Тыл нуждается в укреплении
В целом привлекаемые к проверке организации с поставленными задачами справились
Глава Минобороны Сергей Шойгу, наблюдавший во вторник за одним из этапов стратегических командно-штабных учений «Восток-2014», доложил по видеосвязи верховному главнокомандующему президенту Владимиру Путину об их предварительных итогах.
По словам министра, всего в маневрах приняли участие 155 тыс. военнослужащих, около 8 тыс. единиц вооружения и военной техники, в том числе более 4 тыс. боевых бронированных машин, 632 самолета и вертолета, 84 корабля.
Отметим, в считавшихся крупнейшими маневрами последних десятилетий учениях «Запад-81», прошедших в 1981 году на территории Белорусского, Киевского и Прибалтийского военных округов, в акватории Балтийского моря и на территории других государств ОВД, приняли участие около 100 тысяч военнослужащих Советской армии.
Шойгу доложил, что выучка войск, судя по итогам учений, выросла. «Улучшилось взаимодействие по мобилизационным вопросам штабов и военных комиссариатов с органами власти и субъектов Российской Федерации», – сказал Шойгу в ходе видеоконференции из Петропавловска-Камчатского. В то же время, по словам министра, «проверка показала, что система обеспечения действий войск в удаленных регионах требует совершенствования», передает ИТАР-ТАСС.
«Особый упор необходимо сделать на заблаговременное создание запасов материальных средств и дальнейшее развитие военной инфраструктуры в восточном регионе страны», – подчеркнул министр.
Он сообщил, что во время проверки по тревоге были подняты войска Восточного военного округа, ряд органов управления, соединений и воинских частей Центрального военного округа, ВДВ, командование Дальней и Военно-транспортной авиации.
«Должно быть определено, какие войны нас ожидают, к какой войне нужно готовиться, – сказал газете ВЗГЛЯД бывший начальник Главного штаба Сухопутных войск генерал-полковник Юрий Букреев. – В Советском Союзе мы об этом точно знали. Мы знали, что должны быть созданы запасы боеприпасов, ГСМ, продовольствия и прочего на первые три месяца войны. Через три месяца ведения боевых действий переходила на расчетные мощности вся наша военная промышленность. Надо рассчитать, какие запасы нам нужны, исходя из возможностей промышленности. Возможности ВПК в Советском Союзе были высокие, потому что на случай войны были заготовлены материалы, металл, электроды, инструментарий. В каком состоянии сейчас находится наша военная промышленность, какие у них созданы запасы, имеют ли они вообще мобилизационные задания – об этом мне не известно».
Сахалин не справился
Шойгу отметил, что результаты проверки «показали, что не все руководители учли итоги учения «Запад-2013», в ходе которого министерства и ведомства впервые отрабатывали задачи в интересах Вооруженных сил». Но даже эти прошлогодние крупнейшие учения не идут ни в какое сравнение с текущими – в них участвовало всего около 20 тысяч человек.
«Отдельные недостатки повторились и в ходе нынешней проверки. Так, в результате неготовности администрации Сахалинской области и некоторых руководителей организаций к работе по отмобилизованию и призыву граждан из запаса на военные сборы задача в установленном объеме не выполнена. Она была решена за счет других субъектов Российской Федерации», – сказал министр, сообщив, что сейчас Минобороны проводит анализ результатов проверки и готовит предложения по устранению имеющихся проблем.
Шойгу информировал, что в ходе внезапной проверки войск в Западном военном округе были отмобилизованы две батальонные тактические группы, после переброски в Хабаровский край и на Сахалин они были доукомплектованы военной техникой и переданы в состав Восточного военного округа. Перевозка войск проводилась железнодорожным и морским транспортом на дальность до 1500 км, межокружные воздушные переброски выполнялись на расстояние около 10 тыс. км, а марши своим ходом – до 1 тыс. км.
#{weapon}«Крупнейшие, которые когда-либо проводили»
Владимир Путин, находившийся на борту большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» в новороссийской военно-морской базе, поручил подготовить детальный анализ проведенных маневров со всеми выявленными проблемами.
«Представьте мне не только доклад, но и анализ того, что проведено, со всеми проблемами, которые будут выявлены в ходе этого мероприятия», – обратился Путин к министру обороны, поблагодарив главу оборонного ведомства, а также всех офицеров и солдат, участвующих в учениях.
«На завершающем этапе будет подключено к этому анализу и Контрольное управление президента России для того, чтобы определить качество работы министерств, ведомств, территориальных органов и органов власти субъектов России при осуществлении этого крупнейшего мероприятия, этих учений», – добавил Путин, передает РИА «Новости».
Учения «Восток-2014» президент назвал «крупнейшим мероприятием подобного рода, которое мы когда-либо проводили».
Еще несколько лет назад вершиной боевой подготовки в Сухопутных войсках были полковые тактические учения, да и там зачастую действия полка обозначались силами одного–двух батальонов. Межвидовых учений почти не проводили. А в 90-е годы о систематической боевой подготовке говорить и вовсе не приходилось.
В то же время огромный масштаб учений не является возвратом к советской системе боевой подготовки войск: главное отличие состоит в том, что на крупнейших маневрах 80-х годов привлекались кадровые части и соединения. На нынешних учениях отрабатывались вопросы мобилизации, а главное – вопросы мобилизации проводятся в условиях капиталистической экономики.
«На нынешних учениях главным был вопрос о мобилизационной готовности для обеспечения Вооруженных сил, наращивания контингента, обеспечения его оружием, расконсервирования баз хранения, – сказал газете ВЗГЛЯД вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин. – Идет сочетание действий регулярных частей с мобилизационными возможностями областей, которые могли бы быть вовлечены в конфликт. Организационно-мобилизационные мероприятия являются в армии самыми сложными, потому что они объединяют гражданские органы управления, военные органы управления и комиссариаты, которые являются связующим звеном. Сейчас приходится согласовывать многие вещи, которые для нас в Советском Союзе были просто неприемлемыми».
На мысе Скалистый
Во вторник на полигоне Радыгино на мысе Скалистый на Камчатке в присутствии министра отрабатывалось ведение маневренных действий во время противодесантной обороны и также отражение высадки морского десанта. Это было кульминацией учений. Как сообщал «5 канал», во вторник на Камчатке гражданским судам запретили выходить в море, а для пассажирских лайнеров на время закрыли небо. У берегов полуострова развернулось настоящее морское сражение.
В учебном сражении одновременно участвовали больше шести с половиной тысяч солдат и моряков, тысяча единиц боевой техники, включая три атомных подводных лодки. По легенде учений, на условную Северную федерацию напали соседи с востока, которые воспользовались территориальными претензиями третьей страны. Задачей участников маневров было не допустить высадки вражеского десанта на побережье Камчатки.
По замыслу разработчиков учений, обороняющаяся сторона играет роль некоей Северной федерации. На нее напала вымышленная Миссурия, под которой явно имеется в виду одна из ведущих стран НАТО. Условный агрессор наступает со стороны Тихого океана. Враг атакует с воздуха. Ему противостоят объединенные усилия флота, артиллерии и авиации. Боевые самолеты демонстрируют сложнейшие элементы воздушного боя: вилка, крыша, крюк.
По условным вражеским кораблям военные открывают ракетный огонь. Стреляют атомные подводные крейсеры. Система «Град» создает на поверхности воды заградительную стену из града снарядов.
На камчатских учениях зенитчики продемонстрировали уникальную технику перехвата вражеских ракет. Они охотились за «Москитом». Так называют российский аналог американской ракеты «Томагавк». У расчетов было лишь несколько секунд, чтобы вычислить ее траекторию и сбить установкой «С-300».
Еще в начале июня начальник главного управления боевой подготовки ВС России генерал-лейтенант Иван Бувальцев говорил, что сценарий этих учений не будет заранее известен их участникам, а их место проведения позволит привлечь все рода войск. «Первое отличие – отсутствие заранее разработанного замысла или сценария. Масштаб учений будет определен их замыслом. Будут привлечены войска не только Восточного военного округа, но и ВДВ, Дальняя авиация – все виды и рода, – перечислил Бувальцев. – Тем более что театр военных действий позволяет привлечь их и создать межвидовую группировку».
«Впереди еще два дня учений... Завтра будут проведены этапы розыгрышей с боевой стрельбой на мысе Клерка и полигоне Добровольский», – рассказал во вторник Бувальцев. Он отметил, что 25 сентября будут подведены итоги учений, а войска сразу же начнут возвращаться в пункты постоянной дислокации.
«Сегодня промежуточный итог. Это самая важная фаза учений «Восток-2014». Здесь, на полигоне Радыгино, мыс Скалистый, созданная межвидовая группировка практически отрабатывала те решения, которые приняты командованием Восточного военного округа. Я хотел бы подчеркнуть, что командиры всех степеней показали уровень подготовки и умение руководить созданными группировками», – сказал Бувальцев. По его словам, группировка ВМФ выполнила зачетные стрельбы, которые были проведены успешно. Это были пуски крылатых ракет с надводных кораблей и атомных подводных лодок, напомнил генерал. «Группировка ВВС выполняла задачи по боевой устойчивости и наносила удары по морским группировкам противника. Стрельбы также выполнены успешно», – добавил Бувальцев.
Свои учебно-боевые задачи выполняли во вторник и расчеты зенитных ракетных комплексов С-300ПС. Дивизион ПВО поразил двумя ракетами ракету-мишень «Малахит», выпущенную с корабля. «При стрельбе вдогон время нахождения ракеты-мишени в зоне поражения составляет не более минуты. При этом у расчета на принятие решения остается не более 15 секунд, за которые цель необходимо обнаружить, опознать, уничтожить», – отметил генерал.