Египет купит у Франции 24 истребителя Rafale, а также фрегат проекта FREMM и зенитные ракеты Aster для вооружения данного корабля. Как пишет французская газета Les Echos, сумма возможной сделки оценивается в пять–шесть миллиардов евро. По данным издания, посредником уже согласился выступить французский экспортный кредитный банк COFACE. Он гарантирует половину стоимости сделки, в целом же средства предоставят несколько французских банков и, возможно, Саудовская Аравия.
Партия из 126 машин обойдется не в 10, а в 28-30 млрд долларов
«Египет – крупная региональная страна. Единственная проблема с ним – отсутствие денег, – заявил газете ВЗГЛЯД глава Центра АСТ Руслан Пухов. – В соглашении по поставкам истребителей и фрегата до конца не ясно, кто все-таки стал спонсором покупки. Это определяет не только ситуацию, но и российскую позицию в регионе».
Пухов напоминает, что за последние два года в Египте дважды менялось правительство. Сначала в ходе «арабской весны» был свергнут многолетний президент Мубарак, и к власти пришли исламисты во главе с Мухаммедом Мурси. Затем, в 2013 году, случился военный переворот, по итогам которого во главе республики встал полковник Абдель Фаттах ас-Сиси. Этот «треугольник», объясняет эксперт, определяет отношения политических сил в стране. Мубарак больше ориентировался на США, Мурси – на Саудовскую Аравию, Фаттах ас-Сиси – на Объединенные Арабские Эмираты.
С учетом, что отдельные сторонники Мурси продолжают борьбу с оружием в руках, а фундамент власти ас-Сиси – египетская армия, новый президент принял принципиальное решение о модернизации ВС. Поддержку в этом Каиру решила оказать и Москва, соревнующаяся с Вашингтоном за право быть главным поставщиком оружия в мире. Сперва Египет посетил министр обороны РФ Сергей Шойгу, а на днях прошел и государственный визит Владимира Путина.
В ходе переговоров стороны договорились приложить усилия для урегулирования израильско-палестинского и сирийского кризисов, совместно противостоять терроризму, а кроме того заключили соглашение, открывающее для Росатома возможность участвовать в проекте строительства первой АЭС в республике. По этому поводу Путин уточнил, что Россия может не просто построить Египту АЭС, а создать целую атомную отрасль.
В ходе обеих поездок Каиру была обещана и помощь в перевооружении армии. В частности, рассматривалась возможность поставки египтянам партии новейших истребителей МиГ-35. В пользу подобной сделки говорил тот факт, что на вооружении ВВС Египта есть как старые французские истребители Dassault-Breguet Mirage 5 различных модификаций, так и советские МиГ-21, а также американские F-16.
Не так давно МиГ-35 прошли сравнение в индийском тендере на поставку 126 легких истребителей на сумму в $10 млрд. Победу в нем также одержал французский Rafale. В качестве причин называется его технологическое превосходство над конкурентами, а также обещание Парижа передать Дели ключевые технологии производства этих самолетов.
Впрочем, в случае с Индией стороны так до сих пор и не договорились ни о конечной стоимости машин, ни о столь желанной для Нью-Дели передаче технологий их производства. Министр обороны Индии Манохар Паррикар также заявил, что сделка по Rafale слишком дорого обходится стране: компания Dassault Aviation увеличила стоимость одного самолета вдвое – с 65 млн долларов до 120 млн долларов. Это означает, что вся партия из 126 машин обойдется не в 10, а в 28–30 млрд долларов.
В дополнение к этому придется существенно потратиться на оснащение истребителей ракетным и бомбовым вооружением. Об этом же заявил и министр иностранных дел Индии Виджай Кумар Сингх, отметив ценовую привлекательность и надежность производящихся по лицензии в Индии российских многоцелевых истребителей Су-30 по сравнению с французскими Rafale.
Но в случае с Египтом проволочек с поставками Rafale не будет, все машины уже в наличии ВВС Франции так же, как и фрегат проекта FREMM, заканчивающий ходовые испытания. Однако интрига с поставками данной техники все-таки есть. Если в Индии это было осмысленное политическое решение по покупке современной военной техники с учетом всех минусов и плюсов, то в Египте на ситуацию, судя по всему, влияет еще и страна-спонсор, кредитовавшая сделку.
По словам Пухова, Россия вполне могла бы поставить Египту истребители МиГ-35, если бы кредитовать Каир согласилась, например, не Саудовская Аравия, старающаяся всеми силами ослабить влияние Москвы на Ближнем Востоке, а, скажем, Объединенные Арабские Эмираты.
Как отмечает французская сторона, если контракт будет заключен, вся техника будет поставлена Каиру еще до августа. Это позволит компании Dassault поддерживать темп производства истребителей «Рафаль» в количестве 11 единиц в год. А судостроительной фирме DCNS выправить положение после того, как на неопределенный срок «зависла» передача России больших вертолетоносцев типа «Мистраль».