Общество

Дмитрий Линтер

«Просто расстреляли в затылок»

29 сентября 2014, 20:50

Фото: Reuters

Накануне руководители нескольких европейских неправительственных организаций посетили места обнаружения захоронений в Донбассе. Они осмотрели могилы на территории шахты «Коммунар», а также в других местах. Им показали фотографии, сделанные непосредственно при обнаружении тел погибших. Правозащитники встретились с представителями исполнительной власти и правоохранительных органов Донецкой народной республики и поговорили с родственниками погибших.

Мне непонятно, как, будучи в офицерском мундире, нося погоны, будучи представителем вооруженных сил, так вести себя по отношению, как они утверждают, к собственному населению

В понедельник под Донецком было найдено еще одно массовое захоронение в селе Нижняя Крынка. Специалисты извлекли тело мужчины, убитого, по предварительным оценкам, в десятых числах апреля. Как утверждают представители ополчения, в этот период Нижняя Крынка была занята украинскими силовиками.

В совместном заявлении по итогам поездки правозащитники «решительно осудили вскрывшиеся факты жесточайшей расправы над людьми, грубейшее попрание норм международного гуманитарного права». Они обратились к верховному комиссару ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейну, комиссару Совета Европы по правам человека Нилсу Муйжниексу, генсеку ОБСЕ Ламберто Занньеру, международным правозащитным организациям, зарубежным СМИ с призывом «инициировать срочное расследование в связи с обнаруженными захоронениями под Донецком, которое должно быть безотлагательно проведено независимой международной комиссией, беспристрастно и объективно».

О том, что увидели правозащитники и о чем говорят местные жители, газете ВЗГЛЯД рассказал один из участников поездки – член Русского альянса общественных организаций Эстонии Дмитрий Линтер.

ВЗГЛЯД: Дмитрий Сергеевич, от кого вы получили приглашение и почему решили посетить места захоронений?

Дмитрий Линтер: Меня пригласили представители не официальных властей, а люди, которые пишут о том, что происходит. Соответственно, мы списались с другими нашими коллегами, которые занимаются правозащитной деятельностью. Для них, как и для меня, это была первая война. Мы первый раз увидели, что такое война в прямом смысле этого слова.

Я говорю не о правовом, а об эмоциональном аспекте. Когда ты видишь разрушенные дома мирных жителей, абсолютно вменяемых людей, собранных, хорошо делающих свое дело, работающих, ты разговариваешь с ними и понимаешь, что у этого человека убили самого близкого – сына, отца, мужа, эмоционально очень тяжело отвлечься. Сразу проникаешься. Хочется не просто поддержать людей, которые пострадали от безумных действий украинских вооруженных сил, занявших совершенно террористическую позицию – разрушают инфраструктуру, уничтожают мирное население просто для того, чтобы заставить их бояться. Это очень удивительно. Это яркий эмоциональный момент.

Дмитрий Линтер (фото: с личной страницы vk.com)

ВЗГЛЯД: Что из услышанного больше всего потрясло вас?

Д. Л.: Мне рассказали историю, как у ветеранов Великой отечественной войны просто забирали награды. Эти награды потом находили ополченцы у тех, кого они брали в плен. В одном из поселков женщина рассказала о том, что к ним подходили представители вооруженных сил Украины, Нацгвардии. Они приказывали показывать руки. Видя кольца, военные требовали их снять. Молодых девушек прятали по подвалам, куда-то увозили, чтобы они, не дай бог, не попались на глаза украинским военным. Девушки могли месяцами прятаться в подвалах, чтобы не попасться этим ублюдкам. Это не очень правозащитный термин, но другого слова не могу подобрать.

Мне непонятно, как, будучи в офицерском мундире, нося погоны, будучи представителем вооруженных сил, так вести себя по отношению, как они утверждают, к собственному населению. Если отойти от эмоциональных оценок и говорить о правовом аспекте, то непонятно, на каком основании проводится так называемая антитеррористическая операция. Что это за термин такой по отношению к мирному населению и почему до сих пор украинские власти не начали задержания тех людей, которые причастны к этим массовым убийствам, факт которых практически установлен?

ВЗГЛЯД: Сколько захоронений вы успели осмотреть?

Д. Л.: Я был на трех массовых захоронениях. Тел там уже нет. Там цветы. Мы разговаривали со следователями, которые ведут эти дела. Нам называли разные цифры. В одном захоронены четыре человека, в другом – два, в третьем – более десятка людей. Ведутся расследования.

Речь идет уже о десятках таких случаев. Расстреливали тех, кто был причастен к ополчению или сочувствовал ему.

ВЗГЛЯД: Почему Киев до сих пор не предпринимает никаких действий?

Д. Л.: Очевидно, власти Украины разделяют эти террористические методы, либо они не хотят замечать эти преступления собственных вооруженных сил.

ВЗГЛЯД: Вы общались с местными жителями? С кем удалось поговорить?

Д. Л.: Удалось поговорить с мамой одного убитого парня, которого расстреляли. Его вина заключалась в том, что он подвозил продукты ополченцам на блокпост. Один из людей рассказал об этом Нацгвардии – это была 25-я аэромобильная десантная дивизия из Днепропетровска. Есть вопрос по этим десантникам, которые уничтожают мирное население. Они схватили этого парня, увезли, пытали. Завязали руки и просто расстреляли в затылок за то, что он выражал сочувствие, подвозил продукты.

ВЗГЛЯД: Кто должен вести расследование подобных случаев?

Д. Л.: Расследование должно вестись не только правозащитниками. Правозащитники должны этим заниматься, мы должны поднимать эту волну, должны передавать наши разговоры с пострадавшими. Эта мама, которая похоронила вчера сына (после опознания), держалась с большим достоинством. Она приехала и разговаривала с нами. Боль в ее словах – сильное эмоциональное потрясение. Самое удивительное, что, когда спрашиваешь: «А что будет дальше?» они говорят: «Нет, мы не будем с этой страной, мы хотим быть самостоятельными, и мы никогда не смиримся с тем, что убивают наших близких, что свершаются массовые расстрелы людей, которые не согласны с политической позицией той власти, которая находится сейчас в Киеве».

ВЗГЛЯД: В заявлении по итогам поездки говорится, что по результатам расследования необходимо сделать все, чтобы в рамках международного права привлечь виновных к уголовной ответственности. Кто должен ответить за содеянное?

Д. Л.: Давайте исходить из того, что украинскими политическими властями не дана правовая оценка. Ими не делаются действия по задержанию лиц, причастных к этим преступлениям. То есть они не отрекаются от этих преступлений. Они не говорят о том, что эти действия были совершены противоправно.

Уже очевидно, что эта молчаливая солидаризация по покрытию этих преступлений является политической позицией. Надо посмотреть, как будут действовать правоохранительные органы Украины в дальнейшем в отношении людей, совершивших эти преступления. Если это не будет делаться, значит, политическая воля украинского руководства заключается в том, чтобы скрыть этих людей и эти преступления.

ВЗГЛЯД: Каких действий вы ожидаете от украинских властей?

Д. Л.: Я предполагаю, что они захотят отрешиться от этих преступлений, но обвинив другую сторону. Тут очевидно, что трудно объяснить близким, что их родного человека убили не нацгвардейцы или десантники, которые находились в том районе несколько месяцев, а какие-то ополченцы. Понятно, что это не так. Эти массовые расстрелы, пытки людей, чьи захоронения мы видели, должны быть полностью расследованы. И если украинская сторона, как я понимаю, не намерена расследовать эти преступления, которые эмоционально можно назвать только фашизмом, то очевидно, что политическое руководство солидаризируется с уголовными преступлениями против человечности в отношении жителей Новороссии. Очевидно, они должны нести за это ответственность в дальнейшем.

ВЗГЛЯД: Председатель ПАСЕ Анн Брассер считает, что прежде чем делать какие-либо заявления по таким серьезным обвинениям, необходимо иметь все возможные факты. Достаточно ли фактов?

Д. Л.: Я долго жил Европе, общался в разных европейских структурах и понимаю, о чем идет речь. Европейцам нужно сохранить лицо. Факт преступления очевиден. Действия, направленные на уничтожение мирного населения во время оккупации, очевидны. Факт того, что применялись пытки – очевиден. Члены ПАСЕ хотят изучить эти факты? Им никто не запрещает приехать. Я более чем уверен, что им смогут обеспечить безопасность и возможность присутствовать в тех местах, которые разрушены попаданием снарядов или намеренно уничтожались украинскими войсками.

Я видел разрушенный мост. Это сознательное уничтожение инфраструктуры только для того, чтобы потом была возможность нанести максимальный ущерб местным жителям. В любом случае никто не мешает европейцам присоединиться. Наоборот, все были бы рады, если бы представители этой уважаемой организации захотели бы действительно изучать факты, а не просто делать заявления.

ВЗГЛЯД: Почему Европа занимает такую позицию?

Д. Л.: Европейская политика вибрирует от любого американского вздоха. Она не изменится, пока не будет команды из Вашингтона.

Надо обратить внимание на то, что европейские политики дали карт-бланш новому режиму в Киеве на свершение противоправных действий. Майдан тоже был антиконституционным действием, направленным на свержение власти. Часть людей просто решили, что вправе определять политику по всей территории Украины, для всего 48-миллионного населения. Соответственно, они столкнулись с тем, что часть регионов прямо не согласна и готова к противостоянию. Это конфликт не с группами элит, а с жителями регионов. Соответственно, все это время Европа делала вид, что этих проблем нет. Когда счет пострадавших пошел на десятки тысяч, когда обнаруживаются массовые захоронения убитых людей, до них потихонечку начинает доходить, что с этим надо что-то делать, с этим отношением.

Это двусмысленная позиция, что ничего не происходит и все нормально. Это не может оставаться незамеченным, и, конечно, в европейский истеблишмент, в европейские СМИ проникает правда о тех преступлениях, которые совершают украинские вооруженные силы. Это заставляет европейские политические элиты определенным образом реагировать. Но они не хотят признать свою неправоту, поэтому они пытаются тянуть время, как-то оправдаться, затянуть процесс принятия политических решений.

Мне кажется, если украинское руководство не будет возбуждать уголовные дела против виновных в преступлениях на территории Новороссии, очевидно, оно солидаризируется с этими преступлениями. Соответственно, европейцам надо понимать, с кем они имеют дело. Ну а если европейцы покрывают, то понятно, какие политические цели они преследуют. Мне кажется, европейскому руководству меньше надо смотреть на США, а заниматься собственным суверенитетом и национальными интересами.

Текст: Андрей Резчиков

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?