Наиболее крупные операторы сотовой связи США и производители смартфонов договорились дистанционно блокировать работу краденых аппаратов с целью защитить персональные данные пользователей и воспрепятствовать воровству мобильных устройств.
С одной стороны, они хотят защитить пользователя, но с другой – наоборот
Как сообщили в американской Ассоциации индустрии сотовых коммуникаций (CTIA), которая объединяет крупнейшие телекоммуникационные компании и производителей мобильных устройств, начиная с июля 2015 года все смартфоны, предназначенные для продажи в США, будут выпускаться с предустановленным специальным программным обеспечением либо будут иметь возможность его загружать.
В случае кражи или потери устройства пользователь сможет обратиться к оператору связи, который дистанционно удалит всю личную информацию с телефона и заблокирует его работу, отмечает ИТАР-ТАСС.
В программе по борьбе с кражей телефонов принимают участие ведущие американские провайдеры связи, на долю которых приходится в общей сложности 90% сотового рынка США. Это крупнейшая компания Verizon, второй игрок на рынке – AT&T, а также Sprint и T-Mobile.
Среди производителей, которые согласились участвовать в инициативе – Apple, Samsung, Google и HTC.
Власти США отмечают, что рост числа краж мобильных электронных устройств даже больше, чем случаев воровства наличных денег. В 2012 году жертвами воров, специализирующихся на краже мобильных телефонов, стали 1,6 млн американцев. По статистике в Нью-Йорке и других крупных городах США на кражи смартфонов приходится более 40% всех ограблений.
Газета ВЗГЛЯД поинтересовалась у отечественных экспертов и представителей операторов сотовой связи, не собираются ли вводить что-то подобное в России.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин признался, что особо не следит за тем, что предлагается в Америке, но при этом не видит смысла поддерживать подобную инициативу.
«Любое внедрение в телефон, любое стороннее вмешательство, навязанное какими-то организациями, пусть и с целью обеспечения безопасности, может быть вредным, – заметил депутат в интервью газете ВЗГЛЯД. – С одной стороны, они хотят защитить пользователя, но с другой – наоборот, как раз открывают доступ к информации для тех людей, которые владеют данной технологией».
По словам Деньгина, человек должен понимать, какие риски лично для него несут подобные идеи, и в любом случае не помешает копирование важной для него информации на другие носители, на свой персональный компьютер.
«Так что я не вижу пока смысла что-то подобное внедрять», – отметил депутат.
В то же время он отметил, что если и можно говорить о подобных технологиях в России, то применительно к отечественной технике, например к «Йотафону», о котором уже стали забывать.
«Мы должны поддерживать свои, российские телефоны. И если уж производители имеют возможность дистанционно управлять вашим устройством, то пусть они будут управляться с территории Российской Федерации, а не с Запада», – подытожил он.
В свою очередь главный аналитик Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян пояснил газете ВЗГЛЯД, что речь вовсе не идет о ноу-хау.
«На самом деле эти меры предлагались политиками разного уровня в США уже давно. По сути они являются развитием уже существующих технологий. Потому что и у iOS, и у Android, которые занимают до 80% рынка смартфонов, уже есть возможность для пользователя удаленно заблокировать и стереть всю информацию с телефона. Эта функция уже какое-то время существует в самой оперативной системе, для этого даже не нужно какое-то стороннее вмешательство», – сказал он.
Таким образом, по словам эксперта, речь идет лишь о некоем расширении моделей с данной функцией и о стандартизации требований к производителям на этот счет.
Что касается России, коль скоро и здесь большинство людей пользуются смартфонами с iOS и Android, они также в настройках на сайтах производителя уже сейчас могут заблокировать и стереть информацию со своего телефона, который украли.
«Я не знаю, нужно ли еще заключать какие-то дополнительные соглашения между сотовыми операторами и производителями, обязывать кого-то внедрять такую функцию, – сомневается эксперт. – Просто ее внедрение в их же интересах, чтобы пользователь не боялся, что его телефон украдут».
Также Казарян признал: риски того, что через оператора сотовой связи кто-то проникнет в телефон абонента не с благими намерениями, исключить никто не может. Но различные технологии защиты данных все равно в ближайшие годы будут внедряться все чаще.
Из сотовых операторов оперативный официальный комментарий по этой теме газете ВЗГЛЯД смогли дать только в пресс-службе МТС.
«Для сохранности средств на счету абонентов, мобильного банкинга и сервисов мобильной коммерции в МТС предусмотрена мгновенная блокировка сим-карт по обращению абонента, – отметил глава направления по взаимодействию со СМИ сотового оператора Дмитрий Солодовников. – При этом дистанционное удаление всех данных с телефона (фотографий, СМС, почты, контактов) предусмотрено на подавляющем большинстве современных смартфонов – как на Android (занимает более 80% процентов от всех используемых в России устройств, по данным МТС), так и на Apple (почти 10% от всех смартфонов)», – добавил он.
Какие-то дополнительные договоренности не очень-то и нужны, рассказал газете ВЗГЛЯД еще один источник в отрасли.
По его словам, инициатива американских деятелей не несет в себе чего-то нового.
«Тут предлагается сделать два шага вместо одного – позвонить оператору и попросить его стереть информацию, хотя уже сейчас можно зайти на сайт производителя и сделать то же самое. При этом, в общем-то, ни то, ни другое действие не занимает много времени», – сказал он.
Напомним, что в России стараются идти в ногу со временем и периодически изменяют законодательство, чтобы облегчить условия пользования сотовой связью.
Так, с 1 декабря прошлого года вступили в силу поправки к закону «О связи», отменяющие «мобильное рабство». Абоненты платить за эту услугу не должны, зато операторы должны отдать по 100 рублей за внесение каждого абонента, который перешел к ним от конкурента, в базу данных перенесенных номеров.
По оценкам Минкомсвязи, на создание такой базы требуется 500 млн рублей, а на ее работу необходимо 300 млн рублей ежегодно.
Сообщалось, впрочем, что отмена «мобильного рабства» уже перессорила сотовых операторов. По данным «Ведомостей», операторы так называемой большой тройки направили в Минкомсвязи множество жалоб, обвиняя друг друга в нежелании передавать абонентов и намеренном игнорировании клиентских заявок.
По данным на начало апреля, в России зарегистрировано около 250 тыс. заявлений на перенос номера, на практике перенесена пока примерно половина из них.