Остановка поезда «Сапсан» № 778, следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, как передает РИА «Новости», произошла в среду, в 22.21 по московскому времени на станции Мстинский мост в Новгородской области. Чуть позже – в 22.45 – в этом же месте был остановлен аналогичный поезд № 780 «Сапсан», следовавший по тому же маршруту. В результате пассажиры прибыли в Северную столицу с опозданием практически на три часа (они прибыли на место в 2.30) и были развезены тремя автобусами, предоставленными РЖД.
Ни снег, ни наледь не могли быть причиной остановки – они бы просто не успели образоваться
В течение дня представители РЖД практически не комментировали ситуацию, сложившуюся на станции Мстинский мост, ограничившись лишь заявлением о том, что на месте уже работает комиссия. Телефоны же подразделения компании – «Октябрьской железной дороги», точнее ее отдела, отвечающего за связь со средствами массовой информации – молчали. Поэтому появившееся в ряде изданий и новостных агентств предположение, что причиной остановки «Сапсанов» стала наледь на рельсах, там никак не подтвердили, равно как и не опровергли.
И лишь в четверг после полудня Новгородская транспортная прокуратура сделала заявление о том, что, по всей видимости, инцидент «произошел в результате зацепления указанным поездом настила пешеходного перехода на железнодорожных путях».
В разговоре с газетой ВЗГЛЯД руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок, доктор экономических наук, профессор, экс-министр путей сообщения России Анатолий Зайцев также подтвердил, что гипотезу о наледи не стоит даже и обсуждать:
«В мировой практике подобных инцидентов не было. Да и как подобное могло случиться, это же место интенсивного движения, скоростные поезда. Думаю, в любом случае следует дождаться выводов комиссии, пока же делать какие-либо утверждения рано».
Схожее мнение газете ВЗГЛЯД выразил и директор Института проблем транспорта им. Н.С. Соломенко, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Олег Белый:
«Безусловно, причина остановки была сугубо техническая. Климатическую я бы даже и не брал во внимание. Что-то могло произойти с рельсами, например, хотя я не владею информацией об инциденте и ничего утверждать не берусь. Сами составы «Сапсан», к слову сказать, тоже трудно заподозрить в чем-либо, поскольку они проходят серьезнейшие испытания, поначалу в Германии, где их производят, а потом уже у нас».
В свою очередь, президент Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I Виктор Лобко выразил газете ВЗГЛЯД сожаление, что по скоростным магистралям России ходит немецкий «Сапсан», а не отечественный «Сокол»:
«Безусловно, ни снег, ни наледь не могли быть причиной остановки – они бы просто не успели образоваться, поскольку поезда ходят часто и быстро. Другое дело, что составы эти – немецкие, а поэтому их ремонт и поставка запасных частей находятся полностью в ведении производителя. Что России обходится недешево, как и сами составы, стоимость которых, как известно, привязана к доллару. И это при том, что «Сапсан» высокоскоростным не назовешь, вот скоростным – да. Дело в том, что скоростными считаются поезда, которые развивают скорость от 250 км в час и выше, а высокоскоростными – от 300–350 км в час. Самое интересное, что собственный скоростной поезд – Р-200 – ходил у нас еще в 1984 году. А когда была поставлена задача разработать высокоскоростные поезда, то ЦКБ «Рубин» под руководством Игоря Спасского, которое до этого занималось разработкой подводных лодок, создало такой поезд под названием «Сокол». Возможно, по внешним характеристикам он и проигрывал немецкому «Сапсану», но по техническим ни в чем не уступал ему. Но, к сожалению, похоже, при принятии окончательного решения, какой поезд выбрать для России, кто-то все-таки пролоббировал интересы немецких производителей».