Глава СК Александр Бастрыкин временно отстранил от должности замначальника главного столичного следственного управления (ГСУ СК) Сергея Яроша из-за волокиты с расследованием уголовного дела.
«В соцсети «ВКонтакте» начала работать приемная председателя СК РФ. Среди всех обращений есть жалобы на волокиту, которая допускается следователями СК при расследовании уголовных дел», – сообщило ведомство. Отмечается, что еще в конце сентября Бастрыкин получил жалобу от женщины, которая в 2014 году – по ее версии – из-за врачебной ошибки потеряла сына. Уголовное дело, возбужденное по этому поводу в одном из подразделений ГСУ СК по Москве, расследуется уже год и семь месяцев.
Бастрыкин поручил центральному аппарату проверить ход и объективность самого расследования, а также действия всех имевших отношение к нему сотрудников. На время проверки Ярош временно отстранен.
Напомним, в июле из-за волокиты с расследованием невыплаты зарплат на Нижнетагильском заводе теплоизоляционных изделий отстранили от должности главу управления СК по Свердловской области.
Одни наблюдатели решили, что таким образом СК решил доказать, что в его недрах тоже началась «цифровая революция», и Сергей Ярош был показательно наказан в назидание другим сыщикам. Как известно, на волокиту российских следователей жалоб всегда поступало и поступает очень много. Но глава СК тем самым подчеркнул, что теперь у него заработал канал обратной связи с рядовыми россиянами и поэтому появился шанс ускорить работу следственной машины.
«В системе следственных органов никакие сколь угодно обоснованные жалобы как обвиняемых, так и потерпевших не служат причиной для оргвыводов, зато при наличии желания руководства становятся отличным поводом для таковых», – иронически замечает московский адвокат Святослав Попрушко, до недавних пор работавший следователем.
«Если по делу допущена волокита, то допустил ее следователь, в чьем производстве находится дело. Потворствовали этому его непосредственные начальники, из которых замначальника ГСУ - только третий, поскольку есть начальник отдела и начальник управления. В ГСУ есть отдел процессуального контроля, который осуществляет ведомственный контроль, в том числе за сроками следствия, - рассказал Попрушко газете ВЗГЛЯД. - Ну и прокурор надзирает за законностью, в том числе за соблюдением статьи 6.1 УПК – «разумный срок уголовного судопроизводства». Так что в любом случае это повод, а причина в чем-то другом, уверен бывший сыщик.
Правозащитники, в свою очередь, напоминают, что вопросов лично к Ярошу за волокиту накопилось слишком много, поэтому поступившая в виртуальную приемную Бастрыкина претензия могла оказаться лишь удобным поводом для публичной порки.
«Сложно сказать, на каком счету Ярош был лично у Бастрыкина. У правозащитных организаций Ярош был на не очень хорошем счету, – заявил газете ВЗГЛЯД член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин. – Он был одним из главных лиц, на кого жаловались подозреваемые, обвиняемые, дела которых находились в ведении Следственного комитета».
Эксперт правового управления Главного управления МВД Москвы, полковник милиции в отставке, адвокат Евгений Черноусов уверен, что в силовых структурах ничего случайного не бывает, поэтому вряд ли поводом для отстранения послужила единственная жалоба в соцсетях.
«У Яроша было системное нарушение – и это в самом значимом регионе. Жалоба в интернете стала последней каплей. Видимо, у Бастрыкина закончилось терпение»,
– предположил эксперт в интервью газете ВЗГЛЯД, подчеркнув, что волокита в СК остается «проблемой номер один», и поэтому отстранение Яроша следует считать показательной поркой. «Это знак для других региональных руководителей следственных органов: с вами будет то же самое, если не примете мер против волокиты по уголовным делам. Если уж в Москве наказали высокое должностное лицо в иерархии СК РФ, то в других местах возникнет испуг», – надеется адвокат.
Бастрыкин принимает людей лично
Работа с соцсетями и личный прием Бастрыкина остаются сильными сторонами работы СК, отметил Бабушкин. «Известно, что Бастрыкин часто сам ведет прием. Приезжает в какой-то регион, к нему 10 людей записывают, а приходит 100, и он всех принимает, во все вникает, всем пытается помочь», – рассказал собеседник. Но в этом же, по его мнению, и слабость Следственного комитета, что там все замкнуто лично на Бастрыкина.
«К сожалению, руководители регионального звена – часто люди, которые озабочены только одной проблемой: как быть на хорошем счету у начальства. Особенно печальная ситуация в Московской области, где уволили значительное число следователей, которые у населения, у гражданского общества были на хорошем счету», – посетовал Бабушкин.
До того, как появился жанр «электронного заявления» (е-заявления), россияне могли жаловаться на медлительность или халатность сыщиков лишь двумя способами. Либо отправлять письмо обычной почтой, либо приходить лично на прием. В управлениях СК всегда принимает дежурный следователь, который обязан принять заявление и сразу назвать срок, в течение которого СК обязан ответить на жалобу.
«Если же вы хотите попасть на прием к руководству, то надо звонить в приемную и пытаться записаться, но в реальности попасть на такой прием очень сложно», – отмечает Бабушкин.
Кроме того, жалобу на действие или на бездействие следователя гражданин вправе подать не только руководителю следственного органа, но и прокурору или в суд. Такая жалоба рассматривается прокурором, руководителем следственного органа в течение трех суток. В исключительных случаях рассмотрение жалобы затягивается до 10 суток, о чем извещается заявитель.
«Цифровая революция» подгоняет следователей
Прием жалоб через интернет – сегодня это уже общее место для обращений, и это достаточно эффективная мера, отметил Бабушкин. «В МВД уже второй год практикуется прием через интернет, в том числе через социальные сети, – подчеркнул член СПЧ. – Но не должно быть крайностей. Мы знаем, что для людей с бумажными заявлениями получить талон-уведомление бывает сложно даже в здании СК. Мы не должны делать так, что через интернет жалобы принимаются, а живого приема, глаза в глаза, нет».
Цифровые технологии, как надеется и адвокат Черноусов, помогут ускорить борьбу с нарушениями. До сих пор жалобы на имя Бастрыкина направляются бумажной почтой, то есть с Дальнего Востока такое письмо идет неделю. «Сейчас ликвидируется временной разрыв между проступком следователя и получением по этому поводу жалобы наверху», – надеется адвокат.
«Вся досудебная стадия хромает в России. Иногда годами расследуют даже мелкие дела», – рассказал адвокат, добавив, что ему приходилось сталкиваться с волокитой в расследовании ДТП с участием одного бывшего высокопоставленного офицера ГАИ – и, чтобы сдвинуть следствие с мертвой точки, пришлось «забросать жалобами замглавы МВД».
У простых людей шансов еще меньше – им в лучшем случае дают формальный ответ. Чем дальше от Москвы, тем «выше вероятность нарушений» и ниже шансы получить ответ. «На местах дисциплина намного хуже, законы соблюдаются хуже», – подытожил Черноусов.