Руководитель немецкого военно-промышленного концерна Krauss-Maffei Wegmann Франк Гаун констатировал, что в этом году вырос спрос на бронетехнику со стороны ряда европейских стран. «В странах Восточной Европы и Скандинавии спрос вырос значительно», – приводит Handelsblatt слова Гауна. Он отметил, что эта тенденция связана с украинским кризисом. Подробности руководитель KMW, производящего, в частности, танки «Леопард-2», сообщить отказался.
Военно-промышленным кругам в любой стране тоже хочется деньги зарабатывать
Впрочем, официальных сообщений о переговорах восточноевропейских партнеров немецких производителей за последнее время не было. В настоящее время на «Леопардах» в Европе ездят танкисты ФРГ, Австрии, Швейцарии, Греции, Испании, Португалии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии.
После окончания холодной войны танковый парк европейских армий существенно снизился. В 1990 году, на момент подписания договора об ограничении обычных вооружений в Европе, армии стран НАТО в Европе насчитывали более 24 тысяч танков. В 2011 году их насчитывалось уже более чем вдвое меньше – порядка 11 тысяч. Причем реальные сокращения еще более масштабны, если учесть, что у существовавшей в 1990 году Организации Варшавского договора в Европе были развернуты более тридцати тысяч танков, и весь танковый парк советского производства, принадлежавший странам Восточной Европы, затем оказался в распоряжении НАТО после вступления в альянс соответствующих стран.
Единственной страной Восточной Европы, которая закупает немецкие танки на данный момент, является Польша. В 2002 году ей были переданы 128 танков «Леопард-2A4», произведенных в середине 80-х. В прошлом году Польша заключила контракт на покупку 105 танков «Леопард-2А5» и 14 «Леопард-2А4», поставки должны быть осуществлены в нынешнем и в следующем году.
Меняя свой танковый парк, Польша столкнулась с определенными проблемами. Во-первых, в немецких танках нет автомата заряжания и экипаж не три человека, как в советских и российских машинах, а четыре, и это требует изменений штатных расписаний танковых частей и системы боевой подготовки. А во-вторых, танки от другого производителя требуют новой системы обслуживания, ремонта и обеспечения.
В сентябре недавно назначенный гендиректор украинского завода им. Малышева Николай Белов дал интервью, в котором, помимо свойственных украинским патриотам заявлений о превосходстве украинских танков над российскими, затронул польские проблемы: «Польша уже на этом обожглась. Они приобрели «Леопарды» и очень этим гордились. Но регламентное обслуживание, масла, качественное топливо, запчасти – все привело к большим затратам. И реально эти «Леопарды» у них не используются. В результате все учения, все свои боевые задачи они выполняют на своих Т-72, которые у них называются РТ-91 «Тварды», – сказал он, комментируя предложения закупать, точнее просить бесплатно танки у «европейских партнеров».
По мнению бывшего замначальника главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-лейтенанта запаса Евгения Бужинского, речь идет, в первую очередь, о военных лобби в странах Восточной Европы, которые используют украинский кризис, стараясь добиться увеличения ассигнований.
«Любая возможность подогреть обстановку и заставить правительство раскошелиться, конечно, используется. Это как «российская подводная лодка» в территориальных водах Швеции. Поистерили немного, пока бюджет обсуждался, наверное, им что-то добавили, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Сначала выдумывается угроза, потом под эту угрозу выбиваются деньги и размещаются заказы. Где более эффективные лоббисты, там получают больше денег. Не всегда оружие и техника, которые закупаются, действительно нужны».
Напомним, когда на прошлой неделе у берегов Швеции долго и упорно искали «российскую подводную лодку», которой там, как затем признали власти этой страны, не было, эксперты отмечали связь сообщений шведских СМИ о «российской угрозе» с принятием бюджета.
«После 1981 года, когда шведы говорили об угрозе русских, это всегда происходило накануне принятия военного бюджета. Зачастую удавалось таким образом увеличить ассигнования на противолодочную оборону. Когда они нагнетали, эти факты ни разу не имели подтверждения, а «русские подводные лодки» оказывались то косяком рыб, то стаей нерп, то старыми рыболовными сетями. Сейчас, я могу предполагать, это вызвано давлением на Швецию как на нейтральную страну, чтобы подвигнуть ее к вступлению в НАТО», – сказал газете ВЗГЛЯД председатель совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан первого ранга Игорь Курдин.#{weapon}
Генерал-лейтенант Бужинский выражает недоумение, зачем военным восточноевропейских и скандинавских стран лоббировать закупки именно танков.
«Угрозы крупномасштабных боевых действий с использованием танков в Европе – для меня это, конечно, экзотика, как для любого здравомыслящего военного. Хотят закупать танки – пусть закупают. Не знаю только, зачем. Для их армий больше нужно высокоточное оружие, авиация, – считает он. – Танки нужны для завоевания территории. Конечно, можно разбомбить страну в пыль, американцы это умеют. Но потом нужно территорию занимать. Для этого нужно под защитой брони проводить наземную операцию. Что страны Восточной Европы собираются завоевывать?»
Напомним, в июле стало известно о планах НАТО передать Украине старую советскую технику из запасов восточноевропейских стран, некогда входивших в Организацию Варшавского договора, а взамен поставить им продукцию США.
«В связи с неисправностью большей части вооружений и военной техники Украины НАТО решило передать ей ВВТ из наличия восточноевропейских стран, – писал тогда вице-премьер России Дмитрий Рогозин в своем «Твиттере». – Речь идет об оружии советского производства. В свою очередь США компенсируют эти «потери» младонатовцев своими поставками. ВПК США доволен».
По мнению первого вице-президента Академии геополитических проблем Константина Сивкова, страны Восточной Европы предпочитают немецкую бронетанковую продукцию американской, и тому есть несколько причин. «Во-первых, ремонтная и производительная база находится рядом, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Кроме того, американские танки используют газотурбинные двигатели. В запыленных районах, в лесистой местности их использование затруднено условиями атмосферы. И к тому же у них большой расход топлива. Это заставило европейские страны ориентироваться на Германию. Своя техника есть у Великобритании, Франции, отчасти Италии, остальные страны закупают «Леопарды»».
Он отметил, что украинский кризис послужил к увеличению расходов на оборону в Европе. «Украинские события знаменуют собой переход системы отношений в Европе на качественно иной уровень. Раньше это была система, построенная на принципах воздержания от применения военной силы, в том числе так называемой мягкой силы – организации революций. Система была построена на недопущении затрагивания жизненно важных интересов основных игроков. Затрагивать интересы России, вторгаться в ее сферу влияния считалось невозможным. И если раньше Россия занимала соглашательскую позицию по отношению к США, то теперь эти факторы изменились, и новая волна противостояния НАТО с Россией уже началась. Соответственно, возникают проблемы обеспечения этого противостояния, то есть наращиваются группировки войск.
С другой стороны, НАТО взяло курс на усиление своего военного могущества. Соответственно, надо пополнять танковый парк», – полагает Сивков.
Замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко напоминает, что в Польше спрос на немецкие танки активизировался еще до украинских событий. «Это одна из немногих стран Восточной Европы, где реализуется серьезная программа перевооружения, – рассказал он газете ВЗГЛЯД. – Они закупают западное вооружение, но при этом не избавляются от восточного, в частности, Польша является крупнейшим после Индии эксплуатантом МиГ-29».
Отметим, что в среду в Берлине министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен и ее польский коллега Томаш Семоняк подписали соглашение о двустороннем сотрудничестве в оборонной сфере. Оно предусматривает совместную подготовку военных и более тесную связь между боевыми подразделениями Германии и Польши.
На встрече командного состава бундесвера Урсула фон дер Ляйен в присутствии Семоняка призвала модернизировать собственные возможности устрашения и увеличить военный бюджет страны. «Речь идет о необходимости модернизировать наши собственные возможности устрашения», – заявила она.
По ее утверждению, конфликт на Украине показал, что Россия «пытается осуществлять державную политику, как в XIX веке», и решать военными средствами те проблемы, которые не удается решить дипломатическим путем. Как считает фон дер Ляйен, нормализации ситуации в скором времени не произойдет, поэтому властям ФРГ нужно увеличить военный бюджет, чтобы модернизировать бундесвер. «Вооруженные силы Германии должны быть способны выполнять взятые на себя в рамках НАТО обязательства», – отметила министр.
А Семоняк вновь высказался за усиление присутствия альянса в Восточной Европе. «Никто в Польше не хочет возвращения к временам холодной войны, никто не хочет конфронтации с Россией, однако мы убеждены, что ничто так не провоцирует, как слабость и покорность», – заявил он, предложив более тесную кооперацию между вооруженными силами обеих стран.