Мобильность во всем
Спустя всего несколько часов после его приказа военно-транспортная авиация уже была на базе и уже грузила техническое оборудование
По данным на середину дня вторника, авиабазу Хмеймим в Сирии покинули две группы самолетов ВКС России.
Первой была группа самолетов, в том числе Ту-154 и бомбардировщики Су-34, которая утром вылетела с авиабазы в пункты постоянной дислокации на территории России.
Уже с ночи технический персонал авиабазы в сирийском Хмеймиме приступил к подготовке самолетов для дальнего перелета на аэродромы базирования.
В Минобороны сообщали, что «при выполнении длительного перелета на расстояние более 5 тыс. км самолеты совершат промежуточные посадки на аэродромах в Российской Федерации для дозаправки топливом и контроля технического состояния».
По российскому телевидению показали, как происходит погрузка российской техники в самолеты военно-транспортной авиации. «Самолет, который может взять на борт около 60 тонн, загружают всего через несколько часов после приказа верховного главнокомандующего о передислокации авиагруппировки. На борт грузят в том числе авиационно-техническое оборудование, без которого боевая работа наших самолетов была бы попросту невозможна», – говорится в сообщении на сайте телеканала «Россия-24».
Корреспондент, находящийся на базе Хмеймим в Сирии, рассказал, что ВКС России выводят с Ближнего Востока самолеты нескольких типов: бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25 и многоцелевые Су-34.
При этом вице-президент Академии геополитических проблем, полковник запаса Владимир Анохин, выполнявший боевые вылеты в Сирии в 1970-е годы, считает, что о выводе войск говорить некорректно.
«Речь сейчас идет только о выводе избыточной боевой техники. Это первое. Второе – мы показали всему миру большую мобильность при выполнении решений верховного главнокомандующего. Спустя всего несколько часов после его приказа военно-транспортная авиация уже была на базе и грузила техническое оборудование», – рассказал он газете ВЗГЛЯД.
По времени такая эвакуация может занять не более суток. Тем более что российские военные в последнее время не первый раз демонстрируют высокую мобильность.
«Важный момент: то, что мы сейчас быстро уходим, косвенно показывает, что столь же мобильно мы сможем и вернуться в случае изменения ситуации в Сирии», – считает эксперт.
О том, сколько именно людей и единиц техники составляют то самое «избыточное количество», которое сейчас покидает Сирию, Анохин рассуждать не стал: «Средства обеспечения безопасности Тартуса и авиационной базы остаются в той степени, в какой они необходимы. Можно однозначно говорить лишь о том, что в Сирии останутся зенитные батареи С-300, вертолеты прикрытия, морская пехота. А меняется, скажем так, комплектация и количественный состав авиационной группы, точных цифр по которой вам не назовет никто».
Два объекта остаются
#{smallinfographicleft=796350}Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что российский персонал останется на объектах Хмеймим и Тартус в Сирии. «Давайте не забывать, что все-таки два объекта – Хмеймим и Тартус – они же остаются, они же не могут существовать без персонала», – сказал он во вторник.
Песков добавил, что количество боевых вылетов ВКС России в Сирии сократилось на две трети, в связи с этим подобный контингент вооруженных сил больше не требуется, передает РИА «Новости».
По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Василия Кашина, до конца неизвестно, что именно и в каком количестве вывозится из Сирии.
«По той информации, что я видел, российская база в Сирии будет продолжать функционировать в прежнем режиме. Выводятся только самолеты и какие-то подразделения, их обслуживающие. Думаю, все это может быть выведено в очень короткие сроки, буквально за несколько дней», – предположил он в интервью газете ВЗГЛЯД.
Кашин добавил, что наибольший объем усилий затрачивается на то, чтобы вывести на новое место запас деталей, топлива, строительных материалов и других матресурсов. На это требуется действительно длительное время, в отличие от нынешней ситуации, когда базы и инфраструктура остаются в Сирии.
Эксперт пояснил, что остающиеся в Сирии базы Тартус и Хмеймим имеют довольно большую территорию. И даже для их поддержания в работоспособном состоянии в стране должны оставаться значительные российские силы и средства.
Говоря об особых мерах безопасности, принимаемых обычно при эвакуации части войск, Фролов отметил, что в этом необходимости нет, поскольку «существуют все те же риски, какие были и в течение последних нескольких месяцев». То есть система охраны баз уже налажена, непосредственно эвакуация военных и техники не приведет к ее существенным изменениям.
Меньше полугода
Напомним, в понедельник президент России Владимир Путин приказал главе Минобороны Сергею Шойгу со вторника начать вывод российской группировки из Сирии, поскольку поставленные задачи выполнены.
В Дамаске отметили, что Путин и Асад договорились сократить российский военный контингент после успехов сирийской армии при содействии российских ВКС.
В Белом доме США, Госдепе и Пентагоне заявили, что ожидают дополнительной информации о выводе группировки России из Сирии. Позднее Путин проинформировал Обаму по телефону о выводе российских сил.
Как пишет Financial Times, пять лет назад, когда сирийский конфликт только начался, Обама заявлял, что военная операция США будет сложной и не ограниченной по времени. Теперь же критики американского лидера заявляют, что Владимир Путин показал, как за короткий срок может изменить ситуацию без постоянного применения силы.
The New York Times сообщила, что операцией в Сирии Путин добился основных поставленных целей: он вернул России звание мировой державы, исключил смену режима в арабской республике, особенно со стороны Запада, укрепил собственные позиции, а также позиции Башара Асада в Сирии.
Воздушная операция России в Сирии длилась пять с половиной месяцев.