Матч Владимира Крамника против 10-й версии компьютерной программы Deep Fritz – это, пожалуй, шестой случай, когда внимание всего шахматного мира сконцентрировано на противостоянии человека и машины.
Последний раз человек выигрывал шахматный матч у новейшей компьютерной программы 10 лет назад. Тогда Гарри Каспаров обыграл программу Deep Blue со счетом 4:2. Однако в повторном матче, в 1997 году, Deep Blue взяла реванш у Каспарова со счетом 3,5:2,5.
Три следующие встречи человека и машины на высшем уровне завершились вничью. Гарри Каспаров в 2003 году разошелся миром сначала с программой Deep Junior, а затем X3D Fritz. А Владимир Крамник в 2002 году в Бахрейне сражался с 9-й версией программы Deep Fritz и поначалу отлично использовал главную слабость машины – оценку позиции. Крамник как можно быстрее переводил игру в эндшпиль, после чего строил игру на позиционных исключениях, что было наименее выгодно для Deep Fritz, чьи преимущества в мгновенном прочитывании миллионов вариантов куда более актуальны для партий, разыгрываемых по шаблонным вариантам.
На состязание с искусственным интеллектом Крамника заманили посредством гонорара в 500 тыс. долларов |
После шести из предусмотренных тогда регламентом восьми партий Крамник вел со счетом 4:2. После чего он, будучи просто человеком, устал, потерял концентрацию и в двух последних партиях допустил ошибки, которые никогда не допустила бы машина. Эти человеческие слабости и привели к тому, что 9-я версия Deep Fritz выиграла две последние партии у Крамника, и матч завершился вничью – 4:4.
Программа Deep Fritz, считавшаяся лучшим другом каждого шахматиста, почивала на лаврах вплоть до 2005 года, когда живущий в Венгрии чешский программист Васик Райлих создал новую программу – под названием Rybka, которая оказалась совершеннее всех предыдущих программ, а потому вызвала колоссальный интерес на рынке. Создатели Deep Fritz были вынуждены предпринимать решительные действия, чтобы постараться поднять заинтересованность в своей программе. Этими действиями и стали выпуск и широкая реклама новой, 10-й версии Deep Fritz и организация матча этой программы с абсолютным чемпионом миром, которым чуть более месяца назад стал Владимир Крамник.
На состязание с искусственным интеллектом Крамника заманили посредством гонорара в 500 тыс. долларов. Еще столько же российский гроссмейстер получит, если сможет выиграть матч, состоящий из шести партий. Вчера в Бонне состоялась первая из них, в которой белыми фигурами играл Крамник. Как и ожидалось, Владимир быстро перевел игру в эндшпиль, разменяв ферзей уже на 17-м ходу. Но сломить оборону машины Крамнику так и не удалось. Deep Fritz грамотно оборонялась, и на 47-м ходу между человеком и четырьмя ящиками железа была зафиксирована ничья.
Статус фаворита матча окончательно перешел к машине, которая три из оставшихся пяти партий проведет белыми фигурами. Оставшиеся игры состоятся 27, 29 ноября, 1, 3 и 5 декабря.