В ночь на вторник на полчаса одновременно вышли из строя сразу восемь спутников системы ГЛОНАСС, сообщили в Информационно-аналитическом центре Роскосмоса.
Произошел получасовой сбой, нам его удалось оперативно устранить
Согласно данным суточного мониторинга системы ГЛОНАСС, опубликованного на сайте центра, за несколько минут до часа ночи 15 апреля космические аппараты № 747, 743, 717, 737, 738, 720, 732 и 735 показывали признак «нездоров». Такое состояние сохранялось на протяжении порядка 30 минут.
Кроме того, примерно в 22.20 14 апреля вышел из строя космический аппарат системы ГЛОНАСС № 730, передает «Интерфакс».
Позднее в Роскосмосе объяснили сбой особенностями настройки бортового программного обеспечения спутников.
«Технический вопрос возник в рамках тестирования элементов системы. При выведении новых аппаратов из орбитального резерва в штатную группировку при автоматической перезагрузке произошел сбой», – сообщил представитель космического агентства.
Добавим, что это не первый сбой в системе в этом месяце. Предыдущий сбой в работе спутников ГЛОНАСС произошел 11 апреля. Тогда сообщалось, что правильно работают лишь 22 спутника из 24. Поэтому система не могла обеспечить навигационным сигналом всю поверхность планеты. Отмечалось, что для хорошего покрытия Земли требуется именно 24 спутника, России достаточно 18.
2 апреля система вышла из строя более чем на 10 часов. Космические аппараты выдавали неверные данные о своем местоположении и, соответственно, предоставляли потребителям неверную навигационную информацию. Ошибка возникла одновременно практически на всех аппаратах.
Как пояснял источник «Интерфакса» в ракетно-космической отрасли, тогда проблема была вызвана человеческим фактором – программной закладкой на борт аппаратов неверных данных.
«Известия» со ссылкой на главу производителя спутников ГЛОНАСС «ИСС имени Решетнева» Николая Тестоедова сообщают, что участившиеся сбои навигационной системы связаны с переходом на новый контур управления.
Говоря о событиях ночи с 14 на 15 апреля, он отметил: «Произошел получасовой сбой, нам его удалось оперативно устранить... Мы сейчас переходим на обновленный контур управления, это огромная и длительная работа, с новыми средствами, новой математикой. Поэтому иногда возникают сбои. Что можем, мы отлаживаем на Земле, но, к сожалению, не все можно выловить наземными средствами. Сейчас, полагаю, мы свели на нет допустимое количество ошибок».
Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш сказал газете ВЗГЛЯД, что технических подробностей отказа восьми спутников не знает, но подозревает, что вряд ли их объявят и остальным.
«Вы прекрасно понимаете, что ГЛОНАСС – это система во многом оборонная, и вряд ли кто-нибудь даже из инженеров, конструкторов, эксплуатантов скажет вам, что там произошло. Потому что освещать в прессе эти вопросы – значит обнаруживать слабые стороны ГЛОНАСС», – пояснил он.
Караш рассказал, для чего главным образом нужна эта система.
«Говорить о том, что она может конкурировать с GPS – это как Михаил Сергеевич Горбачев в свое время говорил, что ВАЗ может и должен стать законодателем мод в мировом автомобилестроении. Все наши военнослужащие пользуются именно системой GPS. И если вдруг, не дай бог, американцы отключат эту систему над территорией России, чтобы все наши бомбардировщики, крейсеры, подводные лодки и даже мотострелки не ослепли и не стали блуждать в трех соснах, для этого и нужна система ГЛОНАСС. Это такая подстраховочная сетка», – сказал он.
Касаясь причин первого сбоя в апреле, в Роскосмосе отмечали, что в них будет разбираться государственная комиссия, до окончания работы которой причастные к запуску люди предпочли воздержаться от комментариев. При этом версия о целенаправленном внешнем воздействии на систему опровергалась.
При этом глава некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» Александр Гурко рассказывал «Известиям», что сейчас ГЛОНАСС должным образом не управляется, из-за чего и возрастают риски подобных сбоев.
«У системы должен быть оператор, который отвечает за ее качественное функционирование, развитие и использование... ГЛОНАСС до сих пор официально не введена в эксплуатацию, хотя это было обещано два года назад и зафиксировано во многих протоколах межведомственной рабочей группы. Но до сих пор непонятно, кто вообще отвечает за качество услуги», – говорил он.
Напомним, в прошлом году авария ракеты «Протон-М», выводящей элементы ГЛОНАСС на орбиту, подтолкнула реорганизацию ракетно-космической отрасли России. Сменилось руководство Роскосмоса, была зарегистрирована Объединенная ракетно-космическая корпорация. Производство разбившейся ракеты-носителя «Протон-М» и трех спутников «Глонасс-М», а также организация их запуска обошлись примерно в 4,4 млрд рублей.
Между тем российские власти и представители военного ведомства продолжают связывать с ГЛОНАСС большие надежды.
10 апреля сообщалось, что станцию сбора измерений для ГЛОНАСС запланировали создать в Крыму. Всего на текущий год запланированы три запуска аппаратов ГЛОНАСС.
В марте один такой запуск уже был осуществлен с космодрома Плесецк.
9 апреля стало известно, что в размещении ГЛОНАСС заинтересована Мексика.
«Для Мексики было бы очень интересно разместить наземную станцию системы ГЛОНАСС для двух вещей – чтобы использовать эту современную навигационную систему в прикладном гражданском значении, имея большее разрешение в приложениях, и включить в нее различные географические, геоматические, метеорологические данные, сведения о сельском хозяйстве и транспорте в зависимости от приложений», – отмечал генеральный директор Мексиканского космического агентства Хавьер Мендьета Хименес.
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) является российским аналогом американской Системы глобального позиционирования (GPS).
С 1 января 2013 года на территории России стала обязательной установка модулей ГЛОНАСС на автотранспорте, который перевозит пассажиров и опасные грузы.