самых сложных ситуациях, о настоящей любви к своей стране навсегда должна сохраниться в наших сердцах», – заявил РИА «Новости» специальный представитель президента РФ по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов.
Похороны Манделы, как ожидается, состоятся не ранее чем через неделю в деревне, где он родился 95 лет назад, передает в пятницу телеканал CNN со ссылкой на источники в южноафриканском правительстве. Как сообщили источники, в течение трех-четырех дней тело Манделы будет доставлено в военный госпиталь и забальзамировано. Панихида по экс-президенту пройдет на футбольном стадионе в Йоханнесбурге, где в 2010 году состоялась финальная игра чемпионата мира. Ожидается, что на церемонии будут присутствовать главы ряда государств.
Затем из Йоханнесбурга, где скончался Мандела, его для прощания перевезут в столицу страны Преторию. Тело Манделы под прозрачным куполом будет помещено в резиденции южноафриканского правительства. На следующей неделе, вероятно, 12 или 13 декабря, военный самолет доставит тело первого чернокожего лидера ЮАР в деревню Куну, где он родился и которую просил сделать местом последнего упокоения. Похороны, которые будут организованы на государственном уровне, также посетят многие мировые лидеры.
Для родственников и друзей Манделы отдельно пройдет частная церемония похорон.
Первый чернокожий
Мандела стал первым чернокожим президентом Южно-Африканской Республики. Он родился 18 июля 1918 года. В 1952 вместе с Оливером Тамбо, лидером Африканского национального конгресса (АНК) в изгнании, открыл первую африканскую юридическую фирму в Йоханнесбурге.
Политикой 25-летний Мандела занялся в 1944 году – с основания Молодежной лиги АНК. Он был среди тех членов АНК, которые уже тогда боролись с политикой апартеида правящей Национальной партии. Мандела возглавил движение за ненасильственное сопротивление дискриминационным законам, а в 1953-м был избран президентом трансваальского отделения АНК.
В конце 1953 года власти запретили ему выступать на публичных мероприятиях в течение двух лет и возобновили этот запрет на пять лет в 1956 году. В этом же году Манделу обвинили в государственной измене. Его оправдали в 1961 году. Но уже к 1960-м Мандела стал признанным лидером АНК. После бойни в Шарпевиле в том же году и запрета АНК и Панафриканского конгресса Мандела сформировал боевое крыло АНК – Умконто ва сизве (Копье нации), которая провела акты саботажа в Кейпе.
Член АНК Вулфи Кадеш объяснил цели кампании таким образом: «С 16 декабря 1961 года мы должны были начать взрывать символичные места апартеида, такие как паспортные столы, местные мировые суды..., отделения почты и... правительственные учреждения. Но это нужно было делать таким образом, чтобы никто не пострадал, никто не был убит». В будущем Мандела отзывался о Вулфи следующим образом: «Его познания в вопросе ведения войны и его непосредственный боевой опыт были крайне полезными для меня».
Мандела также планировал и прямую партизанскую войну против правительства и военных в случае неудачи тактики саботажа. Манделе удалось привлечь деньги за рубежом и организовать вневойсковую подготовку для активистов боевого крыла.
По мнению Манделы, вооруженная борьба стала последней мерой. Годы репрессий убедили его в том, что ненасильственная борьба с режимом апартеида не принесла и не могла принести освобождения.
В 80-х годах, когда Мандела уже был давно в тюрьме, «Умконто ве сизве» развернула масштабную партизанскую войну, в ходе которой пострадало много сугубо гражданских лиц. По признанию Манделы, АНК стал также грубо нарушать права человека, как и власти. «Мы решили взяться за оружие потому, что единственный альтернативный вариант был сдаться и подчиниться рабству», – написал Мандела в своей автобиографии «Мандела как он есть».
В середине 1962 года Мандела попал в тюрьму. В 1963 году Мандела и другие руководители Умконто были обвинены в заговоре с целью свержения власти. Еще через год Манделу приговорили к пожизненному заключению. После этого он на 27 лет остался за решеткой, оставаясь при этом символом борьбы чернокожих за свои права. При этом за десятилетия в тюрьме он не изменил своим принципам и даже отказался подать апелляцию о смягчении наказания.
В то время как Мандела сидел в тюрьме, лидером движения сопротивления оставалась его жена Винни. Однако в конце 1988 года по ее репутации был нанесен удар, когда несколько ее телохранителей похитили и избили четырех черных юношей, одного из которых позже нашли мертвым. Впоследствии он с ней развелся.
В феврале 1990 года, на волне реформ правительство освободило Манделу и легализовало АНК. В середине 1990-х Мандела совершил триумфальное турне по другим странам Африки, а также Европы, Северной Америки, был принят главами государств, которых он призвал к продолжению экономических санкций против Южной Африки. В 1990-м Мандела как лидер оппозиции начал обсуждение проекта новой конституции с южноафриканским президентом де Клерком.
В декабре 1991-го Мандела и де Клерк созвали межрасовую и многопартийную конференцию для выработки конституции. Неоднократно прерывавшиеся и возобновлявшиеся переговоры успешно завершились в феврале 1993-го созданием переходного правительства, в котором АНК и Национальная партия становились партнерами на пять лет начиная с мая 1994-го.
#{interviewpolit}В июле 1993-го Мандела совершил визит в США уже вместе с де Клерком. В октябре оба они стали лауреатами Нобелевской премии мира.
На первых южноафриканских демократических выборах депутатов новой Национальной ассамблеи в конце апреля 1994-го АНК завоевал почти 63% голосов. Мандела был избран президентом Национальной ассамблеи.
В 1996-м в стране была принята новая конституция, основанная на принципе разделения власти между расами. Она гарантировала всем южноафриканцам равные права независимо от расовой принадлежности, пола, религиозных убеждений или сексуальной ориентации.
Тем не менее, в конце 1990-х годов рост преступности и экономические проблемы вызвали широкомасштабную эмиграцию белого населения. Оставаясь на посту президента до общенациональных выборов 1999-го, Мандела в декабре 1997-го оставил пост лидера АНК, уступив его своему преемнику Табо Мбеки.
Его прощальное обращение к 50-й национальной конференции партии содержало нападки на Национальную партию и на контролируемые белыми средства массовой информации. Последние годы Мандела оставался символом перемен. Он был желанным гостем на международных форумах. По мнению многих политиков, его жизненный опыт доказал, что даже усилия одного человека могут с течением времени привести к переменам, которые коснутся миллионов людей.
Мандела не озлобился
Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов признал, что Нельсон Мандела, безусловно, фигура мирового масштаба.
«Это человек удивительной биографии, просидевший 27 лет в тюрьме при режиме апартеида, вышедший из нее и ставший президентом. Он способствовал трансформации своей страны. Что главное, пожалуй – за годы несправедливого заключения он не озлобился, а сумел организовать такой переход Южной Африки к новой системе, который не превратился в сведение счетов с белым меньшинством, чего многие опасались. В этом, пожалуй, главная его заслуга. Он понял, что личные его обиды – это одно, а судьба государства, экономики Южной Африки очень зависит от того, чтобы переход был плавным», – сказал Лукьянов газете ВЗГЛЯД.
По словам Лукьянова, Мандела обеспечил укоренение в ЮАР демократии, «и при том наследии, которое у них было, эта вещь была достаточно сложной». «Мандела войдет в историю потому, что режим апартеида был одним из самых одиозных режимов второй половины XX века, когда постепенно уходили разного рода дискриминационные системы. Принцип, на котором была построена ЮАР, выглядел вопиющим, противоречащим всем нормам цивилизованного современного общества», – отметил эксперт.
Что касается Фредерика де Клерка, то Федор Лукьянов считает, что этот человек сыграл не меньшую роль, так как «от имени правящего меньшинства понял, что гораздо важнее организовать плавный и мирный переход власти, чем за нее цепляться». «В этом смысле у Манделы был хороший спарринг-партнер и просто хороший партнер по этой трансформации. Мандела останется в истории более крупной фигурой, но де Клерку, безусловно, есть чем гордиться и потомкам есть за что его благодарить», – считает Лукьянов.
«Его можно назвать мессией»
Бывший спецпредставитель президента России по контактам с лидерами африканских государств, директор института Африки РАН Алексей Васильев считает Нельсона Манделу «самым великим лидером XX века».
«Все остальные лидеры в той или иной степени, вольно или невольно, выросли на крови, а этот человек, который пережил ужасы заключения, поднялся выше желания отомстить, выше законной ненависти к своим мучителям и смог произвести в ЮАР совершенно бескровную революцию, которая объединила белых и черных», – сказал Васильев газете ВЗГЛЯД.
По словам Васильева, Мандела спас свою страну от гражданской войны. Это особенно заметно на фоне двух соседних стран – Анголы и Мозамбика, которые когда-то были процветающими.
«Гражданская война превратила их в ад, и сейчас они только-только оправляются, а в ЮАР уже создается новое общество. Это все наследство Нельсона Манделы. Это выдающийся человек не только для своей страны. Его можно назвать мессией или пророком. Его наследие – это прекрасно развивающаяся страна. У страны есть свои проблемы, некоторые из них пришли из прошлого, но страна избежала кровопролития благодаря прозорливости, честности и высочайшим человеческим качествам этого лидера», – подытожил Васильев.