В четверг на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое прошло в Йошкар-Оле, президент Владимир Путин назвал недопустимым заставлять людей учить неродной для них язык и снижать уровень преподавания русского языка. Он также призвал сберечь межнациональное согласие в российском обществе. Путин добавил, что русский язык является государственным языком в России, языком межнационального общения, и его «ничем заменить нельзя».
Насильно заставлять изучать языки было бы началом как минимум духовного геноцида народов, национальных этнических групп
«Он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны, его знать должен каждый», – подчеркнул Путин. В то же время он заметил, что языки народов России – это неотъемлемая часть культуры, и Конституция гарантирует право изучать эти языки в добровольном порядке.
Тем самым глава государства впервые затронул давний вопрос, порой болезненно воспринимаемый в национальных республиках России.
«Закрывать на это глаза было бы неправильно»
Еще в 2015 году группа общественников и экспертов обращалась к Путину с просьбой обратить внимание на положение русского языка в национальных республиках. В обращении, которое опубликовал «МК», указывали, что в автономиях, особенно в Татарии, Башкирии, Бурятии и Коми, детям не дают возможности полноценно изучать русский язык. Говорилось, что «русские и русскоязычные дети, живущие в национальных республиках, лишены существенных прав и свобод, которыми имеют счастье пользоваться такие же русские и русскоязычные дети, не проживающие в национальных республиках России».
Подчеркивалось, что в Татарии «родным для всех принудительно «назначен» татарский язык, ведь во всех без исключения школах здесь реализуется план обучения для детей «с родным нерусским языком обучения».
Первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей, координатор центрального штаба ОНФ Михаил Старшинов отмечает, что примеры, когда людей заставляют учить неродной для них язык, «к сожалению, есть». «Закрывать на это глаза было бы неправильно», – сказал Старшинов газете ВЗГЛЯД. За словом «заставляют», подчеркнул он, стоят «совершенно конкретные интересы».
Впрочем, он не стал называть регионы, где существуют подобные проблемы. «Мы же все об этом знаем. К этому нужно серьезно подходить и уделять очень серьезное внимание. Хорошо, что и глава государства так предметно останавливается на этой проблеме», – подытожил депутат.
А к нам это не относится
В свою очередь, вице-президент Академии наук Татарстана, бывший советник президента республики Рафаэль Хакимов, который считался идеологом татарского национального движения, отметил, что в Татарстане два государственных языка. «Верховный суд России признал, что в Татарстане два государственных языка – в соответствии с Конституцией России – и они должны в равной доле преподаваться во всех школах Татарстана», – сказал Рафаэль Хакимов в интервью газете ВЗГЛЯД.
«На каком языке обучают ребенка, решают родители. Кто-то в русскую школу отдает детей, кто-то – в татарскую. Есть удмуртские, чувашские, мордовские», – пояснил он. Однако при этом преподавание татарского языка ведется во всех школах, подчеркнул бывший советник президента Татарии.
Хакимов полагает, что его республику президент России не имел в виду. По его мнению, если Владимир Путин имеет в виду Россию в целом, то это одна ситуация, но в Татарии два государственных языка и «никто от этого не отказывался, и никто этого не отрицает». «А если ограничивать функции татарского языка, то мы это проходили в советское время. Недавно Украина проходила то же самое с русским языком. Не думаю, что Путин поднимает такой вопрос», – полагает Хакимов.
«Большое внимание обучению родным языкам»
О ситуации в Дагестане газете ВЗГЛЯД рассказала начальник управления по информационной политике главы и правительства Республики Дагестан Тамара Чиненная.
«Язык межнационального общения в республике – русский», - подчеркнула собеседница.
«Дети учат свой национальный язык: даргинцы – даргинский, аварцы – аварский, кумыки – кумыкский, лезгины – лезгинский, лакцы – лакский... Сейчас есть предмет «родной язык», – рассказала Чиненная.
«Глава республики уделяет большое внимание обучению родным языкам, чтобы эти языки не были утрачены. Через родной язык мы познаем культуру своей национальности, народа. Глава республики делает акцент на изучении родных языков, но никто ничего никому не навязывает», – рассказала Чиненная.
Как пояснил газете ВЗГЛЯД министр образования и науки Дагестана Шахабас Шахов, всего в республике проходит обучение на 13 языках. Существует несколько учебных планов, и выбор конкретного из них зависит от района: в одних школах состав учеников может быть мононациональным, а в других – полинациональным, когда в одном классе могут оказаться дети разных национальностей.
А министр Чечни по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров считает, что президент страны проявил «великую мудрость»: «Как гарант многонациональной и многоконфессиональной страны он по-другому сказать не мог. Он правильно сказал, что насильно мил не будешь и насильно заставлять изучать языки было бы началом как минимум духовного геноцида народов».
Между тем, как писал портал «Национальный акцент», как раз в Чечне национальный язык преподается во всех школах республики как обязательный предмет. 95% населения республики составляет титульный этнос, однако на севере республики компактно живут и русские.
Впрочем, Чечня и другие автономии имеют на это на право. По Конституции русский язык – главный государственный язык на всей территории России, однако республикам дано право вводить и свои государственные языки.
Где обучают в принудительном порядке
В Дагестане жители говорят на десятках языков, хотя титульными признаны только 13 этносов, но принудительного обучения там действительно нет, подтверждает портал. Русскоязычная община в республике невелика и сосредоточена в крупных городах, особенно в Махачкале и Кизляре, и там обучение национальным языкам ведется по желанию.#{interviewpolit}
А вот в Башкирии действует закон, предусматривающий обязательное изучение башкирского языка. Количество часов, отдаваемых на его изучение в школах, определяет само учебное заведение. В Бурятии вопрос о возможном введении обязательного изучения бурятского языка в школах периодически обсуждается.
Согласно закону «О государственных языках Республики Ингушетия», ингушский и русский языки как государственные изучают во всех образовательных учреждениях республики. Впрочем, Ингушетия, как известно, мононациональная республика.
Согласно закону «О языках народов республики Калмыкия» во всех общеобразовательных школах, в том числе и в русских, калмыцкий язык вводится с первого класса в качестве обязательного предмета.
Зато Карелия является единственной республикой, в которой только один государственный язык – русский. Национальные языки преподаются факультативно.
Министерство образования Коми еще в 2011 году ввело обязательное изучение коми языка с первого класса – для всех учеников, вне зависимости от того, является ли язык коми для них родным. Конституционный суд утвердил это решение.
В Республике Марий Эл, где государственными языками являются русский и марийский (луговой и горный), обязательное изучение последних ввели в 2013 году. Мордовия тоже ввела обязательное изучение эрзянского и мокшанского языков во всех школах республики в 2006 году – и тоже вне зависимости от того, является ли этот язык родным для школьника.
Пусть решают педсоветы в каждой школе
«Президент акцентировал внимание на добровольности, но двуязычие является важной частью гармоничного мира в национальных республиках. А принудительное изучение того или иного языка выглядит как бы формой установления доминирующей нации, что неправильно. Должно быть равенство. Должна быть возможность расцвета национальных культур, но не должно быть навязывания», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Сергей Марков.
Марков полагает, что теперь будет отменено обязательное изучение национального языка, идущего от названия республики. Целесообразно, чтобы в каждой школе самостоятельно решали, насколько такие уроки будут теперь обязательными, полагает эксперт. «Де-факто будут принимать решения педсоветы, в которых играют роль учителя, директора школ и родительский комитет. В школе должно быть некое единство образования. Как решат педсоветы, так оно и будет. Это некое согласование, гармонизация позиций и педагогического коллектива, и директора как представителя ГОРОНО (городской отдел народного образования), и родительского комитета», – говорит Марков.
«Это будет важно для тех республик, где названия есть национальные, но де-факто преобладающим является русское население. Например, Марий Эл, Мордовия», – полагает Марков.
По его словам, звучат нарекания со стороны школьников и учителей, что их заставляют учить неродной язык, хотя они живут в России. «Не может быть сильной страна, в которой главный этнос в некоторых регионах является де-факто социально-политически дискриминируемым. Роль русского народа как создателя России должна быть признана. И в предложении Путина отражается эта идея», – сказал он.