Общество

11 апреля 2014, 21:05

Ан-70 наконец объявлен готовым для принятия на вооружение

Фото: Reuters

Один из самых знаковых авиастроительных долгостроев на постсоветском пространстве – военно-транспортный самолет Ан-70 – кажется, можно все-таки считать завершенным. Крайне противоречивый проект, который ВВС России неоднократно отказывались принимать на вооружение, готов к серийному производству.

Украина завершила совместные с Россией государственные испытания среднего военно-транспортного широкофюзеляжного самолета короткого взлета и посадки Ан-70. Как передает РИА «Новости» со ссылкой на сообщение предприятия «Антонов», самолет рекомендуется запустить в серийное производство и принять на вооружение.

С трудом верилось, что испытания завершатся. Казалось, что это история про день сурка

Налетал 930 часов

Испытания проводились летным и инженерно-техническим составом Государственного научно-испытательного центра вооруженных сил Украины совместно со специалистами «Антонова». После завершения модернизации в сентябре 2012 года и по 31 марта 2014 года на самолете выполнено 122 полета с налетом 220 часов. Всего Ан-70 налетал 930 часов в 753 полетах.

«Антонов» сообщает, что в процессе наземных и летных испытаний на модернизированном самолете получено соответствие проверяемых параметров и режимов, заданных требованиями заказчика в части функционирования модернизированных систем и оборудования, характеристик короткого взлета и посадок, точностных характеристик при выполнении навигационных задач, характеристик надежности систем и оборудования, возможность перевозки всей заданной номенклатуры грузов.

Основными задачами самолета Ан-70 считаются обеспечение мобильного развертывания и переброски вооруженных сил на театре военных действий, передислокации боевых частей в пределах и за пределы боевых действий. Он способен доставлять вооруженные силы, вооружения, военную технику и средства материально-технического обеспечения в зону боевых действий, в том числе на неподготовленные короткие грунтовые площадки длиной 600–800 метров. Вдобавок он предназначен для десантирования вооруженных сил, вооружений, военной техники и средств материально-технического обеспечения в зоны боевых действий, для обеспечения гуманитарных акций в зонах региональных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и бедствий.

«Он такой многострадальный»

Профессор Академии военных наук, директор проекта по обычным вооружениям и МДТО ПИР-Центра Вадим Козюлин считает, что самолет, несмотря на затянувшуюся разработку, «безусловно, нужен». «Он такой многострадальный. Россия вложила в его разработку порядка 800 млн долларов. Главная проблема заключалась в том, что Россия приняла решение выпускать этот самолет на базе собственного предприятия, на этой почве были разногласия. Были и другие противоречия... С трудом верилось, что испытания завершатся. Казалось, что это история про день сурка», – сказал Козюлин газете ВЗГЛЯД.

Однако эксперт подчеркивает, что нынешние события вокруг российско-украинских отношений накладывают свой отпечаток. Недавно президент России Владимир Путин призвал замещать импортное украинское оборудование отечественным. «Россия сегодня в состоянии найти Ан-70 замену. Есть несколько аналогичных проектов. В принципе, сегодня Украина больше заинтересована, чтобы этот проект пошел, тем более с учетом предстоящих экономических трудностей, которые начали ощущать в этой стране. Но у этого проекта все получится. Он будет жить. Это будет один из поводов вспоминать о российско-украинском сотрудничестве», – полагает эксперт.

О том, что Объединенная авиастроительная корпорация намерена сконцентрироваться на создании и производстве транспортных самолетов, говорилось еще два года назад. В качестве базы называлось ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова» (КАПО).

Козюлин также отметил, что, несмотря на долгую историю создания Ан-70, самолет не получится устаревшим. «Самолеты вообще долго разрабатываются. Конечно, в долгой разработке есть минусы, но есть и плюсы. За этот период появились новые технологии, которые наверняка были учтены. Будут интегрированы современные приборы, оборудование и материалы. А законы аэродинамики остаются прежними, поэтому изначальные расчеты соответствуют требованиям вооруженных сил», – считает эксперт.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в начале 2012 года ВВС России и «Антонов» достигли согласия на закупку Ан-70. Тогда российские военные выражали готовность купить не менее 60 машин по цене около 67 млн долларов за борт. «Ан-70 нужен России, чтобы заменить устаревшие Ан-12, которые стоят на службе с 1961 года. После нескольких последних катастроф решается вопрос о снятии их с вооружения», – говорил газете ВЗГЛЯД эксперт «АвиаПорта» Олег Пантелеев.

Напомним, разработка Ан-70 велась с 1978 года, однако завершить работу до развала СССР конструкторы не успели. В итоге крайне необходимый, передовой по своим характеристикам средний транспортник оказался заложником политических интриг российско-украинских отношений. То на финансирование его дальнейшей разработки банально не было денег, то их выделение связывалось с очередными «газовыми» уступками Киева Москве. Получить которые в условиях «оранжевой» власти президента Виктора Ющенко России было практически невозможно.

Были и более серьезные факторы, влияющие на отношение к проекту. Так, аргументируя свой отказ от дальнейшей работы по Ан-70, тогдашний главком ВВС России Владимир Михайлов говорил, что у самолета крайне низкий уровень надежности. На первом этапе госиспытаний на опытном самолете было выявлено 382 недостатка, из них 95 требовали незамедлительного устранения. В их числе пять недостатков, связанных с газодинамической устойчивостью двигателя Д-27, непосредственно влияющих на безопасность полетов.

«Над ним последние 10 лет никто не работал»

Переданные на испытания в Россию первые две машины постигла трагическая участь: одна разбилась в 1996 году, похоронив экипаж из семи человек, – самолет врезался в следовавший за ним Ан-72, разбил хвост и рухнул вниз; другая упала в 2001 году с двумя отказавшими двигателями в Омске. В обоих случаях эксперты признали неисправным двигатель Д-27.

В официальном акте государственных испытаний машины № 01-02 от 25 декабря 2001 года указано, что в ходе полетов было 22 случая его самовыключения, 30 случаев неустойчивой работы, обнаружено 116 неисправностей агрегатов, систем и узлов. Средняя величина наработки на одно выключение моторов составляла всего 190 часов. Не устраивало и то, что по топливной экономичности машина находится на уровне морально устаревшего самолета Ан-12, что уступает мировому уровню самолетостроения в 1,5–2 раза.

Кроме того, за время разработки Ан-70 настолько «потяжелел», что стал уже конкурировать с самолетом совсем иного класса – Ил-76МФ, производство которого Россия намеревалась развернуть в ближайшее время. В итоге в 2006 году главком ВВС Михайлов заявил, что не будет покупать Ан-70, поскольку у него ненадежные двигатели, а весовые характеристики не соответствуют ТЗ.

К тому же Украина на тот момент вообще заявила о желании вступить в НАТО, поэтому Россия запланировала создать собственный аналог Ан-70 – модифицированный Ил-76. Также у Ан-70 появился внешний конкурент – европейский средний транспортный самолет А-400.

При этом некоторые эксперты уверены, что, несмотря на «революционность» Ан-70, его время безвозвратно ушло. Как говорил газете ВЗГЛЯД глава Центра АСТ Руслан Пухов, «над ним последние 10 лет никто не работал» и «по современным меркам в нем нужно менять практически все».

Текст: Андрей Резчиков

Вам может быть интересно

Российская ПВО перехватила и уничтожила 68 украинских беспилотников за ночь
Темы дня

Дружественные России страны унизили США в Африке

Весьма обидную пощечину получили США в Африке: одна из стран региона Сахеля, Чад, приказала вывести со своей территории американский военный контингент, а другая, Нигер, ведет об этом переговоры. Причем Чад обставил вывод американских солдат в максимально унизительной форме. Что означает происходящее с точки зрения интересов России?

Abrams уехали с линии фронта за «мангалами»

ВСУ выводят американские танки Abrams с линии фронта. И Украина, и Штаты признают их неэффективность на поле боя: из 31 машины, поставленных США в зону СВО, российским военным удалось ликвидировать пять. Бронетехника фактически не обладает средствами защиты от беспилотников ВС РФ. Какой будет судьба Abrams на Украине и сможет ли противник модернизировать их для дальнейшего использования?

Мировую гимнастику лишили названных в честь российских гимнасток элементов

Рушится вторая линия обороны ВСУ к западу от Авдеевки

Набиуллина назвала негативные последствия высоких зарплат

Новости

Европол задержал банду грузинских книжных воров

Еще четверо грузинских похитителей книг, воровавших антикварные издания из библиотек по всей Европе, были задержаны и заключены под стражу.

Посла России вызвали в МИД Британии из-за поджога в Лондоне

Министерство иностранных дел Британии вызвало посла России в Лондоне Андрея Келина в связи с ранее выдвинутыми обвинениями в «организованной Россией враждебной деятельности» на территории страны.

Таджикистан заявил о проблемах при въезде граждан страны в Россию

Таджикистан официально выразил обеспокоенность сложностями, с которыми сталкиваются его граждане при пересечении границы с Россией, заявил заместитель главы МИД республики Содик Имоми.

Китай призвал к международному расследованию подрыва «Северных потоков»

Заместитель постпреда КНР при ООН Гэн Шуан заявил, что Китай призывает как можно скорее начать международное расследование теракта на газопроводе «Северный поток».

В Польше назвали Калининград «непотопляемым ракетным крейсером»

Глава польского МИД Радослав Сикорский назвал Калининградскую область, граничащую с Польшей и Литвой, «непотопляемым ракетным крейсером» России и предложил Западу переместить системы противоракетной обороны ближе к границам российского региона.

В Литве призвали готовиться к последнему пакету помощи США Украине

Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните призвала союзников Украины быть готовыми к тому, что утвержденный администрацией США пакет помощи может стать последним.

Глава Пентагона назвал сроки получения Украиной F-16 вместе с летчиками

Киевский режим начнет получать американские истребители F-16 в 2024 году, заявил глава Пентагона Ллойд Остин в пятницу.

Посол России в Оттаве не исключил понижения дипотношений с Канадой

Понижение уровня дипломатических отношений с канадской стороной может произойти в случае, если Оттава изымет российские активы, заявил посол России в этой стране Олег Степанов.

Вильфанд дал прогноз погоды на лето

Температура воздуха по России прогнозируется выше нормы, лето холодным не будет, заявил руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

Газпрому отошли российские дочерние компании Ariston и Bosch

Президент России Владимир Путин подписал указ о передаче 100% долей в российских подразделениях Ariston и BSH Hausgerate под временное управление компании «Газпром бытовые системы».

Блогер-самбист с Украины избил десятки людей в Ростове-на-Дону

Полиция Ростова-на-Дону начала проверку после того, как в Сети появились видеозаписи, на которых блогер-самбист избивает людей.

Намибия отказалась принимать мигрантов из Британии

Намибия не примет ни одного мигранта из Великобритании, заявил исполнительный директор МИД Намибии Пенда Наанда.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

Сергей Миркин: Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

Борис Акимов: Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?