Морская авиация Северного флота во вторник получила первый серийный противолодочный самолет Ил-38Н, оборудованный новейшим прицельно-навигационным комплексом «Новелла», необходимым для ориентирования в пространстве, а также поиска и наведения на цели торпедного и ракетно-бомбового вооружения. Машина, получившая имя «Радий Папковский», была передана гендиректором КБ «Ил» Юрием Юдиным представителям морской авиации ВМФ в подмосковном Жуковском. Особую пикантность событию придало то, что новейшую электронику российские военные согласились поставить на самолет, разработанный несколько десятилетий назад.
Воспроизвести заново некоторые носители, например такие, как крейсера проекта 1144, в настоящих условиях ни технически, ни экономически невозможно
Ил-38 – военная версия знаменитого пассажирского авиалайнера Ил-18 – совершил первый полет еще в далеком 1961 году. И до последнего времени верой и правдой служил сначала советскому, а затем и российскому Военно-морскому флоту. На тот момент машина была оборудована прицельно-навигационным комплексом «Беркут». Стояла на вооружении морской авиации Северного и Тихоокеанского флотов. Главной задачей «Илов» было патрулирование территориальных вод вблизи российского побережья в поиске подводных лодок противника. Причем, по замыслу конструкторов, экипаж машины мог не только обнаружить вражескую субмарину, но и уничтожить ее с помощью торпедного вооружения.
Военные еще тогда признали, что «Беркут» не так хорош, как того бы хотелось. И, что самое обидное, существенно уступает американскому конкуренту Р-3С Orion, так как был заточен строго под борьбу с подводными лодками. Orion же мог противодействовать не только подводным, но и надводным кораблям, осуществлять океанский патруль и радиоразведку. Однако полноценной модернизации комплекса ни в 60-х, ни в более позднее время не последовало. Советские и российские адмиралы жили иными проблемами, решая проблему поиска и уничтожения иностранных субмарин корабельными средствами.
«Самолет не случайно получил имя «Радий Папковский», – сообщил газете ВЗГЛЯД гендиректор ОАО «Ил» Юрий Юдин. – Именно благодаря ему, выдающемуся конструктору ОКБ Ильюшина, в начале 90-х годов была начата программа модернизации самолетов Ил-38».
И вот теперь самолет наконец получил обновленную версию своей главной боевой системы. По словам конструкторов, система «Новелла» способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, надводные – до 320 км. При этом система одновременно удерживает в поле зрения 32 цели как над, так и под водой. Применяется для ведения радиолокационной подводной, надводной и воздушной разведок, выдает целеуказание. Комплекс объединяет цифровую ЭВМ с постами управления для двух операторов, каждый из которых оборудован 13-дюймовыми жидкокристаллическими индикаторами, и пост командира, оснащенный большим монитором.
«Все блоки соединяются между собой через специальные шины. Такое решение позволяет интегрировать любое целевое оборудование по выбору заказчика, – подчеркивает Юдин. – В общем, получился полноценный аналог современного американского Р-8 Poseidon».
«Этот самолет значительно повысит боевой потенциал противолодочной составляющей флота, – уверен командир 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России генерал-майор Алексей Сердюк. – Поисковая производительность увеличилась в четыре раза». Один обновленный самолет сможет выполнять задачи на площади, в четыре раза превышающей прежний район работ Ил-38. Есть возможность провести техническую разведку, выдавать целеуказания. Планер самолета, по его словам, просто великолепный, позволяет выполнять задачи в дальней и ближней морской зоне.
Для поиска, обнаружения, сопровождения и уничтожения современной подводной лодки не нужны сверхзвуковые скорости. Достоинство Ил-38 в том, что он имеет дальность полета в 2,2 тысячи км. Этого вполне достаточно, чтобы, неспешно барражируя вблизи побережья, вести разведку. В случае, если лодка или отряд кораблей будут обнаружены иными средствами флота, Ил-38 окажется в этой точке раньше основных сил. И сможет самостоятельно начать преследование или даже атаку на цель или целую группу целей.
В арсенале машины 9 тонн боевой нагрузки: торпеды, противолодочные бомбы, морские мины, спасательные контейнеры, морские маркеры – ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-12Д. И даже противокорабельные крылатые ракеты. Во всяком случае, подобная возможность есть на модернизированном по заказу индийских ВМС в 2005 году Ил-38, получившем обозначение Ил-38SD (Sea Dragon – «Морской змей»). Установленный на нем прицельно-навигационный комплекс позволяет применять российские противокорабельные крылатые ракеты Х-35, а также торпеды АПР-3. По контракту с Минобороны России ОАО «Ил» модернизирует пять Ил-38.
Модернизация старой техники вполне обоснованна. Например, американцы до сих пор используют ровесник Ил-38 – Р-3С Orion. Эти машины сопровождают едва ли не каждый выход российских кораблей в океан. Понятно, что это совсем не те самолеты, что поднялись в воздух в 1959 году. Такая же судьба у вертолета Ми-24. Его новая модификация Ми-35 похожа на предшественника только внешне – внутри совсем другая авионика, система управления оружием и навигации. Не менее масштабное обновление идет и на кораблях ВМФ. Многие современные ракетные и артиллерийские системы имеют модульную конструкцию, что позволяет без изменения архитектуры корабельных настроек и внутренних помещений заменять устаревшие системы на новые.
Например, по открытым данным, в ходе модернизации ударных ракетных АПЛ проекта 949 типа «Антей» (при замене ракетного комплекса «Гранит» на более современный «Оникс») в высвобождающиеся 24 ракетные шахты удастся поставить 72 новые сверхзвуковые крылатые ракеты. Точно так же можно сделать и на тяжелых атомных крейсерах проекта 1144 типа «Орлан». Первый из этих кораблей – «Адмирал Нахимов» – не так давно встал в док Северодвинского машиностроительного предприятия.
Модернизация в некоторых случаях оправданней создания полностью новых систем оружия. Вызвано это прежде всего тем, что воспроизвести заново некоторые носители, например такие, как крейсера проекта 1144, в настоящих условиях ни технически, ни экономически невозможно. Точно так же, как и построить «с нуля» новые Ил-38. Зато, заменив на них электронику и ударные средства, можно не только сэкономить деньги, но и повысить боевой потенциал прекрасно зарекомендовавших себя носителей.