На следующий день после судьбоносного для Вячеслава Быкова и всего российского хоккея решения исполкома ФХР экс-наставник национальной команды в интервью газете ВЗГЛЯД проанализировал причины неудачи на чемпионате мира и своей последующей отставки.
Нам нужен был один день отдыха между Канадой и Финляндией
ВЗГЛЯД: Вячеслав Аркадьевич, почему все-таки не получилось диалога на исполкоме ФХР? Ведь вы шли на него с конкретной программой, которую изложили накануне.
Вячеслав Быков: Я считаю, что решение было принято еще до исполкома.
ВЗГЛЯД: То есть было, по сути, не важно, что вы там скажете?
В.Б.: Я думаю, да.
ВЗГЛЯД: Возможно, члены исполкома ожидали, что вы публично признаете некоторые свои ошибки, будете извиняться перед ними...
В.Б.: А я публично говорил, что были причины поражений... Не скрывал и не собираюсь скрывать... Без ошибок сложно обойтись как игроку, так и тренерскому штабу.
ВЗГЛЯД: Как вы теперь сами считаете, ваше совмещение двух постов в сборной и в «Салавате Юлаеве» не сказалось отрицательно на сборной?
В.Б.: Я считаю, нет. Но у кого-то может быть другое мнение. Совмещение дало мне возможность проверки различных тренерских методик, тактических схем и наработок. Для нашего штаба это, наоборот, было очень практично. А в остальном это все зависит от организации труда. У нас было два не зависимых друг от друга штаба, все было отработано до мелочей, люди исполняли определенные задачи... Для меня лично никакой проблемы в этом не было, так как, еще раз повторяю, это зависит от правильной организации труда.
ВЗГЛЯД: Если оглянуться назад, вы изменили бы что-то в подготовке сборной к играм чемпионата мира? Может, после матча с Канадой?
В.Б.: Единственное – нам нужен был один день отдыха между Канадой и Финляндией. Собственно, Международная федерация хоккея уже внесла изменения в календарь, потому что это нелогично – не делать перерыва между четвертьфиналом и полуфиналом. Лучше делать паузу здесь, чем перед финалом, так как после четвертьфинала команды начинают биться за медали, и им нужна пауза – всем четырем командам.
ВЗГЛЯД: А то, что вы давали разгрузку после важных матчей, проводили тренировки по желанию, вы считаете правильным?
В.Б.: Вы знаете, с нами можно спорить, сомневаться в наших методиках. Но мы имели опыт подведения команды к решающим матчам. И здесь важно чувствовать ситуацию, в которой находится команда: каково ее эмоциональное, психологическое и физическое состояние. В зависимости от этого строится подготовка... Мы убеждены, что решение заменить лед на землю было правильным (сборная проводила тренировки на открытом воздухе – прим. ВЗГЛЯД).
ВЗГЛЯД: Виктор Тихонов считает, что тренеров сборной должно быть трое плюс тренер вратарей. Кроме того, Виктор Васильевич обвиняет вас в чрезмерном либерализме...
В.Б.: Я не собираюсь спорить с Тихоновым. Я работал под его началом, и это дало мне урок, как нужно – именно нужно! – обращаться с игроками.
ВЗГЛЯД: И все-таки, если говорить, например, о тренере вратарей?
В.Б.: У нас был тренер вратарей. Это Владислав Третьяк, а до этого Сергей Черкас, который работает в СКА. Если же Тихонов считает их квалификацию недостаточной, то это вопрос не ко мне.
ВЗГЛЯД: Не секрет, что многие члены исполкома были прежде всего враждебно настроены к Игорю Захаркину, нежели к вам. Были ли ошибкой его известные высказывания о коллегах по тренерскому ремеслу?
В.Б.: Я думаю, что его слова перефразировали и использовали по-своему. Ничего плохого он не говорил, никакого неуважения к нашим ветеранам не высказывал, и об этом он еще раз сказал на исполкоме... Он всегда уважительно относился к людям, которые много сделали для нашего хоккея. А если придираться к словам... Знаете, если ищут, то всегда найдут.
ВЗГЛЯД: Вы говорили накануне заседания исполкома, что договорились с двумя известными российскими специалистами, которые войдут в тренерский штаб сборной, если контракт будет продлен...
В.Б.: Даже с тремя. Но сейчас нет смысла озвучивать их фамилии, потому что, сами понимаете, они автоматически попадают под огонь прессы.
ВЗГЛЯД: Из клубов КХЛ с вами пока не связывались, чтобы пригласить на работу?
В.Б.: Нет. Я сомневаюсь, что сейчас кто-то сделает предложение. Уже все штабы сформированы, да и вообще... Сейчас время отдыха, и будем смотреть, как будут развиваться события дальше... Если же предложения поступят, будем их рассматривать.
ВЗГЛЯД: Желаем вам удачи в дальнейшей тренерской карьере. Нам кажется, что вы еще вернетесь в сборную России.
В.Б.: Спасибо. Я хотел бы через вашу газету еще раз поблагодарить и руководство страны, которое заботится о нашей сборной, и болельщиков, которые вне зависимости от поражений и побед были и будут с командой, а также средства массовой информации, которые стараются пропагандировать хоккей.