Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
11 апреля 2014, 21:05 • Общество

К взлету готов

Ан-70 наконец объявлен готовым для принятия на вооружение

К взлету готов
@ Reuters

Tекст: Андрей Резчиков

Один из самых знаковых авиастроительных долгостроев на постсоветском пространстве – военно-транспортный самолет Ан-70 – кажется, можно все-таки считать завершенным. Крайне противоречивый проект, который ВВС России неоднократно отказывались принимать на вооружение, готов к серийному производству.

Украина завершила совместные с Россией государственные испытания среднего военно-транспортного широкофюзеляжного самолета короткого взлета и посадки Ан-70. Как передает РИА «Новости» со ссылкой на сообщение предприятия «Антонов», самолет рекомендуется запустить в серийное производство и принять на вооружение.

С трудом верилось, что испытания завершатся. Казалось, что это история про день сурка

Налетал 930 часов

Испытания проводились летным и инженерно-техническим составом Государственного научно-испытательного центра вооруженных сил Украины совместно со специалистами «Антонова». После завершения модернизации в сентябре 2012 года и по 31 марта 2014 года на самолете выполнено 122 полета с налетом 220 часов. Всего Ан-70 налетал 930 часов в 753 полетах.

«Антонов» сообщает, что в процессе наземных и летных испытаний на модернизированном самолете получено соответствие проверяемых параметров и режимов, заданных требованиями заказчика в части функционирования модернизированных систем и оборудования, характеристик короткого взлета и посадок, точностных характеристик при выполнении навигационных задач, характеристик надежности систем и оборудования, возможность перевозки всей заданной номенклатуры грузов.

Основными задачами самолета Ан-70 считаются обеспечение мобильного развертывания и переброски вооруженных сил на театре военных действий, передислокации боевых частей в пределах и за пределы боевых действий. Он способен доставлять вооруженные силы, вооружения, военную технику и средства материально-технического обеспечения в зону боевых действий, в том числе на неподготовленные короткие грунтовые площадки длиной 600–800 метров. Вдобавок он предназначен для десантирования вооруженных сил, вооружений, военной техники и средств материально-технического обеспечения в зоны боевых действий, для обеспечения гуманитарных акций в зонах региональных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и бедствий.

«Он такой многострадальный»

Профессор Академии военных наук, директор проекта по обычным вооружениям и МДТО ПИР-Центра Вадим Козюлин считает, что самолет, несмотря на затянувшуюся разработку, «безусловно, нужен». «Он такой многострадальный. Россия вложила в его разработку порядка 800 млн долларов. Главная проблема заключалась в том, что Россия приняла решение выпускать этот самолет на базе собственного предприятия, на этой почве были разногласия. Были и другие противоречия... С трудом верилось, что испытания завершатся. Казалось, что это история про день сурка», – сказал Козюлин газете ВЗГЛЯД.

Однако эксперт подчеркивает, что нынешние события вокруг российско-украинских отношений накладывают свой отпечаток. Недавно президент России Владимир Путин призвал замещать импортное украинское оборудование отечественным. «Россия сегодня в состоянии найти Ан-70 замену. Есть несколько аналогичных проектов. В принципе, сегодня Украина больше заинтересована, чтобы этот проект пошел, тем более с учетом предстоящих экономических трудностей, которые начали ощущать в этой стране. Но у этого проекта все получится. Он будет жить. Это будет один из поводов вспоминать о российско-украинском сотрудничестве», – полагает эксперт.

О том, что Объединенная авиастроительная корпорация намерена сконцентрироваться на создании и производстве транспортных самолетов, говорилось еще два года назад. В качестве базы называлось ОАО «Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова» (КАПО).

Козюлин также отметил, что, несмотря на долгую историю создания Ан-70, самолет не получится устаревшим. «Самолеты вообще долго разрабатываются. Конечно, в долгой разработке есть минусы, но есть и плюсы. За этот период появились новые технологии, которые наверняка были учтены. Будут интегрированы современные приборы, оборудование и материалы. А законы аэродинамики остаются прежними, поэтому изначальные расчеты соответствуют требованиям вооруженных сил», – считает эксперт.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в начале 2012 года ВВС России и «Антонов» достигли согласия на закупку Ан-70. Тогда российские военные выражали готовность купить не менее 60 машин по цене около 67 млн долларов за борт. «Ан-70 нужен России, чтобы заменить устаревшие Ан-12, которые стоят на службе с 1961 года. После нескольких последних катастроф решается вопрос о снятии их с вооружения», – говорил газете ВЗГЛЯД эксперт «АвиаПорта» Олег Пантелеев.

Напомним, разработка Ан-70 велась с 1978 года, однако завершить работу до развала СССР конструкторы не успели. В итоге крайне необходимый, передовой по своим характеристикам средний транспортник оказался заложником политических интриг российско-украинских отношений. То на финансирование его дальнейшей разработки банально не было денег, то их выделение связывалось с очередными «газовыми» уступками Киева Москве. Получить которые в условиях «оранжевой» власти президента Виктора Ющенко России было практически невозможно.

Были и более серьезные факторы, влияющие на отношение к проекту. Так, аргументируя свой отказ от дальнейшей работы по Ан-70, тогдашний главком ВВС России Владимир Михайлов говорил, что у самолета крайне низкий уровень надежности. На первом этапе госиспытаний на опытном самолете было выявлено 382 недостатка, из них 95 требовали незамедлительного устранения. В их числе пять недостатков, связанных с газодинамической устойчивостью двигателя Д-27, непосредственно влияющих на безопасность полетов.

«Над ним последние 10 лет никто не работал»

Переданные на испытания в Россию первые две машины постигла трагическая участь: одна разбилась в 1996 году, похоронив экипаж из семи человек, – самолет врезался в следовавший за ним Ан-72, разбил хвост и рухнул вниз; другая упала в 2001 году с двумя отказавшими двигателями в Омске. В обоих случаях эксперты признали неисправным двигатель Д-27.

В официальном акте государственных испытаний машины № 01-02 от 25 декабря 2001 года указано, что в ходе полетов было 22 случая его самовыключения, 30 случаев неустойчивой работы, обнаружено 116 неисправностей агрегатов, систем и узлов. Средняя величина наработки на одно выключение моторов составляла всего 190 часов. Не устраивало и то, что по топливной экономичности машина находится на уровне морально устаревшего самолета Ан-12, что уступает мировому уровню самолетостроения в 1,5–2 раза.

Кроме того, за время разработки Ан-70 настолько «потяжелел», что стал уже конкурировать с самолетом совсем иного класса – Ил-76МФ, производство которого Россия намеревалась развернуть в ближайшее время. В итоге в 2006 году главком ВВС Михайлов заявил, что не будет покупать Ан-70, поскольку у него ненадежные двигатели, а весовые характеристики не соответствуют ТЗ.

К тому же Украина на тот момент вообще заявила о желании вступить в НАТО, поэтому Россия запланировала создать собственный аналог Ан-70 – модифицированный Ил-76. Также у Ан-70 появился внешний конкурент – европейский средний транспортный самолет А-400.

При этом некоторые эксперты уверены, что, несмотря на «революционность» Ан-70, его время безвозвратно ушло. Как говорил газете ВЗГЛЯД глава Центра АСТ Руслан Пухов, «над ним последние 10 лет никто не работал» и «по современным меркам в нем нужно менять практически все».

..............