Спорт

16 февраля 2011, 18:10

Владимир Чагин: Нельзя оставаться спортсменом до старости

Фото: РИА "Новости"

«Представьте себе пустыню Атакама на севере Чили. Там не было дождей 200–300 лет. Там нет никакой жизни, даже насекомых, жара до 60 градусов», – так легендарный пилот команды «КамАЗ-Мастер» Владимир Чагин описал газете ВЗГЛЯД, с чем ему иногда приходилось сталкиваться во время ралли, и раскрыл причины своего ухода.

Семикратный чемпион ралли «Дакар» Владимир Чагин после своей последней победы на соревнованиях в Южной Америке неожиданно для многих объявил об уходе из спорта. Как выяснилось, мысль о том, чтобы оставить карьеру, не давала ему покоя уже пять лет.

Если бы не аргентинские крестьяне, которые все это увидели и с ведрами воды побежали к нам, неизвестно, чем бы все закончилось

ВЗГЛЯД: Почему все-таки решили уйти?

Владимир Чагин: Вообще-то, я собирался закончить карьеру еще пять лет назад, но я же работаю в команде, поэтому взять и просто так оставить карьеру гонщика не мог. Сейчас, по-моему, самое время уйти, во-первых, потому что я стал семикратным чемпионом, во-вторых, потому что в команде уже есть сильные спортсмены, такие как Эдик Николаев, который занял на последнем ралли третье место. Ну и, конечно же, тренер команды Семен Семенович Якубов не против того, чтобы я ушел, и понимает, что команда крепкая и готова к борьбе за первые места. Я ему за это очень благодарен. Открытым только остается вопрос переоснащения нашего завода, потому что если завод будет получать такие же дотации, то года через два команда начнет отставать и проигрывать только из-за плохого технического оснащения. То есть развитие остановится.

ВЗГЛЯД: Насколько серьезная должна быть подготовка у экипажа?

В. Ч.: Ну, представьте себе пустыню Атакама на севере Чили. Там не было дождей 200–300 лет. Там нет никакой жизни, даже насекомых, жара от 50 до 60 градусов. Представьте, насколько серьезной должна быть подготовка всего экипажа для того, чтобы это выдержать. Кроме того, не исключены остановки, потому что машины тоже не выдерживают – закипает двигатель, перегреваются тормозные колодки. Понятно, что выиграть очень непросто, тем более имея очень серьезных конкурентов.

Моя тактика – ехать максимально быстро, потому что в определенный момент организм начинает сдаваться. Представьте, что едете несколько часов подряд на скорости 130–150 километров в час и, не отрываясь, следите за дорогой. Но в том-то и дело, что, когда наступает усталость, надо прибавить темп, чтобы оторваться от соперников, которым тоже нелегко.

ВЗГЛЯД: Победа в Дакаре – это коллективный труд. Как вы подбирали себе штурмана и механика?

В. Ч.: Штурман и механик берутся в экипаж не по принципу «голого профессионализма». Если так, то можно считать гонку проигранной еще до старта. Во время соревнования может произойти что угодно, огромное количество критических ситуаций. Допустим, завязли посреди пустыни и долго ждешь помощи, понятно, что все еще и на нервах, потому что гонка идет без тебя. Здесь экипаж должен быть единым целым, чтобы не было конфликтов друг с другом, потому что малейшая мелочь, на которую в условиях нормальной жизни не обратил бы внимания, может стать причиной разлада. Экипаж должен быть идеально психологически совместим. В команде должны работать люди с одинаковым восприятием жизни, одинакового склада. Кроме того, все должны быть коммуникабельными, то есть уметь находить подход к людям и вдобавок знать о работе других членов команды все досконально. Ведь экипаж – это не только пилот, а еще штурман и механик. Я, например, семь лет работал механиком, прежде чем сесть за руль.

ВЗГЛЯД: Кому труднее всего приходится в ралли, спортсменам каких категорий?

В. Ч.: У всех свои трудности. Мотоциклистам и спортсменам на легковых автомобилях сложнее, потому что у них очень высокая аварийность. Особенно у мотоциклистов. Нам сложнее, потому что водим тяжелые грузовики, которые не так маневренны, что тоже грозит разного рода неприятностями. Достается всем. К примеру, в этом году на огромной скорости у нас пробило колесо. Чуть не перевернулись, крыло разлетелось, разорвалась обшивка кузова. Но из-за жары загорелась шина, огонь начал перекидываться на двигатель. Если бы не аргентинские крестьяне, которые все это увидели и с ведрами воды побежали к нам, неизвестно, чем бы все закончилось, потому что огнетушители здесь были бессильны.

ВЗГЛЯД: Вы несколько раз попадали в аварии. Сложно было психологически настроиться на гонки после этого? Не было желания уйти из спорта насовсем просто потому, что здоровье дороже?

В. Ч.: Аварии очень сильно бьют по психологическому состоянию. В первое время после них очень тяжело. Тяжело привыкнуть к мысли, что столкновения проще избежать, чем в него попасть. Что неожиданно в облаке пыли перед тобой не окажется обрыва или скалы. Сложно не думать о том, что в первый же заезд ничего не случится. Особенно после таких аварий, какая была у нас в 2007 году, – пять переворотов через кабину на огромной скорости.

Когда проходит первый шок и начинаешь спокойно оценивать произошедшее, то очень важно в этой ситуации оставить все такие мысли, пресечь их на корню, забыть о них и снова начать тренироваться. Если не начать настраивать себя на работу с первых же минут после аварии, то ничего не получится, человек может просто сломаться.

ВЗГЛЯД: Вы так эмоционально рассказываете об этом, что сложно представить себе, что уход из спорта дастся вам легко.

В. Ч.: Дело в том, что я не ухожу из спорта. Я остаюсь в команде, только в качестве тренера. Мне интересна и эта работа. Именно о тренерской карьере я задумывался, когда пять лет назад решил, что закончу выступать. У нас много молодых и сильных гонщиков. И большинству из них требуется наставник, который на себе испытал все невзгоды и трудности такого серьезного соревнования, как «Дакар». Поэтому, думаю, и тут у меня все сложится. Как говорится, всему свое время. Но на соревнования в качестве пилота я больше не вернусь – это точно. Спортсмен должен вовремя уходить, и если делать это, то раз и навсегда. Скажу честно, от ухода мало радости, но я понимаю, что нельзя оставаться спортсменом до старости.

Текст: Арам Тер-Газарян

Вам может быть интересно

Умерла народная артистка России Вера Алентова
Темы дня

Польша хочет ограбить Россию за спасение от нацизма

Наложить лапу на замороженные активы России внезапно выразили желание и в Польше – под предлогом «репараций» за «преступления» СССР. Откуда в Варшаве возникла это кощунственная идея, как она связана с аналогичными претензиями в адрес Германии – и что в реальности делал с послевоенной Польшей Советский Союз?

Российский флот пополнился уникальным танкером ледового класса

Впервые судостроительный завод «Звезда» поставил заказчику газовоз самого высокого ледового класса. Это уникальные танкеры, которые, по сути, кроме России, никому не нужны. Их делали в Южной Корее только для российских арктических СПГ-заводов. Однако радостная новость первых поставок омрачается рядом серьезных технологических проблем, которые России предстоит решить ради роста экспорта СПГ.

Умерла Вера Алентова

Новак сообщил о плане России на случай изъятия активов

Запад накрыли сумерки «блестящей изоляции»

Новости

Алжир потребовал от Франции извинений и возврата казны

Алжир начинает использовать судебно-правовые механизмы против Франции, чтобы добиться признания преступного характера политики колониализма и возврата разграбленного имущества, заявил депутат Национальной народной ассамблеи (парламента) от партии «Движение общества за мир» Слиман Заркани.

Российские войска освободили Свято-Покровское возле Северска в ДНР

Подразделения Южной группировки освободили населенный пункт Свято-Покровское южнее Северска в Донецкой народной республике (ДНР).

Насри Асфура победил Насраллу на выборах в Гондурасе

Консервативный кандидат Насри Асфура одержал победу на президентских выборах в Гондурасе, сообщили СМИ.

Пентагон сообщил о резком росте экспорта китайских истребителей

Китай выходит на новый уровень на мировом рынке истребителей благодаря росту экспорта трех современных моделей, включая малозаметный FC-31, интерес к которому проявили Египет, Саудовская Аравия и ОАЭ, следует из доклада Пентагона.

Глава Минтранса заявил о чуде в обслуживании иностранных самолетов

Авиаперевозчики смогли совершить настоящее чудо, поскольку все эксплуатируемые ими иностранные самолеты обслуживаются должным образом, заявил глава Минтранса Андрей Никитин.

Сын основательницы РЕН-ТВ Лесневской рассказал о причинах смерти матери

Основатель телеканала РЕН-ТВ и член Академии Российского телевидения Ирена Лесневская умерла после продолжительного заболевания, сообщил ее сын Дмитрий.

В Гуляйполе уничтожены подземные бункеры ВСУ

Подземные бункеры ВСУ в городе Гуляйполе были уничтожены российской армией, заявил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

Кремль счел странным рождественское выступление Зеленского

Рождественское обращение Владимира Зеленского, в котором прозвучали пожелания смерти, говорит о его озлобленности и неадекватности, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Более 100 новых лун обнаружены в Солнечной системе в 2025 году

В 2025 году астрономы нашли более 100 новых спутников в Солнечной системе, из которых 128 были обнаружены только у Сатурна.

Путин объявил 2026-й Годом единства народов России

Президент России Владимир Путин подписал указ о проведении Года единства народов России в 2026 году.

Долина попросила продлить срок бесплатного проживания в квартире в Хамовниках

Лариса Долина предложила установить крайний срок её бесплатного проживания в квартире в районе Хамовники до 10 января 2026 года, рассказала адвокат Полины Лурье Светлана Свириденко.

Экономика России показала рост в три раза быстрее еврозоны

Российская экономика за три года увеличила ВВП на 9,7%, что значительно опередило аналогичный показатель еврозоны, составивший 3,1%, заявил вице-премьер России Александр Новак.
Мнения

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.

Владимир Можегов: Брюссельская ведьма крадет Рождество

Из официальных поздравлений ушло слово «Рождество», а на уличных билбордах вместо привычного «Счастливого Рождества!» парижанам желают «Веселых праздников». Кроме того, опасаясь реакции мусульман, в Париже в этом году отменили массовые рождественские мероприятия.

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов